Зинаида Гиппиус - Мережковская

Марина Геннадиевна Куликова
Моё знакомство с  творчеством Зинаиды Гиппиус состоялось  в юности ,после  того, как я была уже хорошо знакома с творчеством Ахматовой и  Блока.

Если мне не изменяет память , я прочитала о ней в одном из выпусков  журнала» Юность» и со всей своей   юношеской  наивностью и  категоричностью была поражена , возмущена утверждением , что  благодаря Гиппиус   мир узнал о Блоке .

В моем тогдашнем преставлении стихи Блока были настолько восхитительны, что не нуждались ни в одной протекции.

Чуть поздней , опять же в одном из толстых журналов я прочитала опубликованное стихотворение» Мудрость»  .

Мне  оно  очень не понравилась, я его полностью отвергала и старалась всеми силами о нем не вспоминать. Но строчки стихотворения не давали мне покоя, сами выплывали из памяти, не давая забыть о себе и заставляя думать о смысле сказанно Гиппиус.

В последствии стихотворение Гиппиус » Мудрость» стало одним из моих любимых произведений Серебряного века.

Несомненно, все творчество Зинаиды Гиппиус является одним из основных в истории Серебряного века,хоть многие историки и искусствоведы считают , что основной вклад в этот период ренессанса русской поэзии внесен Николаем Гумилёвым.

       МУДРОСТЬ

Сошлись чертовки на перекрестке,
На перекрестке трех дорог.
Сошлись к полн;чи, и месяц жесткий
Висел вверху, кривя свой рог. 

Ну, как добыча? Сюда, сестрицы!
Мешки тугие, — вот прорвет!
С единой бровью и с ликом птицы, —
Выходит старшая вперед. 

И запищала, заговорила,
Разинув клюв и супя бровь:
«Да что ж, неплохо! Ведь я стащила
У двух любовников — любовь. 

Сидят, целуясь... А я, украдкой,
Как подкачусь, да сразу — хвать!
Небось, друг друга теперь не сладко
Им обнимать да целовать! 

А вы, сестрица?» — «Я знаю меру,
Мне лишь была б полна сума.
Я у пророка украла веру, —
И он тотчас сошел с ума. 

Он этой верой махал, как флагом,
Кричал, кричал... Постой же, друг!
К нему подкралась я тихим шагом —
Да флаг и вышибла из рук!» 

Хохочет третья: «Вот это средство!
И мой денечек не был плох:
Я у ребенка украла детство,
Он сразу сник. Потом издох». 

Смеясь, к четвертой пристали: ну же,
А ты явилась с чем, скажи?
Мешки тугие, всех наших туже...
Скорей веревку развяжи! 

Чертовка мнется, чертовке стыдно...
Сама худая, без лица.
«Хоть я безлика, а всё ж обидно:
Я обокрала — мудреца. 

Жирна добыча, да в жире ль дело!
Я с мудрецом сошлась на грех.
Едва я мудрость стащить успела, —
Он тотчас стал счастливей всех! 

Смеется, пляшет... Ну, словом, худо.
Назад давала — не берет.
«Спасибо, ладно! И вон отсюда!»
Пришлось уйти... Еще убьет! 

Конца не вижу я испытанью.
Мешок тяжел, битком набит!
Куда деваться мне с этой дрянью?
Хотела выпустить — сидит». 

Чертовки взвыли: наворожила!
Не людям быть счастливей нас!
Вот угодила, хоть и без рыла!
Тащи назад! Тащи сейчас! 

«Несите сами! Я понесла бы,
Да если люди не берут!»
И разодрались четыре бабы:
Сестру безликую дерут. 

Смеялся месяц... И от соблазна
Сокрыл за тучи острый рог.
Дрались... А мудрость лежала праздно
На перекрестке трех дорог."

 
 

Зинаида Гиппиус и Мережковский стали супругами, заключив брак,супруги решили, что Мережковский будет писать стихи , а Гиппиус заниматься исключительно прозой. Первым этот уговор не выдержал Мережковский, пожелав писать прозу.

У Гиппиус же к тому времени уже состоялся дебют в жанре прозы, были небольшие рассказы и также очень интересные романы «Без талисмана», «Победители», «Мелкие волны»

Творчество Зинаиды Гиппиус состоялось не только, как поэта, но очень интересного и значительного прозаика

И. Анненский писал, что в творчестве Гиппиус сконцентрирована «вся пятнадцатилетняя история <русского> лирического модернизма», подчёркивая, как основную тему её стихов «мучительное качание маятника в сердце»

В. Я. Брюсов же особо отмечал «непобедимую правдивость», с какой поэтесса фиксировала различные эмоциональные состояния и жизнь своей «пленённой души»

Зинаида Гиппиус

Всё мое
День вечерен, тихи склоны,
Бледность, хрупкость в небесах,
И приземисты суслоны
На закошенных полях.

Ближний лес узорно вышит
Первой ниткой золотой
И, притайный, — тайной дышит.
Темной свежестью грибной.

В бело-перистом тумане,
Зыбко взреявшем, сыром,
Грезят сизые елани
Об осеннем, о ночном.
Чуть звенит по глади росной
Чья-то песня, чей-то крик…
Под горой, на двухколесной
Едет пьяненький мужик.

Над разлапистой сосною
Раскричалось вороньё.
Всё мне близко. Всё родное.
Всё мне нужно. Всё моё.

Зинаида Гиппиус, обладавшая острым ,по понятиям того времени не женским умом и не менее острым языком,   была довольно , скажем, резким критиком, аргументированно попадало всем, кроме Блока.

Но при этом Гиппиус была еще и основательницей нескольких литературных салонов, стараясь таким образом объединить  всю творческую интеллигенцию

Несомненно,Зинаида Николаевна Гиппиус (по мужу Мережковская),  поэтесса ,  драматург  писательница,  литературный критик, одна из видных , если не основных, представительниц Серебряного века.