Но кто ударит тебя в правую щеку твою... -1

Кузьмена-Яновская
Довольно часто это библейское изречение Христа приводят с небрежной неточностью,
что-то наподобие: "Когда тебя ударили по одной щеке, подставь другую"...
И трактуют обычно насмешливо-издевательски, либо наоборот, с постным смирением:
мол, Иисус Христос подобным образом призывает не противиться злу и насилию, а подчиниться ему с терпеливой покорностью.

Но как же так? Иисус, несущий в мир добро, призывает смириться со злом и не противиться ему? И как тогда жить человеку в мире, в котором царит и побеждает зло?
Где торжество справедливости Всевышнего? Как в таком случае человеку сохранить
в душе своей любовь, веру и надежду?

Как жить, лишившись внутреннего человеческого достоинства?
Кто-то скажет, что это есть гордыня, смертный грех - великое проявление эгоизма, несущее в себе неуважение к окружающим, возвеличивание себя в глазах других   
и своих собственных...

Но нет, чувство собственного достоинства - вовсе не гордыня, это скорее гордость,
которая вовсе не грех, а качество положительное. Ибо основано на самоуважении и
служит душе, являясь проявлением духовной силы. Внутреннее достоинство,
выражающееся в уважении и любви не только к себе, как творению Божьему, но и
ко всему дорогому и святому, а также в умении защитить и сохранить все это.

Но нет, для противления злу и насилию, для сохранения своей жизни, дарованной Богом,
и других жизней, нуждающихся в защите; для сохранения всего, что человеческой душе дорого и свято, есть ветхозаветное наставление: "око за око и зуб за зуб".
Как отповедь, как жизненное правило адекватного ответа: если на тебя пошли войной, сумей дать достойный отпор.

Что же тогда не так с Иисусом Христом? Зачем Он, как полагают многие, отвергает ветхозаветную, всем понятную и достойную человека заповедь, подменяя её непонятной, трусливой и невразумительной?

Заповеди подставлять другую щеку в Библии не существует, но такие слова в ней есть.
Полностью это место звучит так:
"Вы слыхали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься
злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто
захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
и кто принудит тебя идти с ним одно попроще, иди с ним два". (Мф.5:38-44)

Что же получается?.. Иисус и в самом деле отвергает заповеданное Богом до Него, утверждая Своё: если тебя начнут бить, подставься и не сопротивляйся?

Но этого просто не может быть! Он Сын Своего Отца Небесного и никогда и нигде не противоречил Ему. Вероятно, стоит ещё раз обратиться к ветхозаветной заповеди, чтобы прийти к пониманию истинного положения вещей.
При всей существующей логике Сын не может и не должен опровергать Отца.

"Кто убьёт какого-либо человека, тот предан будет смерти.
Кто убьёт скотину, должен заплатить за всё, скотину за скотину.
Кто сделает повреждение на ТЕЛЕ ближнего своего, тому должно сделать то же, что
он сделал.
Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на ТЕЛЕ человека, так и ему должно сделать,
Кто убьёт скотину, должен заплатить за неё; а кто убьёт человека, того должно предать смерти.
Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь,
Бог ваш". (Левит 24:17-22)

Из изложенного становится понятно, что Господь, призвав людей соблюдать десять заповедей, в числе которых "не убий" и "не укради", напутствует в свою очередь, как поступать с теми, кто эти заповеди не соблюдает. Ибо человек - существо двойственное, противоречивое: единство и борьба противоположностей - материи и духа, тела и души.
И на данном этапе развития человечества - до рождества Христова - человек оставался больше на уровне животного, движимого в своих поступках первобытными, неконтролируемыми инстинктами, главенствовавшими над духом, духовными ценностями, потому как душа человеческая находилась в ту пору в зачаточном состоянии.

Однако Иисус, продолжая заповеданное человеку Отцом, утверждает Свои напутствия, обращенные уже не в защиту ТЕЛА, но в защиту духовности, заключенной в главном
даре Божьем человеку - его ДУШЕ.
"Вы слыхали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься
злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую..."

Речь идёт здесь не о телесных повреждениях и каких-либо материальных издержках,
но о духовном уровне: о пощёчине.
Она, пощёчина - это не утрата ока либо зуба. Телесной потери никто не понёс.
Пощёчина - это своего рода оскорбление, враждебный вызов. Это ещё не война. Но...провокация войны. Которая болезненна для человека, ибо унижает его
человеческое достоинство. Гнев и гордыня вскипают в нём в этот миг. Невероятно
трудно смирить в себе эти чувства и сдержаться, чтобы сразу же не ответить точно
также, ударом на удар, оскорблением на оскорбление, провокацией на провокацию.

Однако ударить по подставленной щеке - унизительнее вдвойне...для того, кто ударяет беззащитного. Бить того, кто не защищается - это слабость. Это низость. Это подлость. Это бесчестие.
Но и подставлять щеку для удара - это, однако, тоже провокация, своего рода
"проверка  на вшивость"... Как отреагирует тот, кто уже ударил тебя в правую щеку
твою? Это многое скажет о нём.
Честь, гордость, внутреннее достоинство уважающего себя человека не позволят ему унизиться, ударив по добровольно подставленной щеке. Обрушить на неё удар сможет
только человек низкий, недостойный называться человеком. И тот, кого ударят,
останется ВЫШЕ, духовно выше рядом с уронившим себя.

Другими словами, не отвечая сгоряча на враждебную провокацию, ты на неё не
ведешься. И тем самым проявляешь выдержку, оставаясь ВЫШЕ, оставаясь НАД
ситуацией, не уронив себя до низкого духовного уровня того, кто провоцировал тебя
на развязывание вражды, войны, продолжение цепной реакции зла.

Таким образом человек, последовавший за Христом, вовсе не выставляет себя как
трусливый слабак. Но, наоборот, проявляя выдержку и силу духа, не только сам
остаётся духовно ВЫШЕ, но и предоставляет возможность другому, не опускаясь душой, остаться на высоте и не упасть до проявления агрессивной враждебности, до торжества
зла, до войны.

Умный и духовно цельный человек не позволит себе вестись на провокацию и сгоряча устроить драку. Он ценит себя, свою жизнь и жизнь ближнего, дарованные Богом.
Даже несмотря на то, что этот ближний ведёт себя недостойно. Вероятно, он сам
унижен чем-то и продолжает унижать себя таким поведением. Но, не опускаясь до
его низкого уровня, оставаясь выше, человек даёт понять, что не хочет вражды.
Что ударивший тебя по щеке всё-таки не враг. Да, он другой. Он иной. Не ты.
Он просто не понимает тебя. И это  ещё не повод считать его врагом.

Врагом он станет, если действительно нападёт на тебя. И тогда уж точно придётся
отвечать: око за око и зуб за зуб. Здесь подставляться нельзя, здесь необходимо защищаться.
Однако пока и око и зуб целы, пока на них не покусились, а только дразнят,
провоцируя на вражду, есть ещё шанс всё прояснить и уладить миром.