Пани Анна

Василий Доценко
   С профессором Анной Боронь-Кочмарской меня познакомил ее отец, профессор Боронь, известный в Польше гепатолог, автор национального руководства по заболеваниям печени. Случилось это в Вене, в 1994 году, на очередном Европейском конгрессе Европейской ассоциации по исследованию печени (EASL). Профессор Боронь, невысокого роста, коренастый, с добрым лицом, увидев мой бейджик, указывающий, что я из Львова, сам подошел знакомиться. Когда я, обрадованный этим неожиданным для меня вниманием, заговорил о возможном научном сотрудничестве, он сказал, что уже на пенсии и повел меня знакомиться с его дочерью Анной, худенькой, с кудряшками светлых волос на голове, с милым личиком женщиной-травести, лицо которой красиво дополняли небольшие круглые очки. Профессор Анна Боронь-Кочмарская в это время заведовала кафедрой клинической физиологии в Медицинской академии Белостока и активно занималась проблемами в области гепатологии. Как мне стало в последствии известно, она была женой профессора–педиатра Кочмарского, но в разводе, и матерью двоих взрослых сыновей.

   Буквально через месяц я по почте получил официальное приглашение прибыть на симпозиум по гепатологии под названием «Liver Day» (Печеночный день) в Белосток. При пересечении границы польский пограничник попытался уточнить цель моего визита в страну и был разочарован, что симпозиум не имеет отношения к кулинарии (а он так любит жаренную печенку).

   Официальное открытие симпозиума состоялось на вечернем банкете с участием ректора, деканов и ученых-гепатологов из нескольких стран. На следующий день я выступил с докладом на английском языке, посвященном дифференциальной диагностике желтух при болезнях печени, использовав материалы моей диссертантки.

   Третий день симпозиума проходил на берегу Балтийского моря, где повара жарили дикого кабана, а ящики с пивом охлаждались в морских водах.Среди гостей обращали на себя внимание четыре профессора из Египта: в черных костюмах (несмотря на жару), белых рубашках с темными галстуками, все время молчавшие. Наконец один из них (оказалось, ректор одного из египетских университетов), узнав, что я из Украины, разговорился со мной. Он окончил горный институт и аспирантуру в Донецке, защитил диссертацию. Там же он завел семью, но еще в студенческие годы спился, а приехал на симпозиум с одной целью – узнать, что нового в лечении цирроза печени, которым он страдал. Тогда в Польше еще трансплантацией печени не занимались, и практиковалось консервативное, малоуспешное лечение страдания.

   С тех пор профессор Анна Боронь-Кочмарская, заведующая кафедрой инфекционных болезней в Щецине, организатор и первый президент Польской ассоциаци гепатологв, приглашала меня на ежегодные конференции  ассоциации, на которых я познакомился с цветом европейской и мировой гепатологии. Более того, она по программе помощи странам Восточной Европы (НАТО) добилась ее реализации для ученых Львова, и четверо моих сотрудников по месяцу проходили стажировку в клинике инфекционных болезней Померанской медицинской академии в г. Щецине. При этом оплачивалось все: проезд, проживание, питание и выдавались карманные деньги. К сожалению, в 2004 году программа была закрыта.

   Пани Анна (так она просила меня ее называть) получила блестящее образование. Она свободно владеет немецким, французским и английским языками, знает и любит литературу, музыку и живопись. Однажды по моему приглашению она посетила Львов, выступила с содержательным докладом перед гастроэнтерологами города. На следующий день она просила показать гимназию, которую закончил ее покойный отец (теперь это средняя школа №6 по улице Зеленой).
          
   По-видимому, из-за возраста профессор Анна Боронь-Кочмарская в 2013 году уволилась из Померанской медицинской академии и теперь заведует кафедрой инфекционных болезней Силезского медицинского университета в Катовицах. За свою научную карьеру она подготовила 21 доктора философии (кандидата наук) и 10 докторов габилитованных (докторов медицинских наук), из которых 3 стали профессорами. Изучение заболеваний печени она сочетала с проблемами эпидемиологии и лечения СПИДа, за что была неоднократно отмечена наградами. Сегодня она проводит серьезную научную и общественную работу по проблеме COVID-19.

   Из благодарности профессору Боронь-Кочмарской я несколько раз обращался с ходатайством к ректору о присуждении ей звания почетного доктора моего вуза. Однако поддержки своей инициативы не получил. Пускай же эти строки будут выражением искренней признательности одному из славных медиков Польши – профессору А.Боронь-Кочмарской.