Отчасти...

Анна Мазур
Однажды вечером в беседе прозвучала идея: «хорошо бы написать о художнике»,  муж добавил: «Кого помнишь сама, – это честнее; фейсбук подытожил: «Годовщина памяти Ахвердиева Уджала», –  так в одном дне сошлись нужные точки и появился этот очерк.

Потомственный живописец Уджал Ахвердиев (г. Баку,1960–2004гг.) – человек уникального дарования и непродолжительной биографии. Его полотна самых различных жанров экспонировались на международных выставках в Москве, Франции, Австрии, Германии, Турции, Абу-Даби, Туниса.

Будучи представителем знаменитой творческой фамилии, родившись, можно сказать, с палитрой в руках и органично взрослеющий в атмосфере трудолюбия и созидания, в 1979 г. Уджал внезапно «провалил» поступление в Таллиннский институт искусств. Причиной стали «Ангелы» – композиция, за «идеологическую невыдержанность» оценённая «неудом». Все остальные экзамены были сданы на «отлично».

По возвращении в родной Баку Уджал поступил на художественно-графическое отделение Азербайджанского педагогического института им. В.И. Ленина, где со временем повстречал красавицу Елену, ставшую его музой, талисманом и венчаной супругой.

И была воинская служба в Сибири, и было множество вернисажей, симпозиумов и захватывающих встреч. Так, творчеством художника интересовался легендарный норвежский археолог и путешественник Тур Хейердал, посещавший его мастерскую во время пребывания в Баку, этом городе древней истории и культуры. Городе, ставшем местом упокоения апостола Варфоломея.

Перелистывая биографию вспять, находим удивительный эпизод из дневника Уджала: «В 12 лет неожиданно для самого себя произнёс: «Верую в Господа Иисуса Христа!». «Удивительный», ибо, ничто не способствовало извне: начало 70-х годов, советская страна, атеистическое окружение… Но Господь уже окликнул.

В бытность стипендиатом Академии наук СССР и далее, – Священное Писание не раз питало творческий импульс художника: это «Ноев ковчег», многократно изображаемый в различных техниках; и «Святой Иероним», где грозный лев утрачивает свою суровость подле великого подвижника, кошачьи грациозно устроившись посреди умиротворённого пейзажа; и «Вавилонская башня», многосуетно-кичливым перстом «тыкающая» небесам. И, конечно, неподражаемое полотно «Бегство в Египет», сюжет глубокого личного переживания, в котором угадываются коннотации семейного портрета, где божественным прототипам сообщается сходство с любимыми супругой и сыном.

Диапазон интересов творца всегда вне формата, – это всегда «разведка наощупь», однако, под его кистью или пером, или мастихином, – и бытовые картины «привычного» («Натюрморт с лимоном», «Портрет матери»), и сказочные мечтания («Волшебный лес»), и задумчивые почеркушки стремились к поиску честного ответа.
Ключ к пониманию его творчества и повседневности художник дал в своём стихотворении:

И не дом или сад строится,
А вопрошает меня Святая Троица
Вчера, днесь и заутра:
А искал ли ты Божию правду?

Вот такая высокая планка. Его земного времени оставалось четыре года.
За год до написания этих строк, уже будучи болен, Уджал Ахвердиев, по благословению архиепископа Бакинского и Прикаспийского Александра, приступил к фресковой росписи в храме Архангела Михаила (старейшем храме г. Баку), – нижнего придела, освящённого в честь покровителя города – апостола Варфоломея.

Эта масштабная работа стала завершающим этапом его биографии, трудом, который через боль, поддерживал и, по мнению супруги Елены, продлевал ему жизнь.
В возрасте 44-х лет отошёл ко Господу подлинный художник Уджал Ахвердиев, во святом крещении Пётр.

Роспись храма коллективно завершали супруга, сын и множество друзей.

P.S. Наш схематичный очерк – слабое и слегка «парсунное» отражение реального человека, нашего современника, «старомодно» черкнувшего в дневнике: «писал всегда Душой. Ибо Душа – главное».

А ещё вот это:

И краски смоются отчасти,
Останется лишь корка хлеба
От праздника… и всё же, всё же
Какое это было счастье –
Немного написать вам неба!