Суфизм, абсурд и Ходжа Насреддин

Кузьма Калабашкин
Суфизм связан, конечно, с исламом.
Однако назвать его религиозным направлением в исламе  – представляется достаточно опрометчивым: многие воззрения различных суфийских мудрецов, да и практики суфиев, часто осуждаются представителями «чистого» ислама как немусульманские и еретические.

Что, конечно, верно - поскольку для суфиев религиозные догмы и конфессиональная принадлежность не есть условие, определяющее возможность постижения Истины.
А Истина, дорогой Читатель, является у суфиев синонимом действительной, настоящей, а не иллюзорной реальности.

«Мудрецы, имевшие широкий кругозор и высшее понятие об Истине… углублялись в духовную жизнь для высшего достижения неземной радости и покоя, начиная с тех пор, как на Земле появились люди.
Хотя они жили в различных частях мира, говорили на разных языках и с самого рождения своего исповедовали разные веры и религиозные учения, они узнавали и любили друг друга вследствие общности их понятий. Они называются «суфии». (Инайят-хан. Суфийское послание о свободе духа)

Несмотря на то, что различных школ в суфизме, наверное,  столько же, сколько самих суфиев, в целом  суфизм подчеркивает, что  посредством «рацио» - мышления, основанным на логике, - невозможно познать метафизическую Истину.
Иногда невозможно даже постигнуть некоторые вполне, якобы, банальные явления окружающего мира, принимаемого человеком за реальность.

Если человеку, привыкшему «мыслить рационально» и пытающемуся оценивать окружающий его мир с помощью привычной формальной логики,  итоги оценки некоторых явлений представляются чистым абсурдом, то для суфия абсурдность явлений окружающего мира - не более, чем своеобразное проявление действительности этого мира.

Для адекватного суфийского восприятия Реальности нужно изменить систему координат, да и точку отсчёта нужно изменить тоже. Нужно выйти за рамки стандарта, – словом, стать самому таким же абсурдным, как и окружающий мир.

Суфийский мудрец, - не всегда, но часто, - это дервиш, юродивый, как раз вышедший за рамки обыденных представлений о реальном и воспринимаемый поэтому рациональным сознанием, как человек не вполне вменяемый.

В этом смысле некоторые герои Хармса, Ходжа Насреддин,  Козьма Петрович Прутков и, - в огромной степени, - Иозеф Швейк – самые настоящие адепты суфизма.  «Глупцы одарены такими скрытыми возможностями, что сотня ученых онемела бы от изумления при их виде» (Саади. Гулистан)

Абсурдность реальности (или реальность абсурда) настолько обыденна, что последователи рационального взгляда на мир даже не замечают этого.
Или, возможно,  абстрагируясь от абсурда реальности, они так защищают свою психику.
Я не знаю.

В самом деле, разве не абсурдом является прямое противоречие огромной массы законов и  подзаконных актов т.н. «Основному закону», якобы являющимся Законом Прямого Действия?

Разве не абсурд, что, согласно Конституции, «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование», а согласно действующим законам осуществление этого права, без какого-то «согласования», является чуть ли не экстремизмом?

Разве не абсурд, когда «согласно действующему законодательству», магазин может быть оштрафован за то, что пустил в зал покупатели без намордника (во время эпидемии коронавируса), а с другой стороны ему грозит штраф за недопуск в зал покупателя согласно закону о защите прав потребителя?

Разве не абсурд, когда глава государства на всю страну объявляет о добровольности вакцинации от страшного короновируса, а какие-то шестистепенные чиновники заменяют добровольность на обязательность?

Разве не абсурд, когда глава государства многократно  поступает ровно наоборот своим же публичным обещаниям?

Разве не абсурд, когда т.н. «власти», якобы в целях сдерживания коронавируса,  запрещают посещать кафе и рестораны, но разрешают массовые мероприятия?

Надо ли множить примеры? Вопрос риторический.

Оглянитесь – мы живем в мире абсурда, где по факту, «рациональный» человек – ненормален, а нормальным является человек абсурда, поскольку он то и живет в Настоящей Реальности.
Это касается, разумеется, не только России, но и других стран, включая самые «демократические» (примечание для местной цензуры, которая, якобы, прямо запрещена в нашей стране т.н. «Конституцией»)
 
В заключение несколько суфийских историй о мудреце Ходже Насреддине:

- Как можно стать умным? — спросили Ходжу Насреддина.
- Если при тебе говорит умный человек, - ответил тот, - прислушайся к его словам. А если тебя слушают, то прислушайся к своим словам. Вот тогда и станешь умным.

Решил как-то Ходжа Насреддин продать своего осла.
Один покупатель, желая определить возраст осла, стал смотреть его зубы. А осел взял и укусил его за руку. Покупатель, ругаясь, ушел.
Другой покупатель захотел поднять ослу хвост. В ответ на такое неподобающее обращение осел изо всех сил лягнул его. Прихрамывая и кляня осла и его хозяина на чем свет стоит, удалился и этот покупатель.
Подошел к Насреддину барышник и говорит: - Слушай, Ходжа, никто не хочет покупать твоего осла. Кто спереди зайдет, того он хватает зубами, а кто сзади подходит – лягает.
– Да я и не для продажи его сюда привел, – ответил Насреддин, -  а для того, чтобы люди видели, чего только не приходится мне терпеть от этой скотины!»

Дочь Насреддина сосватал человек из соседней деревни. Вот посадили невесту на верблюда и двинулись в путь. Ходжа долго смотрел вдогонку каравану, потом вскрикнул и пустился вдогонку. Через полтора часа, вспотев и запыхавшись, он догнал караван. Растолкав женщин, Ходжа протиснулся к дочери и закричал:
- Чуть не забыл, доченька! Когда будешь шить, не забудь завязать конец нитки в узелок, а то нитка выскочит из ушка!

Сосед Насреддина пожаловался:
- Мне приснилось, что я на дороге наступил на гвоздь. Всю ночь нога болела.
- Так ты ложись спать в сапогах, - посоветовал мудрец.

Насреддина не пригласили на помолвку, но он сам пришел на обед, данный по этому случаю. Его спрашивают:
-  Зачем ты пришел? Ведь тебя не звали.
- Если хозяин дома не знает законов вежливости, это не значит, что и я должен пренебрегать ими.

Как то Ходжа Насреддин поднялся на минарет и закричал со всей силы. Потом, быстро спустившись с минарета, побежал в поле. Все, кто его видели, спрашивали:
- Ходжа, что случилось, чего ты бегаешь?
- Бегу, чтобы узнать, до какого места доходит мой голос.

Однажды Ходжа Насреддин шел в соседнее село. По дороге он купил арбуз, разрезал его, половину съел, а другую бросил на дорогу и сказал про себя:
- Пусть тот, кто увидит этот арбуз, подумает, что здесь проходил бей.
Прошел он немного, вернулся обратно, подобрал брошенную половину, съел и сказал:
— Пусть подумают, что у бея был слуга, который и съел остаток.
Прошел он еще немного, опять вернулся, подобрал корки и съел их, сказав:
- Пусть подумают, что у бея был еще и осел.

Навстречу Ходже Насреддину попалась похоронная процессия.
Насреддин спрашивает:
-  Что это несут на носилках?
Ему отвечают:
-  Человека.
-  А куда его несут?
-  Человека несут в жилище, где нет ни золота, ни серебра, ни кушаний, ни напитков, ни одежды, ни хлеба.
-  Зачем вы несете его ко мне домой?! – испугался Ходжа.

Дочь Ходжи Насреддина пришла к нему и стала с плачем жаловаться, что муж поколотил ее. Насреддин тут же схватил палку и отдубасил ее.
А потом сказал: - Теперь иди и скажи твоему мужу, что если он поколотил мою дочь, то я здорово отыгрался на его жене.

Однажды Ходжа Насреддин сказал жене:
- Жена, наша жизнь с тобой на этом свете ничего не стоит, но не унывай! Уж на том свете мы повеселимся!
- Почему? - спросила жена.
- Потому, что мы оба попадем в рай.
- С чего это мы с тобой попадем именно в рай?
- Да потому! Посмотри на себя и взгляни на меня. Ты каждый день смотришь на меня и терпишь. И я каждый день смотрю на тебя. А уж сколько натерпелся! А тот, кто много терпел, обязательно попадет в рай.

Однажды некий дервиш, человек просвещенный, совершенный, идущий по верному пути и живущий праведно, сказал Насреддину:
- Ходжа, неужели твое занятие на этом свете одно шутовство? Если ты действительно способен на что-нибудь, так покажи свое искусство, и если есть в тебе какая ученость, прояви ее нам на пользу.
Ходжа спросил у него:
- А у тебя-то какое есть совершенство и какая в тебе добродетель, и какая от нее польза людям?
- Ну, меня много талантов, - ответил дервиш. Нет счету моим совершенствам: каждую ночь я покидаю этот бренный мир и взлетаю до пределов первого неба, где созерцаю чудеса царства небесного.
- А не обвевало ли твое лицо в это время нечто вроде опахала? – спросил Ходжа.
А дервиш, радостный, подумал: - Ну, напустил я на него туману, и ответил: - Конечно, Ходжа!
- Так ведь это был хвост моего осла - сказал Ходжа.

Вот и все.
Думай, что хочешь, Читатель.
Мир тебе!