Пончо

Аманжол Нурабаев
               
        Рассказ мой отнюдь не о латиноамериканской накидке. Все гораздо проще. Лет восемь своей жизни я добросовестно отдал металлургии. Работенка адская. Об особенностях профессии расскажу в других рассказах. В данной писульке поведаю о парнишке-коллеге. Назовем его условно  Сапар. Сейчас он видный металлург страны, авторитетный  мастер цеха. А в молодости был нелепым пареньком, часто поровшим такого масштаба косяки, что даже  стены взвывали. Уже не говорю о рано поседевших волосах нашего директора.
     Был он габаритный, слегка неуклюжий , отчего его прозвали Пончиком. Потом , со временем, прозвище  «Пончик»  трансформировалось в «Пончо» и окончательно за ним закрепилось. В чем была его особенность ? С виду, вроде обычный, добродушный парень, рассеянно глазеющий по сторонам. На деле, рассеянность его объяснялась крупным проигрышем на каких-нибудь автоматах, или на ставках. Как большинство из нас в то время, Пончо любил хорошо покутить, выпить, дунуть и далее по сценарию. Вахты наши длились две недели. Две недели изнурительной пахоты в жуткий мороз, или в адскую жару. Это, смотря по обстоятельствам. Часто приходилось работать  под  открытым небом. В общем, кто знает, тот поймет.
       И вот, две недели позади, я дома, наслаждаюсь семейным счастьем. В два часа ночи вдруг  истошно звонит телефон. Не открывая глаз, нащупываю трубку.
- Алло ?
- Братан !, - это голос сумасшедшего, не иначе,  - Братан, только выслушай ! Я в ажуре ! Правда, фартит через раз !  И сейчас слегка пригорел. Но я в силе ! Закинь пятеру, родной, получишь четвертак от ста штук !
- Иди в анус, - сонно отвечаю, - Ты вообще в курсе, сколько времени ?
     Как вы догадались, это Пончо.  Разговор с ним утомляет. Понимаю, что говорю  в пустоту. Он меня вообще, по-моему, не слышит.
- Братуха, жизнь – игра !, -  объясняет мне как  врач слаборазвитому, -  Тебе этих копеек жалко  ?! Тьфу  на них ! Главное, здесь и сейчас ! Мы братва, драгоценный наш ! Скинь пятеру на карту !  Я верну в пять раз больше ! Мы сломаем эту систему, братушка !!!
    Я посылаю его еще глубже и отключаю телефон.
     Потом  все съезжаются на вахту и я две недели слежу за растерянным взглядом Пончо. Вполне естественно, что все заработанные деньги он умудрился спустить дома за два-три дня. Еще более очевидно, что эти две недели он будет курить мои сигареты, пользоваться туалетной бумагой  Айдоса, а на чай и сладости будет занимать у Валеры.   Все две недели у Пончо  расписаны  по часам.
      Самое любимое занятие Сапара – попросить чей-то телефон  и уйти в отдаленную часть корпуса, естественно, позабыв вернуть этот самый телефон хозяину.  Сидит, самозабвенно играет, пока спохватившийся хозяин бегает по вахтовому поселку с высунутым языком в поисках своей вещицы .  Или вешает на уши какой-нибудь новой пассии, не считаясь с утечкой единиц. Тарифы – увы, тогда были не у всех. Причем, делает он это машинально.  Не совсем  осознанно. Вначале я считал, что он просто злоупотребляет нашим доверием, но с годами осознал, что память у Пончо избирательна. Он помнил лишь конкретные моменты. Например,  кто еще не занимал ему денег. Или , когда падает зарплата на карту. Все остальные мелочи попросту пролетали мимо его сознания. Он был выше денег, выше нашего баланса на мобилах, выше всех вместе взятых рулонов бумаги  и  вымотанных нервов соседей по комнате,  бригадира , мастера цеха и директора.
     Однажды он заболел. Натурально заболел и не приехал на заезд. Лежит в больнице. Колят  ему в зад пенициллин, капают в ухо ампициллин. Или наоборот. Неделя тянется невыносимо долго. Размеренная, спокойная жизнь становится в тягость. Подсознательно мы понимаем, что проживаем самые лучшие дни своей многострадальной вахтовой жизни. Фактически , истерзанные  многолетним троллингом  Сапара нервы ожидают какого-то подвоха. По тоскливым глазам Валеры я вижу, что он  готов хоть сейчас  выложить кому-нибудь эти пресловутые пять тысяч. Тем более, когда дело касается конкретного человека.  Вахта близится к завершению. Мои сигареты, как назло , еще устилают дно спортивной сумки.  Рулоны  туалетной бумаги, заботливо выставленные Айдосом на тумбочку, красочно дополняют  холостяцкий пейзаж нашей комнатенки. Домой едем молча. Все подозрительно  трезвые, переглядываемся.  Дико от  того, что никто не слышит громких призывов   «Опрокинуть  слеговца». Жизнь обрела контуры спокойствия и  стала невыразимо скучной.  Хотя, мастер обмолвился, что Пончик уже выписался из больницы и половину вахты проведет с нашими сменщиками.  Некоторые из нас  в ответ скептически улыбнулись.
- Бедолаги !..., - вырвалось у Армана.  Очевидно это он о тех несчастных, кому предстоит жить и работать рядом с нашим нелепым чудом.
     Приехал домой. Поцеловал жену, обнял детей.  Потекла мирная , ничем не примечательная  мещанская жизнь . Днем что-то делал по хозяйству, вечерами  навещали  всей семьей родителей.  Укладывались  поздно. Так прожил около недели.  В одну из ночей просыпаюсь от тревожного телефонного звона. Так и есть, беспечно позабыл понизить звук !
- Алло ?!, - морщусь ,  не открывая глаз , в опасении услышать  голос Пончика.
- -Алло !  Аманжол ? , - кажется, это голос Диаса, бригадира наших сменщиков, - Ты, конечно, извини, что разбудил ! Дозвониться не могу до вашего  придурковатого бугра , поэтому звоню всем подряд ! Короче , я на полном серьезе !!! Слушай внимательно и передай всем остальным вашим ! Если еще раз оставите эту толстую скотину в наш заезд, попомните мои слова – всех вас к стенке раком поставим ! Слышишь ?!... Так и передай вашим !
- А что случилось ?!.., - неумело изображаю я изумленный голос, изо всех сил сдерживая приступ исторгающегося смеха, - Ты о чем , Диас ?!...
- Ты что, издеваешься ?!..., -  доносится из трубки разгневанный рев  раненного льва ,  -  Ты реально  не догоняешь ?!...  Или прикидываешься ?  Эта падла мой новый смартфон  где-то позабыл  ! ПОЗАБЫЛ  , ты понимаешь,  нет ?!  Смартфон !!!  Я его в кредит брал ! А он !...  Все конфеты наши с  чаем сожрал !  Я уже не говорю про сигареты и …
     Я отключил телефон , не в силах больше слушать эти страдания.  Все тело трясло от смеха. Я с трудом сдерживался, боясь разбудить семью.  С  полчаса  молча  лежал в темноте, постепенно приходя в себя.  На душе стало легко  и приятно. Сквозь шторы стало светлеть. Зарождался новый день, обещающий  радости,  заботы  и  впечатления. А бугру нашему позвоню ближе к полудню. Все равно он пока не опохмелится, разговаривать не станет.