Неприкаянный

Анатолий Аргунов
       Смерть Петра Мамонова меня  сильно взволновала. Во-первых, он мой ровесник и современник. Во-вторых, умер от коронавируса, когда казалось, что медицина научилась с ним успешно бороться. И, в – третьих, человек творческий, не ординарный, со своим запоминающимся лицом. Однако, писать о Мамонове оказалось не так просто.
Жизненный путь  Петра Мамонова оказался таким сложным и извилистым, что мне пришлось долго вникать в его нюансы,  просмотрев множество материалов на телевидении, в интернете, статьи  в газетах и журналах. Мне казалось, что я достаточно о нем осведомлен, но вот как написать, чтобы не задеть неловким словом память этого творческого человека, музыканта, как он себя позиционировал, поэта, актера и, наконец, верующего в Бога. И  все в одном лице. Кстати, тоже не маловажная вещь. Его лицо запоминающееся, хотя никаких ярких природных данных у него не было: ни кудрей, ни белозубой голливудской улыбки и прочих прибамбасов, которые всегда сопутствовали внешнему виду его сверстников и сверстниц. Посмотрите на Пугачеву, Бабкину, Льва Лещенко, Фиму Шифрина или Юрия Антонова. Натянутые щеки, ни морщинки на лицах, будто им по 18 лет. Петр Мамонов, кажется, не следил за собой. Он выглядел таким каким он был на самом деле. В молодые годы был в поиске себя в искусстве, в жизни и творчестве. Тогда Петр выглядел довольно импозантно. Как музыкант и певец, он состоялся еще в советские годы. Я хорошо помню, как мой старший сын «тащился» от роковых композиций Петра Мамонова, поражавшего всех своим  внешним видом.
- Смотрите! Я не такой, как все, мне не стыдно не иметь зубов, вставной  челюсти, модного прикида- казалось, кичился он.
Кажущаяся простота – это тоже часть творческой личности автора. Пересмотрел еще раз передачу «Музыкальный ринг» 1987 года, где уже зрелый музыкант, нелепую песню поет и играет одновременно на сцене,  и делая при этом нелепые телодвижения.  Посмотрите на окружающие лица, их реакцию на песенный спектакль Мамонова. Они все в экстазе от совершенно нового и  непредсказуемого актера и певца.
  А ведь Мамонову уже тогда за 35 лет. Но запоздалая, по меркам Западной культуры, реакция на изменения в стране, наступившим в годы перестройки была  объяснима. Петр Мамонов воспользовался выпавшей  для творческих людей отдушиной – глотком свободы и возможностью самовыражения. Конечно же, он не был бы известен, если бы не перестроечные времена.  Вся его рок-группа и какие-то поползновения в песенном жанре не  смогли бы долго существовать в системе  советских ценностей. Хорошо это или плохо? Сам Петр Николаевич в своих последних интервью говорил, что жизнь, в которой он жил до перестройки, заставила его начать что-то делать свое, вопреки  успешным сверстникам в исполнительском и  песенном  жанре. Юрий Антонов, Вячеслав Добрынин, Борис Гребенщиков и ряд других известных тогда всей стране певцов, композиторов  были одобрены властью. Мамонов решил идти нетрадиционным путем. Эта борьба за свое место под солнцем и сделала из Мамонова, тихого интеллигента, нового представителя постмодернистского искусства постсоветской России. Да, он не был изгоем, да собственно и не стремился к диссидентству, не относил себя к противникам власти, он искал свою тропу и не заметил, как оказался востребованным. И это случилось на фоне всевозможных самодеятельных ансамблей и групп, возникших по всей стране от «Ласкового мая» до харизматичных авторов и исполнителей таких как: Игорь Тальков, Юрий Шевчук, группа «Кино» с Цоем,  Макаревичем с его "Машиной времени" и множеством более мелких и не таких даровитых.  Петр Мамонов  нашел себя  в этом тесном мире конкуренции и не останавливался в  поисках восприятия своего мироощущения.
   Как актер, он собственно состоялся по одной причине - его стремлению найти себя в Боге, вернее в Вере. Как он сам неоднократно говорил, что вера в Бога – это не выполнение церковных обрядов и ритуалов, а она в его Душе.  В совести -  моя вера! Неоднократно подчеркивал он, когда его стали донимать папарацци, особенно после его успешного фильма «Остров», где он сыграл  священника Анатолия. Вроде бы его герой  говорил все правильно, но подтекст несказанных слов, сыгранных мимикой и жестами  невысказанные мысли актера, позволяли сделать вывод: что он  «сам в себе».
Павел Лунгин, его приятель с детства, не мой любимый режиссер, даже наоборот, его многие фильмы, как правило , политически ангажированные, якобы, направленные на восстановление исторической справедливости и борьбу со сталинизмом, помог сделать из Петра Мамонова незаурядного актера.
 Именно в нем он интуитивно почувствовал того человека, которому народ поверит. Тут да, он оказался прав. Сама судьба Петра Мамонова чем-то похожа на судьбы неприкаянных людей  в переломные годы нашей многострадальной страны. Именно такие люди из народных масс появляются в эти периоды.        Разные роли сыграл Петр Мамонов, от пропадающего алкаша-музыканта в "Такси-блюз" до Иоанна Васильевича в фильме "Царь".  Сам Петр Николаевич высказался о роли Ивана Грозного  примерно так, что Царь ,мол, не такой уж и Грозный и чем то напоминает крестьянского мужичка, с хитринкой в глазах, с выпивкой чарки другой. Не знаю ,но как то не вяжется с воспоминаниями  свидетелей встреч с  Иваном Грозным в летописных источниках, когда Боярсие жены падали в обморок при одном взгляде  Рюриковича. Мне кажется, что Мамонову более близок образ Распутина, который перед революцией вошел в царствующую семью Николая II и фактически руководил судьбой России, сам того не осознавая.  Нет, он был не противником Царя и Отечества,  не был он и революционером или еще хуже провокатором, как Азеф. Он верил в своего Бога, хотел, как лучше сделать всем и Царю-батюшке, и страдальцу-народу. Судьба распорядилась с ним жестко – Распутина убили!
 Петр Мамонов, живший в трудные перестроечные годы, а потом в «нулевые», нашел себя и стал неким прообразом совестливого и верующего человека Нового времени. Но, так и не нашедшего понимания со стороны правящей элиты, творческой интеллигенции, стоящей у руля Властителей умов, исповедующих либеральные правила, вседозволенность, толерантность и общечеловеческие ценности, так любимой ими Западной культуры. Петр Мамонов был и остался неприкаянным чудаком и многими непонятым человеком-искателем правды .
Наверное, именно такие люди, и становятся любимцами, особенно, после их смерти, зажегшими свою "звездочку-лампадку" на небосклоне Российской истории. Царство ему небесное!