Служить бы рад - продолжение

Сергей Волосков
Вот и  г. РИГА, железнодорожный вокзал!

В середине ноября 1971 г. прибыл для прохождения дальнейшей службы в Рижскую ВМБ.
В отличие от БПК «Славный» сначала , с поезда, прибыл в политотдел базы.
Принял меня сначала заместитель Начальника Политотдела капитан 3 ранга Кашаускас П.В., в будущем единственный контр-адмирал,  литовец. Тогда , в 1971г., о национальности офицера мало задумывались. Главное какой он человек и специалист. Так вот Павел Валентинович , на русский лад, удивил меня, насмотревшегося уже на некоторых начальников нормальным, человечным отношением, если не сказать юморным поведением. Кстати , Повилас Винцентович Кашаускас, в конце 60 –х тоже служил на должности старшего инструктора по художественной самодеятельности Лиепайского БМК. Так что коллеги, правда в 1971г. я, этого не знал.
Любимое выражение Кашаускаса, в том случае если к нему звонили по ошибке или был  не нужный звонок - , Это кладбище …, трубку обычно сразу клали.
Доложил,  – товарищ капитан 3 ранга , лейтенант Волосков прибыл для дальнейшего прохождения службы.
-, А , лейтенант Волосков, это ты там шуму навел на флоте. .
Не знаю , товарищ капитан 3 ранга, вроде не шумел…
- как это не шумел , я бы сказал , буянил, все Политуправление забегало.
Мне оставалось только промолчать, оправдываться не хотелось , да и не считал нужным.
-Ладно пошли к Начальнику Политотдела –, сказал Кашаускас, представимся ..и засмеялся.
Начальник Политотдела РВМБ, капитан 1 ранга, уже в возрасте встретил просто. На ироническое представление -, а вот и самый знаменитый лейтенант Балтийского Флота -,ответил ,
- Павел Валентинович,  – ты как всегда в своем амплуа.
После моего представления, сказал, что удивился когда пришла телеграмма о назначении выпускника КВВМПУ на должность не связанную  с партийно-политической работой.
- я сам не ожидал, так сложилось ,товарищ капитан 1 ранга. хотя для меня эта специфика знакома, в художественной самодеятельности , музыке с детства.
-Вы лейтенанта Иванова Валерия знаете, - спросил Кап.1 ранга?
-Конечно знаю, - с одной роты, а что?
-Так здесь ваш однокашник, -сказал Кашаускас , вместо Начальника Политотдела, - Помощник по комсомольской работе. 
Немного стало не по себе, приехал бы раньше на флот , мог и сам сюда попасть.-подумал, я.
-Отлично,- ответил…
-Ладно , - Павел Валентинович-, вызовите Начальника БМК и познакомьте товарищей.
-Да , - лейтенант, семья то Ваша  когда приезжает?
-Моя семья,- переспросил я,
- Ну да , жена с ребенком… -, ключи от квартиры, пока «бронированной», получите в КЭЧ.
Во время небольшой паузы, с моей стороны, я мучительно искал ответ, понимая, что ключи мне видимо не дадут…
-Так нет у меня семьи,- с трудом выдавил , я.
-Как нет, - сказал старший политработник и посмотрел на своего заместителя.
- Пойдем лейтенант , -проговорил быстро капитан 3 ранга, и практически вытащил меня с кабинета , - эх ты салага, - будешь теперь по углам мыкаться.
- Лучше бы уж промолчал, -и меня подставил и себя.
-А с чего Вы взяли , что у меня семья. Мне то всего 21 год.
-Так кадровик с Политуправления предупредил, что надо нормально устроить тебя и твою семью., -с перепугу что ли?
-Так , Павел Валентинович, а где мне жить тогда?
-Где, а вот твой начальник пусть и решает, сказал зам, Начальника Политотдела, показывая на вошедшего в кабинет капитан-лейтенанта, среднего роста, с не совсем уставной шевелюрой.
-Иван Кравцов, Начальник Большого Матросского Клуба,  представился офицер.
-Сергей Волосков, ответил ,я. старший инструктор. Мы пожали руки и сели за стол.
-, Иван Михайлович, прежде всего хочу уточнить, что Сергей Иванович, закончил Киевское ВВМПУ и специальность у него штурманская-политическая. Но у него за плечами музыкальная школа и не малый опыт участия в художественной самодеятельности и думаю есть желание послужить в иной ипостаси, чем партийно –политическая работа- я правильно выражаюсь товарищ лейтенант?
Я, пожал плечами,- а точнее, Кашаускас посмотрел на меня, - так точно товарищ капитан 3 ранга.
- ну вот и хорошо. Свободны товарищи офицеры.
- Да, Кравцов, решите вопрос с жильем и видя недоуменное лицо Начальника БМК , добавил,  лейтенант то холост.
От Штаба базы до БМК шли минут 15, все это время И.Кравцов молчал.
Здание Большого Матросского Клуба, оказалось довольно внушительным, я представлял что-то более мелкое. Надо сказать, что там где не было Дома Офицеров, БМК выполнял общую задачу; культпросвет работу, организацию досуга и.т.п. для  офицеров, членов семей  и  личного состава  базирования частей ВМФ.
Надо отметить, что Рижская БМБ к этому времени была довольно небольшой, если не сказать по другому…   Штаб и Политотдел Базы,  107 отдельный дивизион ОВРа. ,небольшой  судоремонтный завод,  дивизион консервации, учебный центр подготовки иностранных специалистов подводников , центр реабилитации подводников.  батальон стройбата, тыл базы, оркестр, БМК …
А совсем недавно это была намного большая структура и, бригада подводных лодок, бригада ОВРа, Рижское Высшее Военно-морское училище подводного плавания и.т.д.
Кстати здание БМК , единственное функционирующее теперь  строение оставшиеся на территории бывшей Рижской Базы ВМФ СССР в настоящее время, по крайней мере года два назад , несмотря на великолепное расположение всей территории  и выхода к морю, остатками стен морской крепости, когда хорошими причалами и.т.п.
- Давай по имени и на ты, -предложил начальник Клуба, после того как вошли в его кабинет.
-Согласен.
-Сейчас пойдем познакомлю с работниками , покажу что где, потом поговорим о совместной работе.
Самое большое помещение в здании конечно зрительный зал на 250 мест и сцена.
Работников днем немного. Бухгалтерия, киномеханик, вахтер, завхоз . механик гаража. Руководители кружков работают в основном вечером. Кроме того 6 передвижных кинобудок, с водителями – киномеханиками.
Кабинет Начальника Клуба, мой кабинет с роялем , для репетиций вокалистов, кабинеты для кружков и небольшой танцевальный зал , тоже для репетиций. Мастерская художника.
- Ну расскажи мне Сергей , - начал Кравцов когда пришли в его кабинет, - как ты попал сюда и что умеешь. Тут не политработой надо заниматься , хотя теперь ее будешь тоже здесь вести, а творчеством. Вообще как ты мог согласиться на такую должность?
-Ты , говорю, поэтому все время молча шел с Политотдела, да и сейчас не весел. Думаешь, что вместо работы я тут отсиживаться буду?
-Иван с удивлением посмотрел на меня, - а что не так?
- я, но только закончил музыкальную школу по классу баяна, как ты слышал, а и с 15 лет танцевал и пел на областных смотрах, участвовал в различных концертах в колхозах и предприятиях. В Училище тоже занимался и пением и, танцами , даже вел кружок танцев на заводе шампанских вин в Киеве, пел в Училищном ВИА « Мечтатели».
- Кравцов даже осунулся от неожиданности.- и много таких у Вас в Училище было?
- нет конечно, - человек 15-20.- это в основном курсанты пришедшие с гражданки. Руководителем ВИА «Мечтатели» был например  Игорь , до поступления играл в Рижском Эстрадном оркестре, кто-то Учился в Гнесинке», кто-то закончил музыкальные школы.
-ясно, оживился Кравцов. -, тогда вперед. У тебя в ведении примерно 180 чел. в кружках художественной самодеятельности, 6 кинопередвижек, вечера отдыха, шефская работа , взаимодействие с оркестром , начальник оркестра майор Киреев.
- здорово, - а что же у тебя -?
-у меня руководство , хозяйственная деятельность , начальство здесь и на флоте  и, конечно та же творческая деятельность, что и у тебя.
- Иван, ты что закончил, Львовское ВВПУ , -
-да.
-Понятно, как же тебе капитан-лейтенанта присвоили, ты же на корабле не служил.
- почему, на крейсере начинал,  Начальником клуба. Тогда понятно.
-а , что с жильем.-наконец спросил я.?
-Пока поживи в Клубе, постепенно освоишься и подыщежь. Должны конечно поставить на очередь на жилье, но…холостым особо не дают и на очередь не ставят.
Комната нашлась неплохая, правда до туалета и умывальника надо было идти метров 70 .
Начались будни. Знакомства с участниками художественной самодеятельности ; матросы, солдаты, рабочие , служащие ..
Через несколько дней пришел в Клуб и Валера Иванов,
 - ну дружище ты даешь, я, ушам не поверил, что Серега Волосков сюда назначен. Чего только мы тут не наслушались про тебя.
Иванов был оказывается женат, приехал и квартиру однокомнатную получил.
Пригласил в гости , посидели , поели, выпили.
Проговорили до ночи. Потом довольно часто  общались, в Ригу погулять  ездили. Потом как-то . общение стало реже , Валера все-таки семейный, общих интересов не нашли да  и служба была довольно разная. Мне же  приходилось обеспечивать мероприятия в основном в пятницу и  выходные дни. Поэтому у меня выходные были в понедельник , вторник. В это время все служили.
Многому   приходилось учиться. Это была совсем другая работа, во многом отличающаяся от партийно-политической. Впервые   готовил   Новогоднюю Программу. Пока составлял ее вместе с Кравцовым. Мероприятий много. Новогодняя елка для детей офицеров и служащих гарнизона с Дедом Морозом, Снегурочкой и вручением подарков.  Концертная программа на 1 час .30 минут. Вечерняя программа: музыкальное сопровождение, танцы, конкурсы, обеспечение порядка. Кинофильмы для л/с подразделений и кинофильмы для основного зала. Работа с кинопередвижками, вплоть до прозаического ремонта автомашин. 
Все надо написать на бумаге, отпечатать и утвердить в Политотделе.
А главное люди, исполнители , обеспечение реквизитами,  репетиции . Навалилось так , что не продохнуть. Много времени занимала   творческая работа ; отработка номеров как танцевальных, так  и  вокальных ,  работа с оркестром.
К тому же надо было написать сценарий ведения всех мероприятий,  подготовиться  самому ; дикция, внешний вид, выход на сцену , уход.
В это же время «просыпаются» различные шефские организации. Попытался привлечь к работе Иванова Валерку , все –таки комсомольский работник, но оказался лентяй тот еще, да и любитель загулов. Долго на этой должности он не задержался, жена развелась с ним, куда-то перевели его , теперь и не помню, да и было это уже после моего отъезда.
Надо сказать, что в то время активно работала система организации военно- шефской работы. Особенно со стороны артистов, поэтов, писателей и других творческих работников.
За время моей работы Рижском БМК с 1971-1972 гг. , на встречах с л/с побывало довольно много интересных людей. Особенно заполнились вечера встреч с поэтом Львом Осяниным, актрисой И.Макаровой,  актером театра и кино  А.Баталовым.
Алексей Баталов в 1972 г. возвращался со съемок фильма «Игрок» и как-то попал к нам на встречу с моряками Рижской ВМБ. Встретили мы его хорошо… После встречи он написал мне на афише с его портретом « дорогому Сергею  от Алексея» и подарил. Кравцову проще «Ивану на память», чем сильно его обидел.
Самому тоже надо было участвовать с каким-то номером. Естественно с песней. Сначала думал спеть под свой  аккомпанемент на баяне, но Кравцов отговорил, музыка на концерте должна быть более насыщенной. Стал репетировать под духовой оркестр, но тоже не очень. На вечерах танцев играл у нас местный ВИА под руководством Бориса Гдыняса, латыша. С ними репетировал. Получалось неплохо. Спел с ними несколько раз, но только на концертах.
Как уже весной подошли ко мне трое солдат , «стройбатовцев» . Оказалось  музыканты со специальным образованием, два гитариста и ударник. Попросили помочь в организации ВИА, что я и сделал. С духового оркестра взяли  еще двух; трубача и клавишника. Назвали « Норд Старс», для смеха, но так и выступали, в основном на танцевальных вечерах.
Моя такая служба  меня  вполне устраивала, почти обычная работа. Ни тебе тревог, дежурств, личного состава. Два выходных . Правда с жильем наладить нормально не удавалось. Жить снимая у кого то комнату очень не нравилось. Постоянная зависимость. Даже снимал комнату одно время вместе с начальником пожарной команды, лейтенантом Володей,  комната на втором этаже частного дома  , а туалет на улице, весело было. Особенно по ночам с неосвещенной лестницей и двором….
После окончания учебы , прошло мало совсем времени, но постоянно было чувство , что недоучился, только вроде захватил   этот процесс и все , учеба закончилась. Поэтому когда втянулся в работу Клуба, освоился , тем более , что два выходных были в понедельник и вторник,  стал думать о дальнейшей перспективе, а она без учебы не  представлялось. Академия еще не «светила», поэтому решил остановиться на самообучении в виде соискателя  и сдачи экзаменов  на кандидатский минимум. Первым решил сдать иностранный язык. Удалось договориться в Рижском Институте Гражданской Авиации, на кафедре истории КПСС об учебе в аспирантуре в статусе соискателя.  Сдал документы в Ректорат и приняли, правда очень удивились , такого Диплома еще не видели. На кафедре КПСС утвердили программу сдачи кандидатских экзаменов, а также работу на кафедре. Благо, что у меня точно 2 рабочих дня были выходные. Первый экзамен по иностранному языку через  3 месяца. Конечно все это делал без ведома начальства. Удивлялся самому себе, почти каждый день по вечерам занимался, причем в комнате на двоих. При этом не «уклонялся» и от поездок с Ивановым в Ригу по злачным местам , как-то Ресторан Молочный или кафе Луна. Но учеба тоже завлекала.   Лейтенант Володя сначала смеялся, потом временами стал  уходил  ночевать в свою пожарную команду, да к тому же его пассия жила там недалеко 
Так или иначе через три месяца настолько освоил язык , что сдал его на пятерку. Поделился радостью с Ивановым В., тот конечно доложил в Политотдел. Эта информация дошла и до Командира  ВМБ.
Надо сказать, что в Рижском судоремонтном заводе в то время  готовили тральщики для продажи ряду стран, Польше. Индии и.т.д. Передачу кораблей организовывало командование Рижской ВМБ. Командованию Базы нужен был офицер связи. Меня вызвали к адмиралу.
-лейтенант , я слышал, Вы  говорите на нескольких языках.- спросил контр-адмирал.
-на одном , отвечаю,  немецком точно. На английском почти нет.
-доложите , каким образом Вы вдруг сдали какой-то экзамен,-  кандидатский что-ли ?
-Да сдал , в институте ГА,
- Кто разрешил?.
-Товарищ контр-адмирал, я занимаюсь этим в личное время , в свободное от службы.
-Да, протянул Командир базы и обратился к присутствующему Начальнику Политотдела, -Разберитесь по существу.
Начальник Политотдела разобрался по существу. Но об этом позже.
- пока же лейтенант, вам задание – прибывает польская делегация для приемки Морского тральщика. Вместе с нашими специалистами встретить и по необходимости обеспечить перевод , немецкий они вроде знают.
Так я стал еще и офицером связи. Польские моряки говорили и на русском языке , так что проблем не возникло. Больше того по итогам передачи выразили мне благодарность , в основном по вне служебному общению…, и вручили удостоверение о награждении знаком Социалистического союза военной молодежи SZMW,  как поручнику польского   флота.
Далее была передача тральщиков Индийскому Флоту, тут переводить   было  совсем не просто, немецкого индусы почти не знали. Пришлось по ночам заниматься английским языком, но ничего справился.
Надо отметить, что корабли передавались в »мерседесовском»  исполнении, как бы сейчас сказали. Мы таких отделанных деревом кают, даже коридоров  не видели, тем более на тральщике. Поразила еще и организация службы у индусов. Нам , советским людям , многое было непривычно. Командир тральщика , почти как у нас адмирал, если не по круче. Имею в виду отделку и величину каюты, пост охраны  у каюты, сигары и виски дорогой, прислуга.  А это просто тральщик, а не крейсер. В общем капитализм в действии. 
Тем не менее по результатам моей работы, меня поставили на очередь на квартиру, но почему-то я узнал об этом значительно позже, причем это получилось очень обидно и еще более настроило против такой службы.
Служба  же в Клубе шла своим чередом. Довольно неплохо у меня получалось. Участники самодеятельности приняли нормально. Коллектив клуба тоже. Гл. бухгалтер даже гладила мне форменные рубашки, сын ее служил на Севере. Были трудности с некоторыми музыкантами духового оркестра, но это мелочи. Самое смешное , что проблемы были с кинопередвижками, вот уж анахронизм конца 20 века. Автомашины старые, оборудование послевоенного времени, киномеханики вольнонаемные  и дисциплины никакой…
После бурных споров с начальником, даже ругани, было списано 4 из шести кинобудок. Механик сказал мне спасибо , выраженным в бутылке коньяка. Две еще были , но в основном в ремонте , как и ГАЗ-69 Начальника Клуба, что в итоге снимало необходимость заниматься этим направлением.
В  1972 г. планы у меня были большие. Сдать оставшихся два кандидатских экзамена. Надо было выбирать тему диссертации и соответственно готовить для начала реферат по теме. Это вне службы.
Правда служба занимала все больше времени. Политотдел никак не хотел мириться с моими двумя выходными в рабочие дни. Как и предполагал стали  просто «дробить» мою учебу. Стали постоянно вызывать на различные мероприятия , активы, учебы , то какие-то разовые задания. Им было не понять, что после двух вечеров отдыха  в выходные выматывался прилично. На каждый вечер нужно было составить сценарий  ,закупить призы, провести конкурсы, обеспечить порядок и.т.п.   Пока жил в клубе еще ничего , никуда не надо было идти ночевать. Позже , пока доберешься до жилья, что-то поешь  уже  и  час-два  ночи. В понедельник конечно отдыхал, «расслаблялся», при хорошей погоде конечно уезжал на автобусе в Ригу, но одному ездить вскоре надоело, да и надо было к экзамену готовиться по философии.
В Клубе готовились к  флотскому  смотру художественной самодеятельности посвященному  Дню СА и ВМФ.
Репетировал песню «Русское поле» и ведение всего концерта. Кравцов участвовал только в качестве исполнителя, кстати пел тоже неплохо. По итогам концерта на флот поехало несколько номеров вместе с Кравцовым, мне  надо было оставаться на хозяйстве. Получили в итоге положительную оценку от Политуправления ДКБФ . Мне объявили благодарность.  Получается уже вторая за полгода службы , первая благодаря польским морякам.
Продолжалась понемногу и служба как офицера связи. Нагрузка на лейтенантские плечи все возрастала. Политотдел не «слезал». Стали уже посылать на проверки работы политработников в частях базы. Как-то за рюмкой однокашник Иванов В. Проболтался, что моя учеба выводит из себя работников Политотдела и мне спокойно жить не дадут. Это конечно стало сказываться на учебе. Во время кандидатский экзамен по философии сдать не удалось , забегая вперед скажу, что сдал я его в Таллине , в Институте микробиологии Академии Наук ЭССР. На кафедре истории КПСС предупредили о «не полном служебном соответствии» . Но выбора у меня особого не было. Служба основное, за нее получал зарплату.
 По тем временам денежное содержание на моей должности было конечно хуже , чем на корабле, раза в полтора. Оклад и звание , после вычетов составляла – 18о рублей, из которых за жилье платил рублей 30-40 . Интересно, что через год выяснилось, что с меня не брали 6 %  за бездетность, был такой налог. В  бухгалтерии слышали, что едет офицер с женой и ребенком , так и на автомате в итоге  не брали. Когда вдруг выяснилось , что офицер то холост, налог назад вернуть не смогли,  но  потом зарплата стала еще ниже. Однако к тому времени уже играла моя группа «Норд старс» на танцевальных  вечерах, кое каких праздниках ,  не бесплатно и  на организацию вечеров получал 12 рублей в неделю  на призы, которые «не удавалось все потратить, в общем жить можно было.
Много было общения с различными людьми, артистами,  социальными группами, организациями, в отличии от офицеров в частях, я больше имел  таких возможностей. Как –то в кафе «Луна» познакомился с Р.Паулсом, тогда уже  известном музыканте, познакомил Боря , я о нем писал выше. Договорились, что Раймонд выступит у нас в Клубе, но в итоге не получилось, его гонорар был выше наших возможностей. Часто бывал и в Рижском Доме Офицеров. Тут тоже многое объединяло по организации  художественной самодеятельности ,различных мероприятий . шефской работы, просто поговорить. У офицеров ДФ было намного больше свободы в принятии решений, будней и.т.п. ,  начальство было довольно далеко.
Незаметно пролетело лето 1972 г. , наверно лучшее лето в моей службе, наступила осень. Все успевал сделать, кроме учебы правда, даже в Юрмале отдохнуть. Осенью начались какие-то движения со стороны Политотдела. Началось с того, что кап.3 ранга Кашаускаса перевели к новому месту службы в Лиепая,  на повышение. Вместо него пришел заместитель командира дивизиона по политчасти , что очень удивило многих работников Политотдела. Я, с ним был конечно знаком , но друг друга не особо привечали. Теперь он стал нашим начальником.
Затем осенью  вдруг вызывают в Политотдел и вручают Письмо от нового Начальника Политуправления ДКБФ вице –адмирала Н. Шабликова, Надо отметить, что фронтовик, закончил Ивановское Политическое Училище, в 1945 г. , что интересно , на год раньше , чем мой отец.
Однако мне от этого лучше не стало. В письме , Начальник Политуправления флота, коротко объяснил, что мои выкрутасы на БПК «Славный» не забыты и, что если я хочу служить дальше и заслужить доверие ,то нужно возвращаться на партийно-политическую работу согласно образования. Стало ясно, что спокойная и достаточно перспективная служба , Кравцову предложили должность начальника ДОФ в Лиепая и я планировался вместо него,  в БМК заканчивается.
В Политотделе озвучили и дальнейшее распоряжение Политуправления ДКБФ, предлагалась выборная должность секретаря комитета комсомола тыла Рижской ВМБ.
Для меня это было совсем не интересно, даже неприятно.
 За время службы в Усть-Двинске , я , благодаря Клубной деятельности, какого -то небольшого выполнения функций офицера связи, был довольно известной личностью, но при этом  , никто из особого отдела так и не проявился, несмотря на намеки этих офицеров в г.Балтийске.
Приказ однако  есть приказ, стал готовиться к отчетно-выборному собранию первичной комсомольской организации тыла. В это время прибыл старлей на мое место в Клубе, а для него счастье,  сразу на место начальника клуба.
Но самое обидное было в другом; я конечно понимал, что мне не дадут ни учиться , ни продолжать службу в культурно-просветительских  учреждениях флота, просто  хотелось возвращаться на прежнюю суровую службу  с должности Начальника БМК, а обидное было в том, что только теперь выяснилось, что я стоял на очереди,  по распоряжению Командира базы за мои успехи в организации передачи кораблей ,   на однокомнатную квартиру и должен был уже получить ее  в начале 1973г., а так как переходил в тыл, то очередь здесь была другая и мне уже ничего не светило.
Разочарованию в такой системе отношения к человеку на службе , не было предела. После корабля думалось, что подобное отношение присутствовало в одном отдельном месте, а оказывается везде. 
Провели  комсомольское собрание, выбрали комитет , секретарем меня. Просто и буднично. На учете – около 350 комсомольцев ,которые служили и работали в различных частях и учреждениях тыла.
Кабинет делили с секретарем парткома. Майор , секретарь парткома был неплохой человек, немножко въедливый , но дело знал. Заместителя по политической части в тылу не было, почему не назначали выяснилась позже.
После клубной работы, здесь для меня  был полный отстой.
Секретарь парткома к тому же  все не мог успокоиться по поводу моей холостой жизни  и,  естественно увязывал это с вопросом получения жилья. Много спорил с ним о нравах царящих среди офицерского состава и действиях  начальства на флоте, основной задачей  которых  была не служба , а использование ее в личных и корыстных целях. Порой не соглашался, но в общем был согласен.
 Интересно, что в это время в Политотделе нас собрали и зачитали рукописные статьи какого-то капитан –лейтенанта в которых тот разносил не только загнивающую,  в социалистическом обществе,  систему отношений в  офицерской среде , но саму эту систему. Слушать было непривычно. Начальник Политотдела конечно разорялся сильно, но по реакции некоторых офицеров было видно, что они где-то согласны с доводами автора статей, хотя большинство готовы были кричать –«Ату его»…  Что было дальше со нарушителем спокойствия не помню.
Планировал с комитетом комсомола конечно как-то расшевелить ребят , тем более, что пару десятков комсомольцев знал по их участию в художественной самодеятельности. Состав комитета комсомола был разношерстным; военно-гражданским, что потом , как оказалось, мне пригодилось.
Организовывал, кроме обычных и установленных Уставом ВЛКСМ  и порядком  дел, различные мероприятия. Спортивные , благо организации были разные и был на балансе тыла спортзал, на основе Клуба моряков  с комсомольскими организациями г.Риги. Получалось однако,  что комитет комсомола тыла вел более  активную  работу, чем все остальные комсомольские организации  руководимые Помощником по комсомольской работе Политотдела . Бывали  трения между нами, хоть и однокашники,  но мне это не мешало, особо, но кривотолки всякие были.
Как-то нужно было мне решить небольшой финансовый вопрос для комитета комсомола , которые обычно решал секретарь парткома , ему это видимо надоело и он разрешил мне обратиться напрямую  к Начальнику тыла. Захожу в кабинет , прошу разрешения  , в ответ молчание ; понимая, что мне разрешили двинулся к столу , кабинет довольно просторный  , но полпути слышу грозный голос каперанга:
- Стоять, доложить.»
Сначала опешил, встал. Постоял молча. Смотрю начинает начальник  багроветь. Я, знал о его барском нраве, но не думал, что и ко мне он применим. К командиру Базы, адмиралу заходил без проблем.
-, Товарищ капитан 1 ранга , разрешите доложить - и, вдруг у меня вырвалось
- Разрешите выйти?. Повернулся согласно Устава , еще и каблуками прищелкнул и вышел.
Дошел только до кабинета , оттуда уже партийный начальник вылетает. Да , в тылу на тот период времени не было заместителя по политической работе, он его и замещал.
-ты , что Сергей , что ты себе позволяешь? 
-ты , что наговорил начальнику тыла?
-Так и ничего и не говорил, только разрешите войти и разрешите выйти.
- не понял, а зачем заходил?-
-так с Вашего разрешения и заходил , нужно было счет подписать. Вы же в курсе.
-ну и что ?
-а ничего , я и к столу не успел подойти , как он потребовал в начальственном крике  мне стоять на месте и  доложить. Как будто я матрос какой-то или прохожий с улицы. Мы ведь нормально до этого общались. 
Майор как-то надломился , махнул рукой , взял счет и пошел в кабинет начальника тыла…
Когда вернулся , со мной долго не говорил. Потом проговорил:
- Сергей , тебе  со своим характером сложно будет сделать хорошую карьеру на флоте. Нужно быть более гибким, что ли.
- Валентин Викторович, я, все понимаю , не такой уж и дурак, но у меня есть свои принципы,  видимо заложенные родителями. Хамства и неуважения терпеть не намерен. Карьера карьерой, но и себя уважать надо.
На том и разошлись по домам.
Не могу сказать , что после этого случая что-то реально изменилось в моей службе, но начальник тыла здоровался чуть-ли не первым.
Наступил 1973 год. В этом году заканчивала учебу в Ленинградском Институте Холодильной Промышленности моя одноклассница и любимая девушка Вера. Мы вместе учились с 9 –го класса средней школы в городе Острове, Псковской области. Она жила  с в самом городе в родительском доме  , а я  в г.Остров-2 ,  морская авиация, где служил мой отец.  Был еще г. Остров -3, ракетчики. Эдакий средний районный  город Советского Союза с населением почти 50 тыс. ,Немало средних и мелких заводов , фабрик , предприятий  совхозов и колхозов ,школ , ПТУ,  чему свидетельствовало наличие в городе горкома КПСС , а не райкома.Также  можно отметить , что до революции г.Остров тоже был не самым заштатным городом России,  в городе действовало более 20  иностранных торговых представительств.Покупали лен, изделия из льна, лес и др.Теперь же г.Остров больше похож именно на мелкий заштатный городок Псковской губернии, с населением в 2 раза меньшим , чем при Советской власти.
Поэтому и был до сих пор холост, мы ждали окончания ее учебы, но пожениться решили все же раньше , в январе.
Когда я об этом доложил непосредственному начальнику , то получил полное одобрение и подписанный рапорт на отпуск на 3 дня. Как мне потом рассказал Валера Иванов , майор с гордостью , не понятно отчего, доложил в Политотдел, о том что именно в тылу смогли убедить лейтенанта Волоскова жениться.
Просто смешно.
Дни с этим большим событием пролетели быстро. Народу было на свадьбе не мало.  Приехали  конечно   мои родители из  Ульяновска и моя сестра. Старшая сестра моей невесты прилетела с Дальнего Востока, с места службы мужа-подводника. Ее родители и средняя сестра с мужем из Острова, много родственников жило и Ленинграде.  Не успели со всей родней пообщаться, да и понять , что теперь мы муж и жена, как надо было возвращаться на службу.
Вернулся и узнаю, что на моем рапорте Начальник тыла написал; представить мне  очередной отпуск сроком на месяц, но мы не планировали с женой отпуска,  ей надо было еще готовить диплом и заканчивать учебу.
 Ведь можно было меня сначала  спросить, прежде чем резолюции ставить.
Тем не менее , я зашел к нему с вопросом  о квартире. Ответ был предсказуем.
Этот же вопрос задал и непосредственному начальнику, Обещал конечно , но не сразу, к лету.
Жена, после окончания института получила распределение в г.Ригу         
 инженером- механиком в центр холодильного оборудования  Рижского рынка, что правда не совсем соответствовало ее квалификации специалиста по криогенной технике.
Нам действительно выделили двухкомнатную бронированную квартиру с печным отоплением , т.е. временное жилье, но  с удобствами в квартире. Правда  недалеко  было море. Мебели у нас практически не было , так что вторая комната была одним большим шкафом. Но мы радовались и этому, но как оказалось недолго.
Теперь мне понятно, что меня специально тогда заставили перейти на службу в тыл базы, вышестоящие начальники просто хотели мне по «носу» дать за мои выступления в г.Балтийске.
 К концу лета 1973 г.  мне сообщили, что тыл больше не тыл; упраздняется эта структура и почти весь офицерские должности сокращаются. Почти все офицеры к этому времени оказывается получили предложения по новому месту службы.
-Виктор Валентинович, спросил секретаря парткома , -Вы знали?
- понимаешь, Сергей , этот вопрос с каждым решался индивидуально , я знал, что тебя тоже должны были проинформировать.
 Что тут было говорить , своя рубашка ближе к телу.
 Меня осенью просто сократили, думали , что испугаюсь и побегу просить что-нибудь. Не побежал, а даже и порадовался, так как согласно  порядку прохождения службы , офицер попавший под сокращение может находиться за штатом 3 месяца. Потом либо увольнение , либо идешь на любую предложенную должность. 
Мне хотелось просто уволиться. Жена меня поддерживала. Найти свое место на гражданке было не сложно в советское время, к тому  мне еще не было и 23 лет и присутствовало  неплохое высшее  образование.
2 месяца мы с Веруней просто спокойно жили  , отдохнули в отпуске , болтались в ее свободное время  по Риге, Юрмале ,  правда  мне тоже  надо было  иногда  отмечаться в Политотделе, но это не напрягало,  в процессе успел   отказаться от службы замполитом роты в учебном отряде в г. Лиепая.
    Думали над тем куда поедем, после моего  увольнения. Я, хотел все-таки получить еще одно высшее образование. Планировал в МГУ.
Но не судьба. Вызвали в Политотдел и зная мои настроения , в присутствии начальника особого отдела, который до этого передал мне привет от коллег из Балтийска,  Начальник Политотдела   предложил поехать в Таллин на должность Помощника по комсомольской работе Начальника Политотдела тыла ТВМБ. Отказаться было невозможно. Ну и решил ладно послужу еще   может  будет интересно ,  все-таки Таллин , легендарная Военно-Морская База, да и должность выше уровнем. Супруга тоже была довольна, все-таки в столице будем жить , а не в пригороде  как здесь  , да и родственников  ее много там жило на то время.
Таким образом за 2.5 года  лет службы менял уже третье место службы и должность. Весело!

Не знаю буду ли писать о продолжение моей службы В Таллине. Она была не менее интересной , чем ранее, тем более, что , она,  в итоге коренным образом там изменилась.
 
В Таллинне родились наши дети.Прошла счастливая молодость.
Могу только сказать, что и сейчас моя семья вся живет в столице,  теперь уже почти  независимой и европейской стране Эстонии.


 





 


 

-