Паломничество по святым местам Украины

Филипьева Татьяна Васильевна
       Быстро летят годы земной жизни. И вот уже девятнадцать лет минуло с той поры, когда я сподобилась побывать в удивительной поездке. Теперь, перечитывая свои путевые заметки, я вновь переживаю, и даже со слезами на глазах, события и впечатления тех дней. Какая радость, что можно путешествовать по этой прекрасной земле, которую от древности и поныне населяют удивительные люди святой жизни. Этой радостью я готова поделиться с читателями. Теперь уже не так легко и просто людям из России посетить святые места Украины. Тем более ценны эти мои воспоминания, опубликованные в октябре 2002 года в журнале «Православная Русь» (Джорданвилль, США), №19.


       * * *


       Пасхальная радость в 2002 году была великой ещё и потому, что нам с мужем Николаем в составе группы паломников из Москвы удалось побывать в удивительных святых местах Украины. На Светлой седмице 8 мая мы прибыли в Киев – древний стольный град Руси, которому к тому времени исполнилось уже 1520 лет.


       ЗВЕРИНЕЦКИЙ ПЕЩЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ

       Рано утром автобус вёз нас по тихим пустынным улицам спящего города на один из холмов Киева, где раскинулся ботанический сад, прямо к месту, которое величают ни много ни мало Третьим уделом Богородицы. Из рассказа нашего гида Натальи узнали мы, что в этих местах русские князья охотились на зверей, оттого и пошло название древнего монастыря –Зверинецкий.
       В 1896 году, когда сошли оползни, открылся вход в пещеру – так был обнаружен древнейший подземный монастырь, основанный в XI веке, просуществовавший 100 лет и забытый миром на целых 900 лет; монастырь, бережно хранивший в тишине холодных пещер дух первых монахов – подвижников древней Руси.
       С зажжёнными свечами в руках, с молитвою на устах и трепетом в сердце проходили мы по узким проходам от пещерки к пещерке, где некогда подвизались в молитвенном подвиге иноки.
       Паломники один за другим прикладывались к иконе Матери Божией Зверинецкой, к иконам преподобных отцов на стенах пещерной церкви, к древним каменным сосудам. Моё внимание привлекла каменная табличка с надписью: «Неужели ХХI век также мало оценит редчайший памятник русской старины, как мало оценил его век ХХ».
       Всего обнаружено триста пещер: кельи, коридоры, усыпальницы, подземные храмы первых в истории русского монашества отшельников и молитвенников Христа ради. Нам рассказали, что в этой части города Киева обнаружено пятнадцать пещерных монастырей, ныне же четыре из них открыты для посещения паломников. Зверинецкий монастырь – самый древний из них.


       СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ИОНИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

       Следующим местом нашего паломничества стал Свято-Троицкий мужской монастырь, расположенный на территории ботанического сада, благоухавшего в ту пору цветущей сиренью. Монастырь был основан в 1866 году и являлся вторым по величине после Киево-Печерской Лавры.
       В монастыре, строителем и настоятелем которого был архимандрит Иона (в схиме Пётр), подвязалось 800 человек братии. Устав был строгим. По церковному преданию Сама Божия Матерь отбирала монахов в этот монастырь, и монахам следовало быть благоговейными даже во сне. В Киеве тогда говорили: «Хотите видеть усопших преподобных – идите в Лавру, хотите видеть живых преподобных – идите в монастырь Ионы».
       Мы приложились к поклонному кресту, поставленному на том месте, где по преданию Матерь Божия в огненном столпе с сонмом святых дважды являлась преподобному Ионе (1 марта 1861 года и 9 марта 1862 года).
Рассказывают, что в те времена православные люди толпами ходили в монастырь, желая получить телесные исцеления и духовное окормление.
       Однажды старец Иона решил уйти в затвор, желая помолиться уединённо, в тишине, как и подобает монаху. Утомившись от множества приходящих с просьбами и вопросами посетителей, он велел никого к себе больше не пускать. Сидел старец в келье и вдруг услышал у двери: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй мя». Открыв дверь, он увидел чудо из чудес: Матерь Божия протянула ему палку и сказала: «На тебе палку и гони Меня, как всех гонишь». С тех пор, как сказано в его житии, он никогда не закрывал двери своей кельи в духовном смысле и был доступен всем нуждающимся. Когда 9/22 января 1902 года старец Иона в столетнем возрасте покинул этот грешный мир, то из пятидесяти тысяч жителей тогдашнего Киева проститься с ним пришли сорок тысяч человек – таково было народное почитание преподобного Ионы при жизни. Так люди чувствовали и ценили святость на Руси.
       Мы пришли в церковь Пресвятой Троицы, где шла воскресная литургия. Храм был освящён в 1871 году, а затем несколько раз закрывался и открывался: в 1934 году закрыт вместе с монастырём; с 1942 по 1949 – тяжёлые годы в истории нашей страны – храм был открыт, а потом снова закрыт и теперь вновь открыт. В храме можно приложиться к мощам преподобного Ионы и к его облачению, хранящемуся в отдельной раке. Это облачение было одето на преподобном при обретении его мощей. 
       На стенах восстановленного храма возле раки с мощами – иконы Матери Божией «Троеручица», преподобного Феофила и преподобного Ионы. Перед входом в нишу, где рака с мощами Ионы Киевского – большая икона, на которой преподобный изображён со свитком. На свитке же – слова: «Дети, моего закона не забывайте» (Притч. IV, 1,2).
       Запомнилась мне редкая храмовая икона «Мытарства блаженной Феодоры». Изображены на ней ангелы и бесы, держащие свитки с названиями двадцати грехов, за которые люди – верят они в это или нет – будут держать ответ после смерти. Прекрасны лики ангелов, зато бесы изображены такими мерзкими да безобразными, что при виде их страх пронизывает душу, и хочется молиться, и думается, что уж никогда более не стану я грешить. Помоги мне, Господи!


       СВЯТО-ВВЕДЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

       Среди шумных улиц и обычных домов спального района Киева притулился на улице Московской Свято-Введенский мужской монастырь, в главном храме которого есть большая чудотворная икона с интересным названием «Призри на смирение».
       Однажды, когда открыли киот иконы, то увидели чудо: лик Богородицы отпечатался на внутренней поверхности стекла киота, как рисунок зимой на морозном стекле. Думали, что это влага, но прозрачный образ на стекле всё не исчезал. Так вот и расположены рядом две иконы – писанная и отпечаток. Помолившись перед чудотворным образом, я нашла отца Лонгина, старшего монаха в иконной лавке монастыря и подарила ему акафист святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-францисскому чудотворцу, изданный в Джорданвилле. Несказанно возрадовался отец Лонгин такой милости Божией, как он сказал, весь просветлел и заулыбался. Оказалось, что у них в монастыре есть частица мощей святителя Иоанна, и они не знали, где достать акафист, ведь этот святой был прославлен только в Русской Православной Церкви Заграницей. А когда увидели, что акафист написан на церковно-славянском языке да ещё издан в типографии Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, то просто возликовали. От имени братии Свято-Введенского монастыря отец Лонгин просил передать поклон всей братии в далёком Джорданвилле и лично митрополиту Лавру, которого, как он просил сказать, они знают и почитают. Мне же в утешение подарили бумажную икону моей небесной покровительницы – святой мученицы Татианы – точную копию образа, что находится в храме монастыря.


       КИЕВСКИЕ ПУСТЫНИ

       Один день нашего паломничества был посвящён посещению сразу трёх пустыней: Китаевской, Голосеевской и Феофаниевской, расположенных близ Киева в необыкновенно красивой местности. Мы убедились, что древние отшельники, выбиравшие места для уединённых молитв, воистину умели ценить красоту природы как отражение красоты Божией.
       Слово «китай» в переводе с тюркского  означает ограждение – это мы узнали от нашего гида. Отсюда – название Китаевской пустыни. Она окружена горами, которые усеяны пещерами, подобными Лаврским и, местами, сохранившими до наших дней первозданный вид. У входа в пещеры – монашеская келья. Из неё нам на встречу вышел иеродиакон Моисей, приветливо поговорил с московскими паломниками, с благодарностью принял в подарок иконки и акафист святителю Иоанну (Максимовичу), сборник аудио кассет инока Всеволода «Святая Зарубежная Русь» и журналы, изданные в Джорданвилле. Было видно, что ему интересно узнать о жизни Русской Православной Церкви Заграницей.
       Затем с зажжёнными свечами мы начали спускаться в пещеры, что и было нашей главной целью. Проходя по узким, тёмным и холодным проходам из кельи в келью, мы представляли, как жили и спасались в них подвижники, когда Киев и Лавра были разорены татарами.
       В Китаевской пустыни в разные времена подвизались удивительные старцы, которые были здесь и похоронены. Прямо у стен Троицкого храма – могилка старца Досифея (1776), благословившего на монашество преподобного нашего отца Серафима Саровского. Тут же, неподалёку покоился довольно долгое время и блаженный Феофил (1853). Теперь, однако, его святые мощи находятся в храме. В иконной лавке можно приобрести иконки этих замечательных подвижников. В пустыню приезжает много людей: кто молебен послужить, кто детей покрестить, кто панихиду заказать, а кто просто помолиться и попросить помощи у святых угодников Божиих.
       Приехали в Феофаниевскую пустыню (XVIII век), где посетили святые источники: Пантелеимона Целителя и Слёзы Богородицы, вода в котором солоноватая на вкус. Искупались в купели с ледяной водой источника Казанской Божией Матери, троекратно читая молитвы и погружаясь с головой. Наполнив бутылки водой из святых источников, паломники заняли свои места в автобусе и продолжили путь.
       Название Голосеевской пустыни произошло от слов «голо» и «сеять», что отражает событие, случившееся в тех местах в 1635 году. Но чудесным образом урожай в тот год был неожиданно большой. В этой пустыни полным ходом идут работы по восстановлению и строительству скита, основанного ещё в XVII веке известным киевским Митрополитом Петром Могилой.
       Субботним вечером здесь сердечно приняли паломников и накормили простой монастырской едой: пасхальными яйцами, куличами и отварным картофелем с зелёным луком и хлебным квасом. Помолились мы на всенощном бдении в домовой церкви во имя Иоанна Многострадального (1845). Желающие могли исповедоваться, памятуя о том, что преграды в Царствие Небесное нужно ломать в таинстве покаяния. Благочинный монастыря принял от нас в подарок «Православную Жизнь», «Православную Русь» и другие издания Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, искренне поблагодарил и обещал раздать для чтения своей немногочисленной, но боголюбивой братии.


       КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

       Говорят, время – понятие растяжимое, оно способно растягиваться и сжиматься. Происходит это в сознании каждого человека, а потому чувство времени субъективно. Однако объективным является то, что 951 год назад преподобные Антоний и Феодосий Печерские основали Киево-Печерский мужской монастырь, который в 1159 году по велению князя Андрея Боголюбского получил титул Лавры. К великому сожалению современная мирская суета превратила широко известное в православном мире святое место в туристический объект, а посему сегодня здесь ходят косяками неподобающе одетые туристы из ближнего и дальнего зарубежья и экскурсионные группы всех возрастов – от младших школьников до пенсионеров. Наша группа паломников пришла в Лавру утром, чтобы провести там целый день.
       Более двадцати лет назад мы с мужем уже побывали в пещерах Киевской лавры. Тогда святые мощи преподобных отцов лежали открыто. Помню, было холодно, темно, и кругом лежали мощи россыпью, без подписей и тем более без рак (гробниц), а просто на песчаных топчанах или в пещерных углублениях. Их легко можно было потрогать и даже взять, и, как сказала нам экскурсовод, много мощей тогда было утрачено. В ту пору мало кто понимал, в каком святом месте мы находились и что созерцали, и потому никто и не подумал, и никто не подсказал приложиться к святым мощам.
       Иное дело теперь: старенькая монахиня у входа в пещеры выдаёт платки и юбки женщинам. В иконной лавке продают свечи и иконки, можно подать поминальные записки. Я слышала, как у входа в ближние пещеры один ревностный монах строго выговаривал туристам, как, мол, смеют они курить в святом месте. Словом, следят за порядком.
       И вот мы благоговейно без разговоров, с замиранием сердца и зажжёнными свечами проходим по коридорам и кельям, уставленным очень большим количеством рак, в коих ныне, как подобает, достойно покоятся убранные в облачения мощи святых отцов. У каждой раки – икона  преподобного и надпись его святого имени. Перед образами горят лампады. За каждым именем – жизнь подвижника, посвятившего себя Богу. Нас никто не торопит. Времени достаточно, чтобы всё увидеть и помолиться.
       Вот тесная келья преподобного отца Антония, а нас-то много. Я протиснулась и встала у стены. Поразительно, как в крошечную келью могло поместиться столько людей. Мерцают свечи, блестят слёзы на глазах молящихся. Кто-то сказал: «Пропоём величание». И запели. Все. Разом. Слаженно. Душою. Это не просто пение, это – моление. В кельях других преподобных отцов – так же: где тропарь пропоём, где молитву прочтём. Если место позволяет, люди молятся коленопреклоненно. У мощей Ильи Муромца останавливаются практически все. Некоторые люди откровенно удивлены, что знакомый с детских лет былинный герой оказался святым человеком.
       В ближних и дальних пещерах можно помолиться на разную потребу души: Исаия научит тебя умножению веры; Алипий – подвигу в рукоделии; Агапит – служению больным; Григорий – обращению к покаянию, Феофил – слезам; Пимен – терпению в болезни; Феодор и Василий – терпению в оклеветании; Арефа – благодарению о похищенном; Тит – любви; Нифонт – ревности за Православие («Печерский Патерик»).
       Мягкий свет восковых свечей освещает серьёзные лица людей. Торжественно, спокойно, красиво. Угаснет день, схлынут паломники и посетители, опустеют подземные коридоры и церкви. Воцарится полная тишина, и только тихий свет лампад будет мерцать у образов святых, которые уже не один век молятся о нас грешных пред Господом. Да поможет всем нам Бог по молитвам святых Божиих угодников Печерских.
       Не хочется покидать это святое место, но… нас ждут в трапезной для паломников. Это – нехитрое летнее сооружение, два ряда столов со скамьями, незамысловатая посуда. Зато какая удивительно вкусная монастырская еда!
       Теперь наш путь лежит в храм в честь иконы Матери Божией «Живоносный источник», расположенный на территории Лавры. В храме множество цветов – в тот день здесь был престольный праздник. Традиционно купили иконки, поставили свечи, написали записки. День солнечный, жаркий. Немного утомились, но на душе легко, светло и празднично от встречи со святынями Киево-Печерской Лавры.


       ТРАПЕЗНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРЕПОДОБНЫХ АНТОНИЯ И ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКИХ

       Территория Лавры очень большая. Иностранцы всё фотографируют и снимают на видеокамеры. Им интересно посмотреть богослужение и крестный ход, но с особым интересом заглядывают они в лица молящихся людей, словно пытаясь разгадать некую тайну православной души. А люди молятся сердцем. На фоне благолепия, красоты и богатого убранства отреставрированных соборов контрастно смотрится простой деревенский люд в незамысловатых одеждах. Бедные и даже нищие люди, но с просветлёнными лицами, влажными от чистых слёз глазами и открытым, почти детским выражением лица приезжают в Лавру молиться. 
       Помолились и мы в Трапезной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских (1893-1895). Церковь большая, просторная. Молящихся много, но нет ощущения тесноты. Служили литургию. Я стояла у иконы апостола Андрея Первозванного с частицей его мощей. Потом был крестный ход. Длинная вереница братии монастыря, а за нею – толпа православных.
       Жизнь у монахов здесь нелёгкая: на территории – множество народа, шум и разговоры, сутолока и суета, торговые точки и ларьки с напитками и мороженым, стоит очередь, чтобы на колокольню подняться и позвонить в колокола – русская благочестивая традиция на Пасху. Шла Светлая седмица, и потому в Лавре было особенно многолюдно и оживлённо.
       После службы ещё в церкви подошла ко мне женщина лет шестидесяти пяти и попросила попить. Я дала ей воды, мы разговорились. Рассказала она, что только что вернулась из Почаевской Лавры. Нам же ещё только предстояло туда ехать, и я спросила, как там было. «Обязательно езжайте. Это святое место, – говорила она по-украински. – Лавра открыта всем болящим и страждущим. Только одеяло возьмите, там можно в храме ночевать, никто не прогонит. Люди молятся и исцеляются. Я вот тоже страдаю от болезни (недержание мочи) по моим грехам, но верю, что исцелит меня Господь по молитвам Матери Его Пречистой за меня грешную». И добавила: «Если не были, обязательно езжайте». Вот такое напутствие неожиданно я получила, и в тот же вечер наш автобус повёз нашу группу в Почаев.


       СВЯТО-УСПЕНСКАЯ ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА

       Приехали в Лавру мы утром, когда в соборе заканчивалась литургия. Нам сказали, что храм может вместить пять тысяч человек. Мы увидели, что перед царскими вратами стояла не просто очередь, а огромная толпа. Чудотворная икона Почаевская Матерь Божия, по обычаю, была спущена на голубых лентах со своего места над царскими вратами так, чтобы люди могли к ней приложиться. Рядом стоял священник. Люди спокойно и равномерно продвигались. Справа у ступенек алтаря я увидела коляску и сначала подумала, что в ней, должно быть, какой-то больной человек сидит. А, приглядевшись, увидела согбенного старца в схимническом облачении и взяла у него благословение. Самый старый насельник монастыря, 95-летний схимник Феодосий немощной и сухой своею рукой благословлял всех страждущих.
       Трепет духовный от близости к святыне, радость душевную, что я сподобилась увидеть чудотворную икону Богоматери своими глазами, желание долго молиться, не сходя с того святого места, и слёзно просить Матерь Божию о помощи в тяжёлой нашей мирской жизни – вот, что испытала я, когда стояла перед Почаевской иконой Богородицы всего одно мгновение (дольше не давали, надо уступить место другим людям), но мгновение это запечатлено отныне в сердце моём навсегда.
       В Лавре нередко можно увидеть: стоит человек в очереди к иконе, ведёт себя обычно, спокойно, а подойдёт ближе, его начинает бить – колотить – выворачивать: говорят, так бесы выходят. Тут никто не удивляется, что время от времени в храме слышны душераздирающие крики.
       Отстояли мы очередь, чтобы набрать святой воды, что чудесным образом накапливается и не иссякает в стопочке, которую оставила Матерь Божия на горе Почаевской. Воду разливают монахи. Можно испить водицы, она очень вкусная. Тут же можно взять бутылочки с маслицем из неугасимых лампад Почаевской Лавры.
       Люди нарядно одеты. Видно, что для них приход в церковь – это праздник. Много молодых людей, родителей с детьми, приезжих издалека, больных на колясках, богатых и бедных, людей разных национальностей из Молдавии, России, отдалённых уголков Украины, из сёл и городов. Тут и там раздают бесплатно «Почаевский листок» с разными поучительными статьями, например «Узаконенное убийство» о грехе убийства детей во чреве. Лавра расположена на горе. Она – как крепость Православия перед врагами его. Здесь идёт настоящая борьба, живая, непрекращающаяся и трудная работа за спасение душ человеческих.
       Днём экскурсию по храмам Лавры проводил для нас семинарист. Он рассказал, что всего в Лаврской семинарии учатся 160 семинаристов, столько же и братии в монастыре. Пришли в нижний храм преподобного Иова Почаевского, вошли в пещеру, где стоит рака с мощами преподобного, благоговейно с молитвою приложились к мощам. Увидели вход – лаз в тесную пещерку, где молился великий подвижник. Паломникам обычно разрешается попробовать влезть в пещерку, но на Светлой седмице не благословляется. По поверию, человек с душой, отягощённой неисповеданными грехами, не сможет протиснуться в узкий лаз, застрянет – грехи не пустят, и всем это будет видно…
       На праздничных службах поют три хора. Замечательно поют. А во время Причастия все люди в храме поют звонко, радостно, открытыми народными голосами «Тело Христово приимите…».


       ПРОСТОЙ РАЗГОВОР

       В ожидании начала всенощной присела я отдохнуть на скамеечке у церковной лавки возле стены собора. Рядом примостилась говорливая старушка семидесяти лет по имени Параскева, достала узелок с едой, развернула. Расстелила на коленях белый платок, помолилась, всплакнула, взяла большой кусок кулича и принялась его есть, запивая водой из источника. Потом достала краюху круглого серого хлеба, разломила её и протянула мне кусок со словами: «Угощайся, милая. Сама откуда будешь?» Я ответила: «Из Москвы», и завязался у нас разговор, который я передаю дословно: «То далеко, в России. Я не помню, была ли там когда-то, кажется, была. А я тут живу, недалеко, двадцать минут машиною, а так-то полтора часа ехать до Лавры, а никто не хочет. Я прошу батюшку, так никто не едет. Земля всех тянет, в церковь не идут, все по полю бегают, шкрабают, шкрабают…». Старушка вздохнула. Я угостила её яблоком, она благодарно приняла и продолжала рассказ: «Сейчас очень много филаретовских церквей у нас. Где по две церкви – идут в православную, а где нет православной, люди идут к Филарету, а что ж? Говорят, больше некуда». Я спросила: «А как тут у вас людям живётся?» – «Да что ж, живём. Есть тут у нас дом престарелых. Кормят плохонько, да слава Богу за всё. А то если бы вовсе жить негде было?». И подумалось мне: «Вот пример кротости, покорности, смирения, неприхотливости и скромности простых православных людей». А вслух я спросила: «У Вас детки-то есть?». – «Нету. Мне замуж выйти не пришлось, зато у мамы десять детей было, а у бабушки – восемнадцать, а теперь женщины по десять повыкидывали, вот и мало нас православных». И вдруг, приблизившись ко мне, спросила, перейдя на таинственный шёпот: «Почему рогатого не зароют?». Я не сразу сообразила, что она имела в виду Ленина, а когда поняла, ответила: «Не знаю». –  «Вот и я не знаю», – простодушно продолжала старушка. – «Ведь всех царей, князей, знатных людей, даже святых и тех в землю хоронили».
       Тут неожиданно она сменила тему: «Народу-то сколько! Прославление сегодня нашего старца Амфилохия. Хороший был человек, святой. Людей излечивал. Сам-то мно-о-го болел, от людей пострадал и гонимый был. Люди-то его уж давно меж собою прославили, на могилку его ходят, помощи просят, а он им помогает». Она аккуратно завернула недоеденный кусок кулича и убрала в авоську. Подошёл мой муж Николай, сфотографировал нас, но Параскева и внимания на это не обратила, а только сказала: «Это за тобой пришли? Ну, ладно, иди с Богом». От этого разговора стало на сердце тепло и мирно.
       На всенощной совершали помазание, как здесь говорят «помирывание». Особое отношение людей к этому таинству заключается в том, что, слава Богу, люди видят в этом не просто церковную традицию, а свято верят в исцеление тела через исцеление духа. И чудеса исцеления от самых разных болезней, даже неизлечимых традиционной медициной, по-прежнему являет Господь в Почаевской Лавре.
       Несмотря на столпотворение паломников в храме легко молиться, говорить с Христом, с Богородицей и плакать. Трудно даже сказать, сколько священников исповедовали одновременно в разных уголках, там и сям, сколько миропомазывали, из скольких чаш причащали – вот какое огромное число людей собирается в этом святом месте на краю православной земли.


       ОТЕЦ ДИМИТРИЙ

       Моё внимание привлекла группа женщин, которые как-то странно согнувшись, сбившись в кучку, одновременно все передвигались по храму. Подошла ближе и увидела одетого в поношенную рясу батюшку, маленького такого и совершенно согнувшегося то ли от старости и тяжести лет, то ли от тяжести грехов наших. Отец Димитрий – один из почаевских духовников. Ему 75 лет. Говорят, что каждого исповедует он очень долго, аж по целому часу, пока всю душу человек не очистит. Женщины его окружили, чтобы задать вопросы и получить ответы. Говорит батюшка шутками – прибаутками, надо слушать внимательно, да на ус наматывать. Вот что он нам говорил: «Как же душу можно спасать, когда все слушают разные там радиолы, -олы, -молы, магнитолы, телевизеры. В Бога-то не верят. Вот один прыгал, дрыгал, шмыгал, скакал, до неба доскакал и говорил, что Бога там нет. А Бога-то в сердце искать надо. Лучше лоб разбить об камень в молитве, а не стараться в небо лезть. Сердце чисто созижди, и Бог примет. Ведь ты платье и блузки, даже туфли чистишь, а душу? Нельзя так жить. Треба молитися. Треба выбросити все там видики, чтобы чисто было. А ты не выбросила, и тебе молитися нет время-то, а твоя молитва матери – самая сильная». Одна женщина спросила: «Отченька, дайте сыну – монаху Ваши наставления». – «А он где?» – «В Свято-Троицком монастыре» – «А там что, наставить что ли некому? Ты вот что, передай его матери, чтобы крепко за него молилась, бо монаху нужна молитва матери». А я и была та самая мать. Получилось, что опытный священник сказал то, что именно я и должна была услышать. Отец Димитрий ушёл в алтарь, а его простые и полезные наставления я увезла с собой и с той поры стараюсь исполнять этот духовный наказ.


       НЕ ТУРИЗМ, А ПАЛОМНИЧЕСТВО

       С древних времён известна традиция паломничества. В наши дни в России широко распространён православный туризм, что, вероятно, важно для ещё невоцерковлённых и новоначальных. В нашей группе тоже имелись «православные экскурсанты». Много полезного и интересного рассказывала групповод Наталья Анатольевна, влюблённая в древний Киев – мать городов русских. В той насыщенной поездке не всегда, к сожалению, хватало времени спокойно постоять в храме на службе, помолиться в святых местах. Так, например, всего на полчаса нам удалось заехать во Флоровский женский монастырь. Ну, что увидишь и поймёшь за полчаса?


              Мы лишь в Почаеве паломниками стали,
              весь день молиться там не уставали.
              Настал туризму православному конец.
              Ну, и рассказ мой завершился, наконец.


       Аминь. И Богу слава!


Москва – Киев – Почаев – Москва,
2002 год