Портниха

Галчона
Удивительное дело вернуться в город, из которого уехала более 20-ти лет назад. Удивительны перемены: если тогда это был небольшой фабричный городок на две улицы и парк, то сейчас – красивый даже, современный и развивающийся районный центр. От того города, что я оставила за окном электрички – остался лишь старый вокзал и наша школа. Вокзал хоть и ремонтировали, но сохранили «исторический облик». А школа – школа просто застыла во времени. И внешне, и внутренне. Классы обновили, конечно, но все тот же больнично-зеленый цвет стен и какая-то особенная серость окон – осталась. Как остался заросшим задний сад школы. Удивительно.
Школу я не любила. Училась хорошо, но не любила. Да и друзей у меня особо не было. Моли старшие классы пришлись на тот период, когда магазины заполнили разные гаджеты и все то, что сейчас стало нормой. А тогда это было «круто». А еще тогда дети и подростки быстро научились быть жестокими и расценивать мир с позиции денег и доступности. Это сейчас модно – детская психология и все такое. Тогда о подобных понятиях никто не имел представления и особо не лез в дела и мысли школьников.
 
Дополняло картину и то, что родители мои не были обеспеченными. И папа, и мама всю жизнь проработали на заводе. Они старались дать мне все самое хорошее: лето у бабушки в маленьком домике с видом на Енисей, много книг, очень много репетиторов и еще больше книг, и все возможности для любимого дела. А оно у меня было.

С детства я любила шить. Сначала куклам одежду, потом себе какие-то футболочки... Потом начала ремонтировать одежду взрослых и шить красивые комплекты спальные и лоскутные одеяла. Это сейчас, опять же, изделия ручной работы – модно, красиво, престижно, дорого. А тогда это было - ... Зато учителя меня любили. И отчасти именно из-за моего хобби. Помочь с декорациями и костюмами к празднику? Помочь с ненавистными всем занавесками? Это все ко мне. Да и личные просьбы тоже были.
Поэтому за мной и закрепилось столь странное прозвище. Странное и резкое. Портниха.

В старших классах я окончательно изолировалась ото всех. Ну или они от меня. Что взять с серой во всех отношениях  «мышки». Единственный человек, с которым я делилась всем, была моя подруга. Настя. Жила она этажом выше и понимала меня без слов. Как и я ее. И именно ей первой я поведала о главном: я уеду. Навсегда. Не знаю куда, но уеду.

Мне хотелось не вольной жизни, но внутренней свободы. Хотелось заниматься любимым делом. Хотелось найти себя. И потерять всех тех, кто много лет составлял привычную часть моих будней.

План был простым: все празднуют выпускной, а я – праздную начало новой жизни. Именно так. Сдам экзамены и сяду в вагон электрички. В областной центр. В один конец. Конечно, у меня всегда будет куда вернуться. Только вот возвращаться я не хочу. Родителям скажу, что буду поступать (и не важно, куда). А там – будет видно. Мое маленькое хобби принесло кое-какие сбережения. А работы в городе много. Тем более никакой я не боюсь.

Перед выпускным я сшила себе очень красивый сарафан. Простой и элегантный. Небесно-голубой. С россыпью блестящих стразов по лифу.
-Значит, решила? – Мы сидели на лавочке около дома. Уже было лето. Уже были сданы все экзамены. Уже я забрала аттестат, т.к. не планировала никакого торжественного получения.

-Угу. Я и родителям сказала – поеду поступать.
-Точно?
-Точно, - кивнула я, - А что мне остается? Ты тоже уезжаешь. Я тут с ума сойду.
-Слушай, я тут подумала – тебе же жить где-то надо будет. А у нас баба Нюра одна в городе. У нее квартирантка была – да съехала как раз месяц назад. Она вполне нормальная бабулька – хоть и в возрасте, но «передовая». Как она себя называет. Я ей вчера звонила – она тебя ждет. Ну, если ты непротив. Я тебе адрес написала. И свой адрес тоже – пиши мне обязательно.

Мы обнялись. Настя уезжала учиться в столицу. Она была уверена и в том, что поступит, и в том, что ее ждет хорошее будущее. Впрочем, в этом уверены были все мы.

И вот он – мой заветный день. С какой-то необыкновенной легкостью я впархнула в полупустой вагон электрички и ... в новую жизнь. С собой у меня была старенькая швейная машинка, немного вещей, заветный листок с адресами и какое-то внутреннее спокойствие. Наконец-то.

Баба Нюра встретила меня хорошо и как родную. Жила она на самой окраине города в небольшом трехэтажном доме всего на 12 квартир. Соседи были дружными, а атмосфера больше напоминала наш поселок. Перед домом был небольшой сад и даже огороды. Чуть дальше – за последним двором – начинался лес и была конечная остановка 24-го автобуса. Он ходил каждые 30 минут – через наш район, дальше в Хвальево, в центр и за реку – в Рощу и до Церкви. Комнатка моя была небольшой, но очень уютной и чистой, а окно – заставлено геранью и фиалками. Баба Нюра заприметила машинку и уже в первый вечер за ужином начала по-доброму жаловаться на то, что столько вещей в доме нужно «починить», а глаза слабые да и руки уже не те.

Так и началась моя новая жизнь. Я устроилась работать официанткой в небольшое кафе в центре города. Мне было удобно – дороги всего 20 минут, хорошие условия (учитывая, что я только-только вышла из-за школьной парты) и хорошие люди. Зарплата была небольшой, но вполне хватало на мои нужды вместе с чаевыми. Днем я работала, по вечерам – ужинала с бабой Нюрой (а готовила она потрясающе, надо сказать), потом – шила. Сарафанное радио в таких местах работает на ура. Баба Нюра быстро рассказала всем подругам о моих золотых руках и ... обеспечила меня заказами. Пусть это были вполне рядовые, но все же, заказы. Подшить, ушить, сделать бортики на кроватку для малыша, одеялко или что еще, мелкое, но очень приятное. Денег, кстати, за проживание она с меня брать отказалась. Но мы нашли компромисс – уборка дома на мне и покупка продуктов тоже.

На работе у меня появились друзья. Это был совсем другой мир и другие интересы, ценности. Почти все девочки-официантки приехали из райцентров. Мне показалось, что нас всех объединяет одно – мы вырвались и мы – свободны. Внутренней свободой. В конце лето у нас был первый «корпоратив», мы отмечали день рождения нашего администратора – Олеси. И я захватила с собой тот самый сарафан на вечер. Вернулась домой тогда я с моими первыми в жизни крупными заказами. И с того дня в наш дом стали постоянно захаживать мои «клиенты». На примерку, на подгонку, на обсуждения. А через несколько месяцев та самая Олеся вдруг вызвала меня к себе в кабинет:

- Марин, слушай... Тут дело такое. Ты же у нас рукодельница?
Я кивнула. Обычно так и начинались всегда все просьбы.
- Нам нужно придумать дизайн новой формы и, по-возможности, сделать 1-2 пробных комплекта. Администратору и официантам. Я поспрашивала, но, если честно, все озвучивают неподъемные суммы уже за один дизайн. Ты не могла бы помочь?
- Я думаю, можно попробовать. Только готово будет не скоро, работы много получится...
- Давай так, если тебе идея интересна – мы обсудим все с тобой и решим.

В итоге обсудили и решили. На две недели мне дали внеочередной отпуск с сохранением зарплаты и я творила дома, приезжая на работу для обсуждения деталей. Олеся работой осталась очень довольна. А для меня это был еще один важный шаг.
Что было потом? Потом были заказы, много заказов. Где-то через два года я уволилась из кафе и стала заниматься только одеждой. Теперь работы хватало так, что я могла позволить себе отказаться от мелких вещей и ремонта одежды. Мне нравилось – творить и делать людей красивыми. Родителям я в итоге только через год сообщила, что я работаю, занимаюсь тем, что нравится и пока учится особо не планирую, т.к. по моей специальности у нас только техникум.

Но это все лирика. Судьбоносная встреча случилась еще несколькими годами позже. У нашего тихого дома остановилась очень дорогая иномарка и из нее вышла очень красивая женщина. Мы с бабой Нюрой как раз пили чай на кухне и видели из окна, как водитель спешно открыл заднюю дверь и подал руку.

Через несколько секунд в квартире прозвенел звонок.

-Марина тут живет? – спросила женщина. – Так я к ней.
Она прошла на кухню.
- Марина?
Я кивнула.
- Отлично. Алла Николаевна. – Она машинально протянула визитку. – Мне Вас порекомендовали. Говорят, вы творите настоящие чудеса.
Я сжимала визитку и не верила своим глазам. Алла Николаевна Муругова. Вице-президент ОНТ-Банка. Не просто богатая женщина, а очень богатая. И к тому же – одна из самых влиятельных в нашем округе. С ее возможностями и средствами – ей не нужна личная швея. Она вполне может пообедать дома, потом отправиться в Милан или Рим, купить платье и вернуться к ужину с обновкой. Но тем не менее. Она была тут. И сейчас.

Ей нужен был костюм. Для презентации. Я поняла только то, что презентация очень крупная, очень важная и очень крутая. Остальные слова и имена в моей памяти не отложились...

И вот потянулись дни. Заказ был и простой, и сложный. Нужен был простой костюм, но такой, чтобы «ах!». И вот с этим «ах» как раз и были проблемы. Я скупила тонну журналов и перелопатила тонну материалов, чтобы поймать хотя бы концепцию. Несколько первых набросков Алла Николаевна отмела: не то, старит, очень старит, слишком молодежно. А потом мне пришла очень смелая идея: приталенный пиджак без рукавов, чуть расклешенные к низу брюки с высокой талией и эффектная рубашка под пиджак. Изюминка ее в том, что рукава и перед – вполне обычные. А вот спина – с красивым вырезом, задрапированным кружевом. Идея мне показалась настолько интересной и успешной, что я решила сразу «набросать» на ткани и Аллу Николаевну ждала вполне осязаемая модель для пробы и примерки.

На презентацию она пригласила меня с собой. Сказать,что за свое творение я испытывала гордость – не сказать ничего. И отдельно – первый раз я работала тогда с настоящей дорогой тканью и кружевом и поняла, какое это удовольствие и восторг. Отдельное удовольствие было - ловить восхищенные взгляды и комплименты. Алла Николаева иногда подводила ко мне людей со словами «Вот, Марина, мой новый дизайнер». У меня кружилась голова и все казалось сказочным.

В конце вечера она решила отвезти меня домой почти лично.

- Я на днях улетаю, а когда вернусь – нам нужно будет встретиться и поговорить. У меня к тебе предложение.

Предложение в итоге я приняла. А кто бы на моем месте отказался? Это была путевка в жизнь. В центре города у меня появилась небольшая, но полноценная мастерская. И даже с видом на набережную! У меня появилась солидная (как мне тогда казалось) и постоянная зарплата и даже одна помощница. Девочка с золотыми руками и да, только-только окончившая школу. Все повторяется. Работы было много. Очень много. И это было тяжело порой – работать с людьми, которые привыкли получать все и еще вчера, которые не всегда умеют адекватно даже общаться с теми, кто стоит много ниже на социальной лестнице... Словом, это не была какая-то простая и сказочная жизнь. Но она была достаточной. Достаточной для того, чтобы дать родителям возможность постоянно жить в деревне и заниматься цветами, а не грядками, отремонтировать старенький домик и превратить его в уютное место со всеми удобствами. Еще работа и уже небольшие связи позволили устроить бабу Нюру в хорошую больницу и подарить ей несколько месяцев безболезненной и хорошей жизни. Рак диагностировали слишком сразу и слишком поздно. Так бывает, увы.

А потом случилась еще одна судьбоносная встреча. Дочка Аллы Николаевны выходила замуж. И мне нужно было создать два платья: первое – для венчания, второе – для вечера. И если дизайн мы проработали во всех мелочах, то вот с материалом у нас была огромная проблема. И решить эту проблему могла только поездка в Москву. В командировку меня сопровождал помощник Аллы Николаевны – Игорь Алексеевич. Просто Игорь. На тот момент он был уже разведен и воспитывал сына. Наши отношения не были похожи на бурный книжный роман, но стали настоящими и доверительными почти с первого дня.

Дальше – было многое, но оборачиваясь могу сказать, что даже сложные периоды были хорошими. Алла Николаевна несмотря на свой возраст все еще у дел и именно благодаря ей мы и приехали в некогда родной мой город. И тем более странно, что наш приезд совпал со встречей выпускников. И юбилеем школы. Затащила (в прямом смысле слова) меня сюда Настя. Моя подруга. Моя опора. Мы не просто дружим до сих пор, мы стали почти сестрами. А еще она стала моим главным администратором, управляющей и самой надежной помощницей. А иногда и моделью – с ее-то внешностью!
Удивительное дело не только вернуться в родной город после стольких лет, но и оказаться за партой. Я пришла в класс первой и села за первую же парту, вполоборота ко входу. Класс постепенно заполнялся, и я к своему стыду не узнала почти никого. Только Малинкина – по еще рыжей шевелюре, все такой же непослушной. Я ни с кем не здоровалась, да и со мной тоже. Не думаю, что вообще кто-то меня узнал: я не просто изменилась за эти годы. Я стала абсолютно другим человеком. И вот побежали по классу ожидаемые сплетни: кто-то женился, кто-то развелся, кто-то с любовником удачно отдохнуть слетал, кто-то ищет работу, кто-то критикует рецепт огурцов на засолку...

- Слышали, Смехова удачно устроилась на работу? – кто-то с задней парты вспомнил про Настю. Она тоже не часто появлялась в родных краях. – Я ее как-то видела в городе, вся такая деловая – одна тачка чего стоит!
- Это ж Смехова, можно подумать, могло быть иначе! – подтвердил второй голос. Мне кажется, он принадлежал женщине по имени Ира. Когда-то это была высокая и стройная девочка по имени Ира, не красавица, но что-то в ней было особенное, увлекательное. Она мечтала о карьере стюардессы. А сейчас, как оказалось, работала на нашем заводе в бухгалтерии.
- Интересно, а Куликова приедет? Я ее давно не видела. – Внутри я сжалась. И про меня, оказывается, помнят.  Но почему-то я промолчала. Интерес взял верх. Я лишь поправила очки и продолжила «читать» какую-то ерунду в телефоне.
- Куликова? Это кто? – Переспросил кто-то. – Аааа... Портниха, что ли? Так говорят, что она спилась давно. – Тут я уже чуть не поперхнулась.
- Как спилась? – Переспросила Ира. – Я ее видела, мне кажется, недавно. Она беременная была. На вокзале. И вроде не скажешь, что пьяная. Правда, я с ней не общалась.
- Нет, мне кто-то уже давно говорил. Не помню, кто. Ее и не видно поэтому. Вообще,конечно, если так – надо хоть из уважения на кладбище съездить. Родители-то ее поэтому и уехали из города в глушь в свою.

- Разве? – на этот раз спросил уже мужской голос, - Мне кажется, она в городе уже давно живет. В центре, у нее магазин свой и ателье. Моя жена фанатеет от ее одежды. Но цены там – космос. Говорят, ательешку помогла открыть сама Муругова.
- Куликова? Блин, Васовский, не смеши! Ты хоть пресдтавляешь, где Муругова, блин, и где Куликова! А про твою жену мы все знаем...

Дальше я уже не слушала. Было внутри и смешно, и грустно. Город вырос. Город поменялся. Город развился. Город стал чем-то большим, современным и интересным. А люди... Увы. К сожалению, дослушать сплетни и домыслы у меня не получилось. В класс вошла наша учительница, Маргарита Филлиповна, и Настя. Она со всеми поздоровалась, кого-то даже поцеловала дежурно в щеку (потом я поняла, что эта дама в ромашковом платье – некогда наша первая модница и красавица), а потом почти упала на стул рядом:

- Фу, Марин, еле успели! На, - она положила ключи от машины на стол, - и даже кафе заказали!
И тут воцарилась не просто тишина, а осязаемая, почти живая тишина.
- Чего молчите-то, - не поняла Маргарита Филлиповна, - как призрака увидели.
Она устало (в силу ее уже возраста) села за свой стол и обвела всех взглядом.