Народная рокировка

Сергей Шарабурин
Было это в 1993 году. Мои сыновья-погодки устроли целую войну из-за того,
кто будет спать на втором «этаже» двухьярусной кровати, а кто на первом.
    -   Я легче, значит я должен спать сверху! – кричал пятилетний Андрюша.
    -   А я старший, - значит я должен быть выше! – не менее темпераментно заявлял шестелетний Алёша...
   Перепалка переросла в драку. Я не выдержал и гаркнул:
   - Закончили войну! Разбежались по углам!
    В знак протеста Алёша надул щеки и уселся на диван, уставившись в телевизор, в котором передавали последние новости о военном конфликте в Нагорном Карабахе.
А надо сказать Алёша с малолетства любил проникнуть в суть проблемы, понять её составляющие поэтому он задался вопросом, обращенным ко мне:
   -   Я что-то не понимаю, зачем они воюют. Ради чего?
   -   Наверное, ради того, чтобы чувствовать себя хозяевами на своей земле.
   -   А чем их земля особая? – не понимал Алёша.
   -   Тем, что она родная, потому что они там родились и выросли, там родились
и выросли их родители, их дедушки и бабушки, прадедешки и прабабушки и так далее в глубину веков, покрытую многими поколениями… Но в ходе истории получилось так, что их земля отделена от их государства.
  -   Как это? – не понял Алёша.
  - Ну вот представь себе, что твоя кровать стоит в чужой комнате; будешь ли ты чувствовать себя уютно?
-   Нет.
-   И что делать?
-   Перетащить мою кровать в мою комнату.
-   А если она неподьемная?
-   Мне самому перейти в мою комнату?
-   Но там ведь Андрюша, а ты с ним не можешь мирно сосуществовать...
-   А пусть он перейдет в ту комнату, где стоит моя кровать, - решил Алёша, - это, как в шахматах, - рокировка...
  На минуту Алёша задумался. Я его не торопил. И его осенило:
-   А пусть армяне из Карабаха переедут в Нахичевань, а азербайджане из Нахичеваня – в Карабах. Получится народная рокировка. Классная идея?
-  Идея-то классная, но невероятно трудно осуществимая; это поменять местами
двух человек не составляет труда, а целые народы – утопия.
-   Что ты имеешь ввиду?! – удивился Алёша, - Проще утопить? В море?
-   Да нет же, - улыбнулся я,- слово «утопия» имеет совсем другое значение, это: беспочвенные мечты, самообман, бред...
-   Так что же делать? – нетерпеливо перебил Алёша, - Заставить их дружить?
-   Заставить дружить – невозможно. А вот научить можно.
-   Так почему же до сих пор не научили?
-   Потому что государством правят политики, а не мудрецы. А у политиков одно из любимых правил: разделяй и властвуй. Пока народы ссорятся, ими легче управлять. Вот если бы я намеренно тебя стравливал с Андрюшей, мне с вами по отдельности было бы легче справиться.
-   То есть, - заключил Алёша, - если мы с Андрюшей будем дружить, крепко-крепко дружить, то мы сможем и тебя победить?
-   Конечно.
-   Ну ладно, тогда пойду с Андрюшей мириться...