В плеяде звезд Серебряного века есть две очень мощные и , скажем, одинаковые по свечению , звезды, Анна Андреевна и Марина Цветаева.
Их творчество и их биографии всегда сравнивают
Трудно сказать, которая из них более значима и более сильна.
Обе очень сильны духовно, обе с трагическими судьбами, обе очень талантливы, Ахматова — сдержанность в отличие от безудержности Цветаевой.
Творческое наследие совершенно разное.
Обе писали на очень высоком поэтическом уровне
В моем представлении это совсем две разные поэтессы ,две совершенно разные личности, которые невозможно , да и нет никакой необходимости, сравнивать. Сдержанность Ахматовой, некая нота трагизма, и импульсивность , горячность, бескомпромиссность Цветаевой прослеживается по всему творчеству обеих.
На мой взгляд у них совсем разное мироощущение, отношение к жизни, к любимым , хотя и есть много объединяющего, почти ровесницы ,современницы, обе с трагическими тяжелыми судьбами, обе очень талантливы и которая из них мощней и ярче, сказать невозможно.
Сравнивать эти две огромные звезды Серебряного века дело безнадежно неблагодарное и, скажем, не совсем корректное.
Ничуть не приуменьшая значимость творчества Марины Цветаевой, должна признать , что мне всегда ближе и родней было наследие Анны Андреевны Ахматовой, так уж сложилось в моей читательской жизни.
Цветаева много работала в поисках правильных рифмоформ ,сравнений, ассоциаций.
Этому свидетельствует множество черновиков Цветаевой.
Марина Цветаева находила вдохновение и в античных образах, что мне всегда очень импонировало.
В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины» прибегает к сравнительному образу Афродиты — древнегреческой Богини любви
Кто создан из камня, кто создан из глины, —
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти? —
Земною не сделаешь солью.
Во всем творчестве Марины Цветаевой прослеживается присутствие еще одной персоны, кроме автора, лирической героини. Эта героиня свободолюбива, слегка дерзка, хорошо образованна, умна и очень талантлива.
Вся жизнь и творчество Марины Цветаевой – это постоянная борьба желаний, склонности к одиночеству и при этом огромная жажда общения.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам! —
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
1913
В творческом наследии Марины Цветаевой кроме стихов есть поэмы, драмы, произведения автобиографической и мемуарной прозы.
Многие стихотворения Марины Цветаевой имеют музыкальное сопровождение и звучать в виде удивительно красивых романсов: «Мне нравится, что Вы больны не мной», «Я словно бабочка к огню», «Под лаской плюшевого пледа».
Творчество Марины Цветаевой является одним из ключевых ,основных в мировой поэзии XX века.
Творческое наследие Марины Цветаевой несравнимо ни с одним творчеством любого другого поэта, творчество Цветаевой очень многогранно , узнаваемого и совершенно независимо, еще одна гениальная веха в огромном наследии поэтов Серебряного века.
@Марина Куликова