Александр Александрович Блок, часть первая

Марина Геннадиевна Куликова
Наш век полон информации, пока существуют еще книги в бумажном варианте, интернет, где в открытом доступе можно узнать все необходимое и по истории создания произведений, и по биографии интересующих поэтов и прозаиков.

Нет необходимости все это в очередной раз повторять и повторять.

Но писатель и поэт у каждого читателя , исследователя или знатока все же свой, оставляющий в памяти те или иные эмоции , ассоциации, чувства.

Творчество Александра Александровича Блока, как и его биография, известны всем  со школьной скамье, но все же отношение, дружба и любовь к творчеству этого поэта, как и к любому   другому творцу Слова,у каждого своё.

У каждого из нас  есть такие , скажем, «тайные друзья», с которыми не расстаешься всю жизнь.

Одним из   таких «тайных  друзей» для меня является все творчество Александра Александровича Блока.

Зинаида Гиппиус, поэт,  друг и супруга Мережковского, открывшая талант Блока и сделавшая творчество этого  поэта доступным для широких масс читателей , писала о Блоке»
в двух разных линиях; многие, при мне, так и говорили с Блоком,— даже о «возвышенных» вещах; но у меня, при самом простом разговоре, невольно являлся особый язык: между словами и около них лежало гораздо больше, чем в самом слове и его прямом значении. Главное, важное, никогда не говорилось. Считалось, что оно — «несказ;нно».»

Так и всё творчество Блока пронизано некоей недосказанностью, которую может понять только вдумчивый и очень заинтересованный читатель.

Эта особенность, видимо, относится к творчеству любого великого поэта.

Пушковеды до сих пор, до второй четверти двадцать первого века , разбираются и спорят над некоторыми смысловыми словосочетаниями , встречающимися в творчестве Пушкина.

Серебряный век подарил миру целую плеяду удивительных звезд поэзии.

Никогда , ни в одну эпоху, не было столько выдающихся, неординарных звезд поэзии одновременно, оставивших свой неизгладимый след в литературе на века.
Это был настоящий «культурный ренессанс», как писал Николай Бердяев.

Мне всегда представлялось, что вершину этого звездного олимпа под названием Серебряный век занимало имя Александра Александровича Блока.

Правда , существует такое мнение , что в своё  время Константин Дмитриевич Бальмонт был более  известен и любим, чем Александр Блок.

В моём же читательском представлении , Блок всегда был более близок и любим.

Дон Жуан по жизни, большой любитель красоты и дам, видимо, ни один поэт не может обойтись без подобного вдохновения, Блок всегда возвращался к своей Прекрасной Даме, к своей жене и спутнице Любови, стихи о которой пронизывают все творчество поэта.

Весьма пророческие слова Блока о проживаемой нами сейчас действительности, хоть и утверждается Святым Писанием, что » пророков нет в отечестве моём»

«Возмездие «

Первая глава

«Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
В ночь умозрительных понятий,
Матерьялистских малых дел,
Бессильных жалоб и проклятий
Бескровных душ и слабых тел!
С тобой пришли чуме на смену
Нейрастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций,
И малодейственных умов,..»

Кроме стихов, в творчестве Блока существует и пьеса «Роза и Крест» написанная в 1912—1913 годы, самое крупное драматическое произведение Блока, которое появилось из первоначального плана сценария балета и из набросков оперного либретто.

Это была новая веха на пути поэта-драматурга

Из всего творчества Блока я не понимаю и не люблю поэму «Двенадцать» об Октябрьской революции, одну из признанных вершин его творчества в русской поэзии в целом, рассорившая многолетнюю дружбу Зинаиды Гиппиус и Александра Блока .

Совершенно не согласна с тем, что поэма «Двенадцать» лучшее, что есть в творчестве Блока .
В моем представлении признанная всеми поэма «Двенадцать» худшие, что есть в творчестве поэта Алексанра Блока, хотя образы в произведении просматриваются вполне впечатляюще, интересно, четко и ясно.

Эту поэму я не любила ни интуитивно в юности, ни вполне осознанно в более зрелом возрасте.

Видимо, права была Зинаида Гиппиус, поспешившая обвинить поэта в измене, что в творчестве Александра Блока столько еще непонятой недосказанности, что этим предстоит заниматься нашим потомкам, исследователям творчества великого русского поэта Алексанра Блока