О сенаторе Д. О. Баранове и его портретах

Владимир Варнек
1. Портрет Д.О. Баранова, приписываемый кисти Бенуа-Шарля Митуара (см. ниже)
2. Портрет генерал-майора А.А. Тучкова работы А.Г. Варнека 1813 г., приведенный для сравнения с предыдущим портретом (см. положение кисти правой руки).

Завершая предыдущую миниатюру о портретах поэтессы А.П. Буниной [1], вышел на сайт Института русской литературы РАН и встретил в одном из материалов ИРЛИ два находящихся рядом портрета – поэтессы А.П. Буниной работы М.П. Вишневецкого и сенатора Д.О. Баранова конца 1820-х кисти Бенуа-Шарля Митуара  (1782 – 1832) [2].

Последний из портретов привлек мое внимание тем, что портрет Баранова  писал также художник А.Г. Варнек, причем выполненный им портрет представлен в трех списках произведений художника, и относится к числу его утерянных работ [3 – 5].

По этой причине стал с интересом рассматривать «обнаруженный»  на сайте ИРЛИ портрет, на котором впервые увидел, как выглядит один из представителей  графского и дворянского рода Барановых, прославившего Отечество [6].

В указанной Энциклопедии дворянских родов говорится: « Из представителей русской (нетитулованной ветви рода) наиболее известен действительный тайный советник Дмитрий Осипович Баранов, находившийся вначале на военной, а затем на гражданской службе, бывший обер-прокурором 3-го департамента Сената, а с 1817 года – сенатором».

Замечу, что имя сенатора Д.О. Баранова встречается более чем в десяти интернетовских документах, поэтому  некоторые биографические сведения о нем позаимствовал из них, в основном, из  биографии, приведенной на сайте «Наполеон и революция» [7]. 

«Баранов Дмитрий Осипович (1773 -1835) – российский государственный деятель и поэт. Родился 8 марта 1773 года в семье полковника Осипа Федоровича Баранова ( ? - 1797), образование получил в Благородном пансионе при Московском Университете, в 1784 году в возрасте 11 лет записан на военную службу сержантом лейб-гвардии Преображенского полка, 1 января 1794 года приступил к действительной службе прапорщиком лейб-гвардии Семёновского полка, 17 апреля 1797 года – поручик, 8 сентября 1798 года вышел в отставку с производством в штабс-капитаны. 

С 1801 года служил в Сенате, был правителем дел в еврейском комитете, с 1805 по 1807 гг.  находился с целью расследования жалоб в командировках в Могилёве, Каменец-Подольском, Киеве и Астрахани, в 1808 году – обер-прокурор 3-го департамента Сената,  а 4 июля 1817 года – сенатор. В 1826 и 1827 годах ревизовал Новгородскую и Олонецкую губернии. В 1833 году стал  членом Российской Академии. 
Писал басни и стихи, из которых наиболее удачным считается стихотворение, посвященное  Гавриилу Романовичу Державину.

Умер 23 августа 1834 года в возрасте 62 –х лет. Был женат на Варваре Александровне Шемякиной (1791-1850), пережившей его на 16 лет; детей не имел. Награждён орденами Святого Александра Невского, Святой Анны 1-й степени с алмазами и Святого Владимира 2-й степени. Портрет Баранова  написан в 1833 году живописцем Митуаром».

Замечу, что на сайте «Наполеон и революция» представлен тот же портрет Д.О. Баранова, что и на сайте ИРЛИ, но даты исполнения портрета различаются на пять лет. Но если даже ориентироваться на дату 1830 г., то выходит, что запечатлен сенатор на портрете в возрасте 57 лет.  Читатели, думаю, согласятся, что  запечатленный на портрете человек выглядит не старше сорока  лет, а из этого возникает предположение, что портрет  работы Митуара является на самом деле не оригиналом, а копией с портрета другого художника, выполненного в 1810-х гг.

Появляется, конечно же, гипотеза, что портретом-оригиналом послужил тот портрет кисти А.Г. Варнека, который был утерян.  Для оценки такой гипотезы обратимся, прежде всего, к спискам работ художника [3 – 5], в которых данный портрет упоминается.

В списке Каменского за 1839 г. указан портрет обер-прокурора Д.О. Баранова, поясной, находящийся у наследников (правильнее было бы написать, находившийся у вдовы, т.к детей в семье бывшего сенатора не было) [7]. 

В списке, приведенном в монографии В.С. Турчина, просто приводится название  произведения («Портрет сенатора Дмитрия Осиповича Баранова») и сообщается датировка портрета (после 1817 г.), которая подразумевает, что он был выполнен в связи с назначением  портретируемого сенатором [4]. Но это предположение автора монографии является ошибочным, т.к. из формулировки в списке Каменского следует, что портрет был написан, когда Баранова назначили обер-прокурором [3], т.е. вскоре после 1808 года, в котором ему исполнилось 35 лет [7]. 

Но самая точная датировка просто приведена в академическом отчете за 1811 год, из которого следует, что Александр Варнек выполнил в этом году 10 произведений, в том числе, портрет господина обер-прокурора Д.О. Баранова [5].  Запечатлен он был на данном портрете, стало быть, в возрасте 38 лет. Примерно в таком же возрасте  запечатлен Баранов и на портрете Митуара, но написать данный портрет в 1811 году он еще не мог, т.к. первые портреты французского художника, приехавшего в Россию и принятого на работу в  Императорскую академию художеств, появились в 1813 году [5]. 

В результате проведенного анализа возникает версия, что портрет Д.О. Баранова, помещенный на сайты «Наполеон и революция» и «ИРЛИ», является копией с оригинала А.Г. Варнека, выполненного в 1811 году. Но, по моему мнению, нельзя исключить и того, что данный портрет является тем самым оригиналом, который сам Александр Варнек выполнил в 1811 году. Однако в любом случае, к данному портрету должна была прикоснуться однажды, в более позднее время, кисть художника, чтобы заменить два ряда пуговиц на исходном портрете на один ряд в связи с новым стандартом 1817 года.

Ну а то, что "рука" художника А.Г. Варнека видна на портрете, показывает его сопоставление с портретом генерал-майора А.А. Тучкова, выполненном примерно в то же время, когда был выполнен и оригинал портрета Д.О. Баранова. На плечи обер-прокурора наброшена верхняя одежда (аналог шинели),  левую полу которой  он придерживает своей правой рукой. 

Элементы яркого красного цвета на портретах характерны для работ Александра Варнека  рубежа 18 и 19 веков. Они составляют сильную колористическую доминанту, придавая и другим краскам более активное звучание [8]. Этот эффект демонстрируют  приложенные к миниатюре портреты обер-прокурора Д.О. Баранова и генерала А.А. Тучкова.

ПРИМЕЧАНИЯ
1.  Владимир Варнек. Проза.ру. Портреты поэтессы Анны Петровны Буниной -  24.07.2021
2. ИРЛИ (Пушкинский дом) РАН. Собрание портретов членов Российской Академии. Портрет Д.О. Баранова.
3. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. Т. 3, отд. 4. С.12.   См. также статью в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
4. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782–1843. М.: Искусство, 1985. 
5.  Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
 6.  Федоренко В. Дворянские роды, прославившие Отечество. Энциклопедия дворянских родов. Красноярск «Бонус», Москва «Олма-Пресс». 2004. Тучковы.  С. 32.
7. Сайт «Наполеон и революция».  «Баранов Дмитрий Осипович (1773 -1835).
8. Владимир Варнек. Проза.ру. Два ранних автопортрета Александра Варнека -
07.06.2021.

27.07.2021