Марина Ивановна Цветаева

Марина Геннадиевна Куликова
В плеяде звезд  Серебряного века есть две очень мощные   и , скажем, одинаковые по свечению  , звезды, Анна Андреевна и Марина Цветаева.

Их творчество  и их  биографии  всегда  сравнивают

Трудно сказать, которая из них более  значима и более сильна.

Обе очень сильны духовно, обе с трагическими судьбами, обе очень талантливы, Ахматова — сдержанность в отличие от безудержности Цветаевой.

Творческое наследие совершенно разное.

Обе писали на очень   высоком поэтическом уровне

В  моем представлении это совсем две разные поэтессы ,две совершенно разные личности, которые невозможно , да и нет никакой необходимости, сравнивать. Сдержанность Ахматовой, некая нота трагизма, и импульсивность , горячность, бескомпромиссность  Цветаевой прослеживается по всему творчеству обеих.

На мой взгляд у них совсем разное мироощущение, отношение к жизни, к любимым , хотя и есть много объединяющего,  почти ровесницы ,современницы, обе с трагическими тяжелыми судьбами, обе очень талантливы и которая из них мощней и ярче, сказать невозможно.

Сравнивать эти две  огромные звезды Серебряного века дело безнадежно неблагодарное и, скажем, не совсем корректное.

Ничуть не приуменьшая значимость творчества Марины Цветаевой, должна признать , что  мне всегда ближе и родней было наследие Анны Андреевны Ахматовой, так уж сложилось в моей читательской жизни.

Цветаева много работала в поисках правильных рифмоформ ,сравнений, ассоциаций.

Этому свидетельствует множество черновиков Цветаевой.

Марина Цветаева находила вдохновение и в античных образах, что мне всегда очень импонировало.

В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины» прибегает к сравнительному образу Афродиты — древнегреческой Богини любви

Кто создан из камня, кто создан из глины, —

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я — бренная пена морская.

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня — видишь кудри беспутные эти? —

Земною не сделаешь солью.

Во всем творчестве Марины Цветаевой прослеживается присутствие еще одной персоны, кроме автора, лирической героини. Эта героиня свободолюбива, слегка дерзка, хорошо образованна, умна и очень талантлива.

Вся жизнь и творчество Марины Цветаевой – это постоянная борьба желаний, склонности к одиночеству и при этом огромная жажда общения.

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я — поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

— Нечитанным стихам! —

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

1913

В творческом наследии Марины Цветаевой кроме стихов есть поэмы, драмы, произведения автобиографической и мемуарной прозы.

Многие стихотворения Марины Цветаевой имеют музыкальное сопровождение и звучать в виде удивительно красивых романсов: «Мне нравится, что Вы больны не мной», «Я словно бабочка к огню», «Под лаской плюшевого пледа».

Творчество Марины Цветаевой является одним из ключевых ,основных в мировой поэзии XX века.

 Творческое наследие Марины Цветаевой несравнимо ни с одним творчеством любого другого поэта, творчество Цветаевой очень многогранно , узнаваемого и совершенно независимо,  еще одна гениальная  веха в  огромном наследии  поэтов Серебряного века.
@Марина Куликова