Поводырь Достоевский

Сергей Минутин
Поводырь Достоевский
(К 200-летию со дня рождения)

С чего всё начинается? Это, по-прежнему, предмет не выявленной дискуссии.  Человек, по-прежнему, ищет начало образования пыли, камней, планет.  А с чего начался сам человек?  Кто он прошлый и современный человек?  Умнее ли он, талантливее ли своих далёких предков? Может ли он сегодня думать мощнее, чем Аристотель, Платон, Сенека; писать картины лучше Рембрандта, Перова, Репина; сочинять музыку лучше Чайковского, Баха, Листа; сочинять стихи и прозу лучше Пушкина, Есенина, Чехова, Льва Толстого, Фёдора Достоевского или Николая Некрасова.  А если нет, то почему?

Слова «человек», «гений», «мыслитель», «учёный», «философ», «пассионарий» перестали звучать. Может быть, человечество устало само от себя? Может быть, многочисленные фонды поддержки творческих людей, премии писателям, учёным, творческие союзы, вместо того, чтобы приковывать внимание к лучшим умам человечества, наоборот девальвировали их. Может быть. Одно не поддаётся сомнению, пока человек ищет Бога, себя, рай, ад – он жив.

Человечество обозначило себя тем, что стало что-то искать за пределами поиска пищи. Перестав искать еду, человек задумался над тем, а с неё ли началось его существование. Большая часть людей согласилась с доказательством своего происхождения от обезьяны или другой схожей с ним животины, и утвердилось в том, что мысли, отличные от пожрать и поспать, пришли в голову человека только после того, как он наелся и перестал думать о еде постоянно, как это, якобы, свойственно другим животным. Меньшая часть людей начала утверждать и вести своё происхождение от Богов. Сначала их было много, затем эти утверждения были сведены к Богу Единому.

Кто и что утверждает не так важно, важно, что человек ИЩЕТ, а значит живёт. Значит, эволюционирует, приближаясь к Богу и развивая духогенную цивилизацию, или инволюционирует, освобождая себя от способности мыслить, развивая техногенную цивилизацию.

Чтобы научиться какому-либо труду, нужно хорошо изучить тот материал, над которым надо трудиться, те инструменты, с помощью которых выполняется этот труд.  Что необходимо изучать познающим себя и ищущим бога? Наверное, труды своих предшественников уже проделавших часть этого громадного пути.  На эти труды можно смотреть сверху, с колокольни современного храма, как на ветхую часовенку, не понимая этого громадного пути, а можно и снизу, от первоисточника, понимая, что первоисточник всегда ближе к богу. Фёдор Михайлович Достоевский и его труды являются одним из таких первоисточников.

Каким инструментом надо работать, решая единственную задачу с бесконечно удалённым ответом? По сути своей инструмент только один – человек. Его сердце, его голова, как инструменты сосредоточенного размышления над поиском ответа. Всё великое Пятикнижие Достоевского об этом.

Человек постоянно решает задачу о боге, решая, вроде бы, совсем другие задачи. Если он решает их, как шутят, по мере поступления, не осознанно, то его называют озадаченным, а ещё проще его называют задавленным бытом. Вырваться из быта многие не могут в течение всей своей жизни. Но есть люди, пытающиеся жить осознанно. Люди, осознающие, что не обязательно быть жертвой быта, а надо махать крылами и искать то, что над бытом, чтобы не превратить свою жизнь в сплошное жевательное скотство.

Человек ищет, не зная условий этой задачи, среды её возникновения. Именно в этом восторг и счастье, радость этой задачи, так как у каждого человека они могут быть свои! У миссий, юродивых, пророков, творцов – свой поиск решения. У обычных людей – свой. Разница в этом поиске состоит в том, что миссии, юродивые, пророки, творцы понимают, что этот поиск требует постоянного взаимодействия с теми, кто знает больше. В своих поисках они обращаются к выбранным себе в учителя Святым, Музам, к Высшему Космическому Разуму. И они находят множество промежуточных ответов – решений этой задачи, иначе не было бы мировой культуры, искусства, научных открытий. Решая вопрос о боге, эти люди постоянно ищут тех, кто знает больше них самих. Это вопрос в вопросе, и он помогает перешагивать через болото быта, находя опору в учителях.  Люди, сросшиеся с бытом, либо вообще не решают эту задачу и не задумываются над собственной жизнью, либо перекладывают её решение на других. Такая жизнь необычайно скучна даже будучи потребительской и наполненной погоней за товарами.

«Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно — идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные «высшие» идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из одной нее вытекают.
                (Дневник писателя. XXIV. С. 48)

Человечество живо духом своим и духу нужно движение. Движение возникает и происходит через вдохновенный труд, который ведёт к улучшению материальной формы. Дух этому движению радуется, так как наблюдает в изменении материи свет своей доброты и радости свершений.

Дух Святый есть непосредственное понимание красоты, пророческое сознавание гармонии, а стало быть, неуклонное стремление к ней…
                (Заметки к «Бесам». XI. С. 154)

Этот процесс должен быть непрерывным, постоянно видоизменяющий форму материи. Бесконечные изменения товарного ряда, выборы президентов, депутатов, и прочей власти призваны не мешать духу осуществлять своё движение. В государстве, обществе должна быть постоянная линия изменений, которая должна быть видима и ощутима всеми людьми. Из наиболее простых: повышение и понижение цен, реформы, инициирование разного рода кризисов, а затем выходов из них и т.п. Из сложных, внедрение новой идеологии, религии и её развитие. Именно в этом, как ни странно это может звучать заключена стабильность образа жизни человека, общества, государства.

Всё должно быть подвижно в сторону изменения материи в сторону улучшения её качества. Кстати, в том числе и люди. Первый признак болезни общества, государства – утечка из него мозгов. Обычно она начинается со стремления общественной группы, стоящей у власти своей полной несменяемости.

По сравнению хотя бы с немецким, у нас чиновник несравненно меньше часов сидит за настоящим делом. Грубость, невнимательность, пренебрежение, враждебность к публике - потому только, что она публика. И главное - ему непременно нужно показать вам, что вы от него зависите. Вот, дескать, я какой, ничего-то вы мне здесь, за балюстрадой, не сделаете, а я с вами могу сделать всё, что хочу. А рассердитесь - охрану позову, и вас выведут. Ему нужно кому-то отомстить за какую-то обиду, отомстить вам за своё ничтожество.
                Фёдор Достоевский. Из статьи «Непостижимые фокусы», 1876 г

Здесь есть очень важный нюанс в самом понимании власти. Видимая власть может назначаться руководителями корпораций, то есть, теми, кто оперирует материальными средствами. Ещё проще, их собственниками. Они не тормозят движение духа, изо всех сил развивают свои детища (заводы, корпорации. У них соревнование на своём уровне движения. Выборы президента в США, Франции или канцлера Германии и т.д., для них лишь эпизод этого соревнования и этого движения.

Совсем другое дело, когда непосредственно государственный аппарат, ничего не производящее чиновничество, ставит над собой устраивающего их начальника. Эта стена. Здесь начинается соревнование за наращивание оболочек материи вокруг этого первого лица, той общественной группой, которая его поставила. В результате растут всё новые и новые отряды чиновников – живые осадки материи: «стратегические собственники», «эффективные менеджеры» и прочие суррогаты, призванные отвести внимание от чиновника.  Это приводит к такому утяжелению материи, к такому застою, что духу больше некуда двигаться. Застой, стагнация и взрыв. Падение вниз.

О материальных накоплениях человеческой глупости в Дьяволе с Бесом писали и продолжают писать почти все русские писатели. Достоевский в «Бесах» и Соллогуб в «Мелком бесе», Салтыков-Щедрин в «Городе Глупове» и т.д.

«Ставрогин, мы сделаем смуту — всё поедет с основ. Раскачка пойдёт такая, какой ещё мир не видал. Все рабы в рабстве равны… Первым делом, понижается уровень образования, наук и талантов. Не нужно высших способностей — их изгонят или казнят… Чуть-чуть семейство или любовь, вот уже и желание собственности. Мы уморим желание; мы пустим пьянство, сплетни, доносы; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство… Все эти реформы нынешнего царства произвели то, что им нужно было произвести — волнения, а главное — беспорядок. Беспорядок — чем хуже, тем лучше. Кажется, это вы сказали, что если в России бунт начинать, то непременно чтоб с атеизма… Русский бог уже спасовал перед «дешёвкой». Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты… Как только в наши руки попадёт – мы, пожалуй, вылечим – и, если потребуется, мы на 40 лет в пустыню выгоним. Но одно или два поколения разврата теперь необходимо, разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую трусливую, жестокую, себялюбивую мразь — вот чего надо! А тут ещё свеженькой кровушки подпустить, чтобы попривык…».

Пожалуй, ни один русский классик не смог избежать этой темы, настолько она довлеет над всей Россией: Есенин, Маяковский, Блок, Н.А. Некрасов, Лермонтов в своём творчестве постоянно касались этой темы.

Проблема падения вниз ещё в том, что при вытеснении носителей культуры, идей за пределы своего общества, застой начинает ощущаться очень быстро. «Живые осадки материи» - чиновники начинают искать выход и находят его в воровстве чужих идей в целях сохранения собственной накопленной или как шутят, нажитой непосильным трудом, власти. В России это явление носит название «проведение компании».

Из самых знаменитых компаний, можно выделить компанию по отмене крепостного права в 1861 году, когда индустриализация Запада достигла того, что в Лондоне открылась первая линия метрополитена. Надо было срочно что-то делать и началась компания по реализации и воплощению технократических идей Запада, так как своих не было. Западу нужен был свободный пролетарий, а не крепостной русский, мордовский, чувашский крестьянин. Вот его и «освободили» под новое ярмо. Пока воплощали эти западные идеи, Западные страны ускакали дальше до идеи марксизма. Духу никто не мешал совершать своё движение. В 1905 году в России начинается новая компания по сохранению чиновничеством самого себя: внедрение марксизма, а затем и научного коммунизма.

Пока внедряли Запад нашёл новую идею в цифровизации общества. Российскому чиновничеству, под крышей КПСС, пришлось устраивать новую компанию – Перестройку, начиная с 90-ых годов ХХ века, и воровать уже все идеи, связанные с цифровым управлением общества. Но, похоже, Запад опять ускакал вперёд, не мешая духу совершать движение. А что же российские народы? Народы, живущие осадочными материалами чужих идей нужен духу для сожжения в каком-нибудь катаклизме, иногда именуемом войной, революцией. Дух натыкается на стену отложений человеческой глупости, кристаллизуемой в Дьявола с Бесом и начинает эту стену пробивать. Горит красиво. На пепелище всем есть чем заняться и духу радость. Дух радуется жертвенности народа брошенного глупой властью в огонь. А самому народу вновь и вновь приходится восстанавливать народное хозяйство, совершая движение. В России этот процесс бесконечный. Причина в стремлении двигаться только вниз, но то идёт от власти. 

При наличии одного бога равного бесконечности задача о нём становится не решаемой в принципе, но такая задача стоит.

Бог есть бесконечность = бесконечности решений

Бог есть?! Это не утверждение в задаче о боге, а вопрос.

В качестве утверждения того, что бог есть, религиозные деятели дают человечеству его заповеди с напутствием их обязательного соблюдения, как достаточного условия для решения задачи о боге. Живите по заповедям и попадёте к богу. Но люди видят жизнь и видят смерть, а бога не видят, и кто куда попадает после смерти для них по-прежнему тайна тайн. Следовательно, в задаче о боге нет прямых утверждений его наличия и указания дороги ведущей к нему, а само требование заповеди соблюдать выглядит весьма условно. Отсюда, в общем-то, всеобщее непонимание и равнодушное отношение к решению этой задачи: хочу – ищу, не хочу не ищу. Побудить человека к исканию Бога – вот святая цель писателя.  Слово даёт бесконечно удалённую цель. поэтому Ф.М. Достоевский величайший писатель. Он трудился над изменением мира, его форм, пытаясь вывести каждого человека и общество в целом из тьмы поставив его на путь к свету.

Достоевский – это настоящий учитель. В своей жизни большинство людей, единицы, встречают настоящих учителей. Но пытливых умов не мало. Для большинства пытливых умов единственным учителем являются книги и писатели, написавшие их. Достоевский великий учитель.    

В условии задачи о боге явственно проступает только проблема выбора. А если надо выбирать, значит, такая задача стоит и от её решения не уйти. Что выбрать – это вопрос, и как всякий вопрос предполагает требование найти на него ответ. Люди ищут, решают, и с момента поиска у людей начинаются разногласия.  И как быть, как жить, как себя вести. Достоевского надо читать, чтобы не совершать ошибок. 

Одна часть человечества стала атеистами, отказавшись от решения задачи о боге, не видя ни условий, ни среды для её решения. Другая часть поддалась требованиям небольшой части посредников «поймавших бога за бороду» и стала верить ответам, которые они им дают.

В задаче о боге, человечество под давлением собственных религиозных порождений, по сути, уже к началу ХХ века перестало искать решение этой задачи. Имитацию поиска решения кое-как продолжает церковь, но человечество поиск прекратило, в лучшем случае поручив что-то (инопланетян, иную жизнь) найти науке. Отказ от решения глобальной задачи повлёк за собой разложение культуры, веры, нравов с подменой их суррогатами массовой культуры и прочей, в общем-то, чепухой.

Формулировка задачи о боге состоит из одного единственного требования: НАЙТИ БОГА. Другое дело, что анализ этого требования позволяет вычленить из него условие и собственно само требование поиска. Условие состоит в том, что Бог есть. Это условие обусловлено тем, что есть сам поиск его и есть бесконечность подтверждающих его присутствие условий. Требованием в данном случае будет решение (сведение) всех этих условий в Единство, подтверждающее их Божественное происхождение. 

Человеку очень не хватает уявления хотя бы малюсенькой бесконечности для уявления всей бесконечности.

Счастливы те, кто эту, свою бесконечность, уявил. Они убедились в правильности своего пути, а значит в правильном решении задачи. Среди них были и те, кто пытался произвести исследование задачи, чётко сформулировать ответ на задачу. Таких попыток было не так уж и мало и в трудах писателей.

Ищущие человечество прекрасно понимая, что знание – сила, по-прежнему проводит анализ как самой задачи, её условия, так и выполненных решений…