Вице-президент СХ России Александр Греков

Вячеслав Суханов
23 июля в Калининграде скоропостижно скончался наш земляк, вице-президент Союза художников России Александр Умарович ГРЕКОВ.
 В 2017 году я делал с ним интервью и буквально на днях начал его переводить с аудио в текстовый формат для своей будущей книги о посадских художниках. И вдруг как обухом по голове...

Культура
Вице-президент Союза художников России, искусствовед Александр ГРЕКОВ:
ИСКУССТВОВЕД – ЭТО ДРУГ И СОВЕТЧИК ХУДОЖНИКА

Сегодня в гостях у передачи «Лицом к Лицу» большой человек - оргсекретарь Союза художников России (спустя некоторое время его должность стала называться иначе -  вице-президент СХР – прим. автора), член общественного совета Министерства культуры Российской Федерации, искусствовед - и при этом наш земляк -  Александр Греков.

История сопутствовала всей моей жизни

- Александр Умарович, традиционно мы начинаем знакомство с нашими гостями с их краткой биографии. Расскажите немного о себе.
- Спасибо за этот вопрос, но, честно говоря, особо рассказывать не о чем. Биография очень простая. Родился я в 1954 году в Смоленске, в городе воинской славы, красивом, старинном, традиционном…
- «Традиционном» - это интересно…
- Традиционном – это в том смысле, что Смоленск – традиционно русский город. Город с историческим прошлым.
- Без толерантности.
- Да-да (смеется). Я думаю, что факт моего рождения там наложил соответствующий отпечаток на всю мою дальнейшую жизнь. И, естественно, рождение мое в семье преподавателя русского языка и литературы – это тоже имело немаловажное значение в моей дальнейшей судьбе. Как оказалось.
Привезли меня из роддома на место, где нашего дома сейчас уже нет, к сожалению. Хотя место это знаковое – Вознесенский монастырь, который известен тем, что здесь воспитывалась мать Петра I, княгиня Нарышкина. Так что история сопутствовала всей моей жизни…
- А дальше?
- Ну, а дальше была работа в этом самом Вознесенском монастыре, который к тому времени был превращен в выставочный зал. Затем армия. После службы – Московский государственный университет, отделение теории истории изобразительных искусств исторического факультета – и снова работа. Работа в Загорске, в музее, куда я попал по распределению как молодой специалист. И пять лет я проработал там - в отделе декоративного искусства, который находился в Троице-Сергиевой лавре.
Затем ушел в аспирантуру и уже дальше практически вся моя основная рабочая деятельность была связана с Москвой и Научно-исследовательским институтом теории истории изобразительных искусств Российской академии художеств СССР.
- А затем – снова в Сергиев Посад?
- А потом, лет двадцать назад, тогдашний директор Музея игрушки (в Сергиевом Посаде – прим. автора) пригласил меня на полставки сотрудничать с музеем в должности заместителя директора по научной работе. Семь лет я проработал в этой должности с Николаем Трофимовичем Коценко, а после его скоропостижной кончины тогдашний президент Российской академии образования Николай Дмитриевич Никандров попросил меня остаться в музее и возглавить его. И все затянулось еще на тринадцать лет, когда я был директором Музея игрушки. То есть, я отдал музею в сумме двадцать лет, и за это время мы сделали много чего интересного. Вышли на международную арену, провели целый ряд замечательных выставок и проектов…
(Ныне Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама Сергиево-Посадского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Высшая школа народных искусств (академия)" – прим. автора).
Но это все в прошлом, эта страница моей жизни уже перевернута, и теперь у меня больше времени заниматься наукой, больше времени заниматься общественной деятельностью. Вот, собственно, и вся моя основная биография…

Матрешку сменила тряпичная кукла

- Понятно. А теперь развейте мои культурологические сомнения. Кто-то говорит, что русская матрешка произошла из японского народного искусства, а кто-то говорит, что это чисто русское изобретение. Пару слов об этом, пожалуйста, как обстоят дела на самом деле?
- Я, как историк, всегда опираюсь на факты и на документы.
- И это, без всяких сомнений, совершенно правильно.
- В общем, нет ни одного документа, который так или иначе свидетельствовал бы о дате зарождения этой игрушечной формы, которая так ярко и широко распространилась потом не только по нашей стране, но и за ее пределами. И стала практически СИМВОЛОМ нашей страны. Правда, сейчас это движение ушло куда-то на периферию, и сегодня матрешку сменила тряпичная кукла, которой теперь, как раньше матрешками, занимается большая часть нашего населения (усмехается).
- У нас Галина Дайн, насколько мне известно, плотно занимается этим видом народного творчества.
- Да. Ну, она изучает, а я говорю о производителях, о тех, кто создает.
- И все же, Александр Умарович, мы, русские, – первопроходцы народного промысла матрешки, или японцы?
- Моя точка зрения, что мы…
- То есть, у вас сугубо патриотическая точка зрения…
- Конечно, но мы же основывались на каких-то уже созданных еще до нас артефактах – и, прежде всего, на складной деревянной посуде, например. Она создавалась в основном в русских монастырях – так называемая «чашка в чашку», и это достаточно яркий пример средневекового дизайна. Я бы сказал так…
- Хорошо.
- А что касается фукурокудзю, традиционной японской игрушки, то вполне возможно, что она повлияла на создание матрешечной формы, потому что это тоже традиционная японская форма, где меньшая вкладывается в бОльшую - и так по возрастанию.
- Но претензий к России от Японии о нарушении авторских прав, как я понимаю, не поступало?
- Я думаю, что не будет (улыбается).
(Часто повторяющаяся общеизвестная версия: появилась матрёшка в России в конце XIX века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» у Мамонтова, а прообразом русской матрёшки якобы послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы. Он же Фукурокуджу, он же Фукурокудзю (в разных источниках указана разная транскрипция имени – прим. автора).
- Вы, насколько мне известно, оргсекретарь Союза художников России. Чем вы там занимаетесь? Что входит в ваши обязанности?
- Союз художников России – это всероссийская творческая общественная организация, как она конституирована, которая на сегодняшний день включает в себя более 11 тысяч членов. Это люди самых разных творческих специальностей, в том числе, художники, искусствоведы, народные мастера, реставраторы, мастера современной иконописи (поскольку у нас в СХР есть отделение храмового искусства) и др.
Работа оргсекретаря Союза достаточно кропотливая, сложная, связанная с постоянными командировками, поскольку оргработа – это работа, которая связана с документооборотом Союза, - это связи с организациями, с которыми мы поддерживаем отношения, это работа с другими общественными организациями. И документами, которые приходят из Министерства культуры РФ и других государственных органов. Так что приходится заниматься вот этим направлением, готовить повестки дня секретариата Союза, готовить решения и руководить аппаратом нашей референтуры.
- Вы, как и я, давно уже сергиево-посадец. Отсюда вопрос. Вы лоббируете наших местных художников для участия в каких-то престижных выставках или для получения каких-то почетных званий – например, заслуженного художника России? Радеете за своих?
- Вы затронули сейчас такой достаточно сложный вопрос. Во-первых, я многие годы был членом правления Сергиево-Посадского отделения СХР и состою на учете в этом отделении…
- Это замечательно. Значит, у вас должно что-то ёкать в душе…
- Ёкает у меня всегда, поскольку у нас творческий коллектив один из самых ярких в Подмосковье и, в общем-то, даже в России – хотя бы по количественному составу. В этом наш коллектив зачастую превосходит даже некоторые областные организации. Что же касается творчества, то в Сергиевом Посаде есть и народные художники, и заслуженные художники России, есть лауреаты разнообразных премий, наград Союза художников России, постоянные участники практически всех всероссийских выставок, которые у нас проводятся в стране.
Что же касается лоббирования – ну, это слово мне как-то не очень нравится, даже по звучанию, я бы сказал. А по содержанию – наших художников не надо лоббировать, они сами за себя отвечают – они члены наших творческих комиссий секретариата, они вполне востребованы, они состоятельны как творческие мастера. Поэтому они сами отвечают за себя и за свое творчество.
Что касается званий, – то сейчас, как вы знаете, ужесточилась линия присвоения званий заслуженных художников России, а уж народных художников – так тем более.
- Ужесточилась кем – государством?
- Да. Сейчас существует очень много инстанций, через которые надо пройти, чтобы получить то или иное звание, грамоту или благодарность министра культуры РФ.
- А почетное звание заслуженного или народного художника России – оно только моральное удовлетворение приносит его обладателю? Или еще какое-то материальное дополнение, например, персональную пенсию?
- Нет-нет. Никакого материального удовлетворения (усмехается), кроме морального, почетное звание не дает…
- А зачем тогда государство тормозит присвоение таких званий?! Жалко похвалить хорошего талантливого человека?
- Ну, у нас есть и другие формы поощрения – например, серебряные и золотые медали Союза художников России, есть медали более высшего достоинства – медаль Сурикова и медаль Александра Иванова, которые мы вручаем нашим выдающимся мастерам изобразительного искусства. И даже политическим деятелям, которые сотрудничают с Союзом художников и помогают Союзу в решении его уставных задач.
- Вы очень часто бываете на различных выставках, в том числе, и в Сергиевом Посаде. Вот я и хочу вас спросить: кто-нибудь из местных художников по своему таланту достоин звания народного художника? Можно даже без фамилий. У нас, насколько мне известно, сейчас только один ныне здравствующий народный художник России – это Евгений Григорьевич Захаров…
- Да, у нас был еще Николай Иванович Барченков, ныне покойный... Понимаете, тут речь идет об ориентирах – то есть, какие ориентиры мы тут выставляем…
- Интересно!
- Ориентиры местного масштаба, областного масштаба или ориентиры всей России. Поэтому в зависимости оттого, какие ориентиры мы перед собой ставим, мы и выбираем для себя те персоналии, которые нам интересны с точки зрения их творчества. Вот я бы так сказал – обтекаемо, чтобы никого не обидеть. Потому что я со всеми общаюсь, вижу сильные стороны каждого из них и стараюсь всегда, прежде всего, выявить эти сильные стороны творчества каждого из наших художников. И мне очень обидно, что в свое время звание, которое практически уже было подписано Евгению Петровичу Жирухину, к сожалению, рано ушедшему из жизни, но так и не было присвоено. А это был тонкий, проникновенный мастер…
- И с Юрием Петровичем Леоновым, насколько я знаю, тоже была какая-то «затыка» с присвоением звания народного художника…
- Да. Но он - заслуженный художник России, и это тоже очень почетно. У нас не так много художников декоративно-прикладного искусства, которые имели бы такое звание.
А что касается исторической парадигмы, то замечательная творческая жизнь в городе была всегда. Начиная с 1913-го года строится Сергиевское художественное общество тех людей, которые закладывали первые кирпичики в основание этого замечательного здания…

Мы ничего не растранжирили…

- Немного отойдем от официоза и, с вашего разрешения,  традиционно позадаю вам всякие «подлые» вопросы. Мне вот ваши коллеги рассказывали, что Греков всегда вечно жутко занят, занимает десяток должностей. Это что – такая любовь к деньгам? Или такое неуемное желание работать, не сидеть без дела?
- Вы знаете, я никогда не стремился ни к одной из тех должностей, которые так или иначе получил. И если мы возьмем любую из личностей, которые занимают активную жизненную позицию, то мы, наверно, увидим, что они в любом случае не отказываются от того, что так или иначе приходит к ним в жизни. Редактором журнала «Художник» я стал только потому, что был обеспокоен судьбой этого исторического журнала, которому сейчас уже больше полувека. И когда его последний главный редактор, замечательный художник и искусствовед Олег Буткевич, ушел из секретариата по состоянию здоровья, журнал год не издавался, и мне стало обидно, что это замечательное издание, которое когда-то было создано для художников всей страны, не нашло своего продолжения. Поэтому стал заниматься этим…
- И хорошо.
- Да, но при этом свободного времени резко поубавилось. После этого пришла газета «Художник России», которую тоже надо было продолжать, и мы ее продолжаем до сих пор. И это кропотливый и тяжелый труд…
- При этом есть такая поговорка: кто тащит, на того и наваливают.
- Ну, собственно, – да. Потому что это труд. И вот сейчас у меня очередная проблема (заметно погрустнел) – это работа над художественными фондами Союза художников России (архив художественных произведений, находящихся в собственности СХР – прим. автора).
- Это в Подольске?
- Нет. В Подольске – это Конфедерация художников (об этом – чуть позже – прим. автора), это не мы. А у нас все фонды находятся в Москве, и мы, вопреки многим разговорам, ничего не растранжирили из этих фондов. Постоянно их открываем, показываем публике, и сейчас готовим линию передачи этих произведений в государственный каталог и государственный музейный фонд. Поскольку, как вы, наверно, знаете, с 1 января 2017-го года вступил в силу новый закон, по которому и государственная и НЕ государственная части музейного фонда (и корпоративные коллекции, и коллекции частные) не имеют теперь различий и должны быть сданы на государственный учет, включены в государственный каталог.
И вот мы стали заниматься этой проблемой, и она тоже достаточно трудоемкая и длительная (срок – 2025 год).
- А сколько произведений хранится в ваших фондах, вы можете сказать?
- Ну, точно я уже не помню, но это ТЫСЯЧИ произведений…
- И это наследие всех лет, начиная, наверно, с советской эпохи?
- Вы же знаете, что сначала существовал единый Союз художников СССР. После распада Советского Союза, после разделительного съезда имущество было поделено, и на обломках СХ СССР появилась Конфедерация художников стран СНГ, куда одной частью вошел и СХ России. И собственность была тоже поделена. И коллекции были поделены. В итоге основные советские коллекции остались у Конфедерации.
- То есть, грубо говоря, Сарьян, как армянский художник, находится у Конфедерации…
- Конечно. Но не только Сарьян, но и многие выдающиеся российские мастера. Насколько я помню, у Конфедерации порядка 40 тысяч произведений. У нас в СХ России, конечно, меньше гораздо, но тоже хорошие и яркие коллекции. Мы, как я уже говорил, устроили несколько выставок под названием «Золотая коллекция Союза художников России», они прошли по разным городам. Очередная была в Уфе, в Башкирии, в музее Нестерова. Она пользовалась большим успехом у публики…
- Нестеров – это тот самый, который в Абрамцеве творил?
- Да-да, тот самый – Михаил Васильевич Нестеров, наш выдающийся автор. «Явление отроку Варфоломею» - все помнят это его знаковое произведение.
И еще выставку графики провели, выставку лаковой миниатюры – тоже из нашего собрания…

Историки искусства и художественные критики

- Вопрос на засыпку. Вы по образованию искусствовед. На мой взгляд, возможно, дилетантский и спорный, искусствоведы бывают двух видов. Те, кто говорит:  вот это шедевр, а вот это - нет. И другие, которые могут определить подлинность картины Рафаэля или Левитана, отличить ее от подделки и еще определить ее рыночную стоимость. А вы - к каким искусствоведам себя относите?
- Какой-то очень примитивный ранжир (усмехается). Искусствоведы бывают не только двух, но и большего количества типов, но, если говорить о научной классификации, то это, конечно, историки искусства и художественные критики…
- Ага (глубокомысленно замечаю я)…
- Так что – кого что больше привлекает. Кого привлекает исторический взгляд в прошлое, поскольку здесь ключевое слово – история. А кого – как бы работа на острие сегодняшнего дня, работа с современными художниками. Конечно, второе – сложнее…
- Тут, наверно, и научная сторона – химия и прочие всякие вещи…
- Ну, я не беру еще и теорию искусства, потому что есть и теоретики искусства, хотя их вообще не так уж много. И развивать любую теорию трудно, потому что это требует ПЛАНЕТАРНОГО взгляда, я бы так сказал…
- А теория – это «измы»: реализм, импрессионизм, соцреализм и прочая?
- Сегодня очень много современных течений, и растут на этом поле разные цветы, кроме реалистического искусства.
- А вообще это не игры – реализм, авангард и прочая? Как говорят некоторые музыканты, нет разницы между стилями – просто есть хорошая музыка и плохая.
- Ну, если с этой точки зрения рассуждать, то, конечно, такое утверждение справедливо. Потому что была бы вещь художественная, был бы в ней, как говорят теоретики искусства, законченный художественный образ, то это произведение мы причисляем к шедеврам нашего изобразительного, в данном случае, искусства.
Художественная критика – наиболее сложный на сегодняшний день фрагмент работы искусствоведа, потому что здесь приходится оценки вырабатывать практически самому, самостоятельно. Не обращая внимания или не имея даже под рукой никаких других материалов, как это бывает с историками искусства.
- Это понятно. Если о талантливом провинциальном художнике ничего нигде не написано, приходится разбираться в его творчестве самому. Это не то, что писать об Илье Глазунове, о котором написана уйма статей. Правильно я понимаю вашу мысль?
- Да, но здесь еще проблема в том, что критика у нас на сегодняшний день достаточно КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ, потому что желание никого не обидеть – оно существует. И ты живешь в этом коллективе, и сотрудничаешь с его членами – и любая негативная оценка, которую ты привносишь, больно бьет по творческим людям. Поэтому тут надо очень тонко, как мне кажется, подходить к проблеме. Один наш искусствовед написал книжку о том, что искусствовед – это друг и советчик художника. И я бы тоже придерживался больше этого тезиса. А не критик в том понимании, в котором когда-то в начале ХХ века была довольно жесткая полемика. Или в первые послереволюционные годы, когда художников делили на формалистов и классиков, когда выгоняли из художественных институтов наших выдающихся профессоров, мастеров изобразительного искусства – например, таких как Фаворский или Осьмеркин, который активно работал и здесь, в Сергиевом Посаде и оставил целый ряд замечательных произведений с видами нашего города, – объявляя их всех формалистами…
(- Влади;мир Андре;евич Фаво;рский (1886 - 1964) — российский, советский график, иллюстратор, ксилограф, искусствовед, сценограф, педагог. Академик АХ СССР (1962). Народный художник СССР (1963). Лауреат Ленинской премии (1962). В 1918—1919 годах преподавал во Вторых свободных художественных мастерских в Москве. С 1921 года преподавал во ВХУТЕМАСе, в 1923—1925 годах был ректором. В 1930—1934 годах преподавал в Полиграфическом институте, в 1933—1938 — в Архитектурном институте, в 1934—1938 — в Институте изобразительного искусства, в 1943—1948 — в Институте прикладного и декоративного искусства (все в Москве). Профессор. В 1936—1941 годах — консультант Мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР.
Один из членов-учредителей общества художников «Четыре искусства» (1924—1930), член-корреспондент Союза немецких художников книги (1928).
- Александр Александрович Осмёркин (1892 - 1953) — русский и советский художник и педагог, участник знаменитой художественной группы «Бубновый валет», профессор живописи и руководитель персональной мастерской Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В 1947 году был вынужден отказаться от активной преподавательской деятельности и участия в выставках в связи с выдвинутым против него обвинением в формализме и пропаганде западных веяний – из Википедии).

Главная задача – передать культурные традиции молодежи

- Я уже сделал, наверно больше полусотни интервью с художниками, московскими и с посадскими, – и все они в большинстве своем твердят, что пишут для элиты. Потому что есть мнение, что только 5 процентов людей в мире интересуется искусством. И при этом они хотят государственного финансирования. А государство – президент, губернаторы, депутаты - это выборные должности, они избираются народом, а не элитой, – им нужен массовый охват электората. А если избирателю не интересно ваше искусство – то, естественно, никто и не будет его финансировать. Нет ли тут какого-то противоречия?
- Я противоречия особого не вижу. Я думаю, что те очереди, которые сейчас были отмечены на выставках того же Валентина Серова, того же Айвазовского, на выставке Пинакотеки Ватикана (куда я по списку нашего института смог попасть только на определенный сеанс – по фамилии и по паспорту), - то есть, все это свидетельствует наверно, о том, что искусство стало ближе широким массам нашего населения. И то, что сейчас на открытии выставок стало появляться большое количество людей.
Вот мы открывали всероссийскую выставку в Архангельске – людей было немеряно! – это факт. И самое главное, что открытие было превращено в некое действо. Не просто сухо пришли, поговорили и забыли, - а это было, когда сам губернатор области открывал выставку, когда был построен целый корабль, и вместо того, чтобы резать ленточку, как обычно, - там поднимали парус на корабле в музее…
- Круто!
- А в другом музее, где открывался филиал этой выставки, вместо ленточки, например, пилили бревно (смеемся). А начальник местного управления культуры вместе с нашим первым секретарем Союза художников России его пилили…
- Потея и, наверно, в душе чертыхаясь…
- А на бревне было написано: «Красная ленточка» (опять смеемся). Вот так хорошо это было сделано. Все зависит оттого, как аранжировать, как преподнести. И я все больше склоняюсь к тому, что должна быть определенная УПАКОВКА. Та упаковка, которая привлекает. Ведь сегодня другое поколение пришло на историческую арену. Мы-то уже уходящие люди, и наша задача передать тому поколению, которое идет за нами, культурную традицию нашей страны. И каждым нашим деянием - каждой выставкой нашей, каждой книгой, нашей статьей или воспитанием своих детей в семье – мы должны использовать любую такую возможность. Чтобы культурная традиция была передана так же, как в свое время она была передана нам от наших родителей.
Глобализм и национальная культура
- Кроме упаковки, о которой вы справедливо заметили, хочу высказать и другую мысль. Во многих телепередачах и в интернете отмечают, что и на Западе замечен огромный рост интереса к культуре, к искусству, к посещениям музеев и выставок. И приходят к выводу, что в условиях глобализации, навязывания народу взглядов так называемого либерального мультикультурализма, - люди, НАОБОРОТ, возвращаются в свои НАЦИОНАЛЬНЫЕ музеи и пытаются найти и идентифицировать себя со своей нацией, своим народом, с его культурными ценностями. То есть, французы хотят смотреть произведения французского искусства, немцы – немецкого и так далее. Чтобы определить, что они немцы, что они французы, а не бисексуалы какие-то безродные…
- Это очень логично, потому что этот антиглобализм набирает все больше и больше сил, и мы, Россия, как страна, имеющая такие могучие корни, в том числе, и народного искусства, которым и мне приходится с радостью заниматься, видим, что эти корни способствуют нашей самоидентификации.
Я бы хотел обратить внимание еще на один момент. Слава Богу, сейчас государство стало обращать внимание на то, о чем мы говорили выше. На воспитание творческой молодежи. И лагерь «Таврида», который был создан в позапрошлом году на Бакальской косе, в Крыму, - он свидетельствует о том, что 500 человек в каждую смену, которые были там собраны, - они были собраны для того, чтобы из этих молодых людей подготовить некую творческую элиту нашей страны. Это были молодые люди из разных уголков нашей державы. Это были люди разных творческих специальностей. И мне посчастливилось там оказаться, и в течение пяти дней вместе с другими преподавателями и тьюторами я тоже читал там лекции. Я подготовил несколько мастер-классов для молодежи и, кроме того, вывез туда нескольких наших выдающихся мастеров народного искусства. В том числе, одного из Сергиево-Посадского района, еще из Палеха, и они провели мастер-классы по народному искусству, на которые пришла творческая молодежь – это студенты творческих вузов и училищ, это уже выпускники, это молодые художники.
Это был наш заезд. А были еще заезды историков, литераторов, поэтов, музыкантов, театральных деятелей. И вот это воспитание молодежи, когда они все вместе, когда они рядом, бок о бок, плечо к плечу, когда они имеют возможность общения, когда перед ними выступают замечательные мастера, - по-моему, это здорово. И, я думаю, такая идея планомерного воспитания творческой молодежи будет продолжена и дальше…
- Вот на этой оптимистической ноте мы и закончим беседу с нашим гостем, обладателем многочисленных должностей и титулов, оргсекретарем Союза художников России Александром Грековым. Спасибо…

Беседовал Вячеслав СУХАНОВ
("Лицом к Лицу", Радио Посад)
2017

Биографическая справка

Александр Умарович Греков
Родился в 1954 г. в Смоленске.
Образование: МГУ им. Ломоносова, исторический факультет, отделение искусствоведения (1980), аспирантура Академии художеств.
Государственная, общественная и педагогическая деятельность:
Член ВТОО «Союз художников России» (1985).
Оргсекретарь (вице-президент) и секретарь по народному искусству Союза художников России. В ВТОО «Союз художников России»: председатель центральной ревизионной комиссии (1993–2009), оргсекретарь, секретарь по народному искусству, председатель комиссии по народному искусству, заместитель председателя комиссии по искусствоведению и критике (с 2009).
Член-корреспондент Российской академии художеств (отделение искусствознания и художественной критики, 2011).
Кандидат искусствоведения (1994).
Заслуженный деятель искусств РФ (1999).
Член-корреспондент Международной академии культуры и искусства (2011).
Член Союза журналистов России (2004).
Заведующий отделом ФГБНУ «Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств при РАХ».
Главный редактор журнала «Художник» и газеты «Художник России».
Член редколлегии журнала «Современный художник» (Китай).
Член экспертного совета по присуждению Государственной премии «Душа России» Министерства культуры РФ.
Эксперт по культурным ценностям Министерства культуры РФ.
Член экспертного совета по народным художественным промыслам Министерства промышленности и торговли РФ.
Профессор РГГУ им. М. Шолохова (2009–2013).
Факты биографии:
В течение 13 лет совмещал работу в РАХ с работой в РАО, будучи директором Художественно-педагогического музея игрушки, создал ряд выставок в России и за рубежом, представлял нашу страну в США, Германии, Норвегии, Швейцарии, Франции…