020 Гуситские войны

Виктор Еремин
Капитализм как ведущая формация утверждался в мире постепенно, в течение четырёхсот лет. Подобно морскому приливу, он волнами наступал на ойкумену. Поначалу это были волны религиозных и национальных войн, затем революций, пока, наконец, грандиозное цунами Великой французской буржуазной революции не поставило феодалов перед выбором: либо принять буржуазные общественные отношения, либо исчезнуть с лица земли.

Одним из первых религиозных столкновений в Европе стали гуситские войны (1419 — 1434 гг.) в Священной Римской империи. Центральной, главной частью этой империи, что было подтверждено законодательно (Золотая булла 1356 г.), являлась Чехия. Более того, столица Чехии город Прага одновременно был первой в истории столицей всей Священной Римской империи, а чешские короли — главными претендентами на императорский престол.

Не удивительно, что именно в Праге в начале XV в. проповедовал церковный реформатор Ян Гус, он же ректор Пражского университета и духовник супруги Римского и чешского короля Вацлава IV* — королевы Софии Баварской. Деятельность его пришлась на пик т.н. Великого западного раскола католической церкви** (1378 — 1417) — боролись за власть сразу два, а с 1409 г. три римских папы. При этом каждый папа требовал приношений от прихожан, выпускал от своего имени индульгенции и предавал анафеме соперников. Ян Гус обличал алчность и развращённость всех трёх курий и проповедовал за бедную христову церковь. В самой Чехии он выступал как ярый националист, хотя первые нации в те времена ещё только складывались. Гус призывал проповедовать на чешском языке и вообще отказаться от общегосударственного языка империи — немецкого. Будучи ректором Пражского университета, Гус в кратчайший срок выжил оттуда всех преподавателей-немцев.
________________________
* По законам империи избранный курфюрстами, но ещё не коронованный римским папой император носил титул римский король (для большей точности, чтобы подчеркнуть, что они немецкие монархи, римских королей в литературе часто называют также германскими королями). Чтобы сохранить за династией императорский престол, действовавшие императоры при своей жизни проводили выборы римских королей, отчего титул римский король стал титулом наследника императорского престола подобно титулу дофина — во Франции или инфанта — в Испании. С 1376 г. римским королём был Венцель II Люксембургский (он же с 1378 г. чешский король Вацлав IV). Поскольку на время его правления пришёлся Великий раскол католической церкви, законно венчать его на императорский престол было некому. Он так и остался в истории римским королём, хотя сам считал себя императором. В 1400 г. немецкая знать низложила Венцеля II с римского (германского) престола за пьянство и за то, что он предпочитал жить в Чехии и за 10 лет ни разу не приехал в Германию, но он остался королём Чехии. Умер в 1419 г. Венцель II был убеждённым сторонником учения Яна Гуса. Его младшего брата Сигизмунда избрали римским (германским) королём в 1410 г., но римский папа короновал его императором только в 1433 г. Таким образом, между законными императорами Священной Римской империи образовалась временная лакуна в 57 лет — это время римских (германских) королей.
** Великий раскол католической церкви стал результатом возвращения римских пап в Рим из авиньонсого пленения (1309—1377).

В 1414 г. в городе Констанц на берегу Баденского озера собрался XVI Вселенский собор католической церкви. Иерархи намеревались преодолеть церковный раскол. Впервые в истории представительство было национальное — прибыли делегаты от англичан, немцев, французов, итальянцев и испанцев. Одним из первых рассматривался вопрос о еретике Яне Гусе. Его единогласно приговорили к сожжению на костре. Казнь состоялась 6 июля 1415 г. в Констанце.

Однако в Чехии дело Гуса продолжил профессор Пражского университета Якубек из Стржибра. Ему принадлежит идея двойного причастия для всех. Прежде только священники причащались хлебом и вином — телом и кровью Христовой, а миряне — только хлебом. Идея Якубека о двойном причастии для всех (т.е. равенства всех людей перед Богом) стала центральной в учении гуситов (приверженцев учения Яна Гуса и Якубека о равенстве), а образ чаши — символом того самого равенства верующих перед Богом.

В течение 1415 — 1419 гг. в среде гуситов сложились два течения: умеренные — чашники (аристократия, университетская профессура, зажиточные горожане) и радикалы, впоследствии получившие прозвище «табориты» (городская и сельская беднота, в т.ч. бедное дворянство).

30 июля 1419 г. король Вацлав IV, опасаясь гнева папы римского Мартина V и своего младшего брата римского короля Сигизмунда I, запретил проповедовать идеи Гуса и велел гнать из храмов священников-гуситов. Утром того же дня вожак пражской бедноты Ян Желивский повёл народ к Новоместской ратуше, в тюрьме которой томились арестованные накануне гуситы. Из ратуши в бунтовщиков стали бросать камнями. Один камень попал в Желивского. Разъярённая толпа вломилась в здание. 15 членов магистрата выкинули из окон верхнего этажа, а потом добили чем под руку попало. Так первая пражская дефенестрация*** положила начало гуситским войнам.
__________________________
*** Дефенестрация (лат.) — выбрасывание из окна. Первая пражская дефенестрация является началом Гуситских войн. Вторая пражская дефенестрация произошла в 1618 г. и стала началом Тридцатилетней войны в Европе.

Когда о бунте сообщили Вацлаву IV, того хватил удар, и 16 августа король умер. Поскольку Вацлав был бездетным, чешскую корону наследовал римский король Сигизмунд I — виновник казни Яна Гуса. Гуситы этому воспротивились. Зато Сигизмунда поддержал римский папа Мартин V. Он объявил бунтовщиков еретиками и призвал европейские народы к крестовому походу против гуситов.

История этих войны свелась к пяти крестовым походам, в которых против чешского народа воевали свои же немцы и интервенты из Польши и Венгрии.

Оплотом гуситов стала Южная Чехия. Туда и ушли восставшие. На пустом месте, там, где ныне располагается город Табор, они разбили военный лагерь — табор. Обитатели его получили название «табориты».

Первым делом табориты избрали себе вожаков — четырёх гетманов, из которых сразу выделился умом и решительностью один из командиров личной охраны вдовы Вацлава IV и убеждённой гуситки королевы Софии Баварской, бедный дворянин Ян Жижка из Троцнова.

В Таборе была установлена социальная справедливость. Все табориты считались братьями и сестрами во Христе. Каждый вновь приходивший отдавал общине всё своё имущество, кроме одежды, и поступал либо в полевую общину — войско, либо в помощники — так называли крестьян и ремесленников, содержавших войско.

Весной 1420 г. Сигизмунд I возглавил Первый крестовый поход против гуситов. Он привёл 100 тыс. рыцарей, ударный кулак которых составляли немцы. Война шла с переменным успехом, но в ноябре 1420 г. крестоносцы потерпели поражение в битве под Вышеградом и вынуждены были уйти. Чехия и Моравия оказались во власти гуситов.

Однако к осени 1421 г. чашники и табориты окончательно рассорились. Сигизмунд решил этим воспользоваться. В сентябре начался Второй крестовый поход. Тогда-то мудрый Жижка впервые в истории войн применил лёгкую подвижную артиллерию и победил. Рыцари бежали.

В начале июня 1424 г. у Матешова произошло первое боевое столкновение чашников и таборитов. Чашники были разгромлены, табориты торжествовали. Недолго. 11 октября того же года умер от чумы Ян Жижка. С этого времени у таборитов появилось ещё одно название — сироты. Воинство их возглавил не менее блестящий полководец Прокоп Голый.

Третий крестовый поход организовали в 1425 г. австрийцы. Табориты разгромили крестоносцев и устроили им дикую резню. Разбежавшихся рыцарей вылавливали по деревням и убивали.

Четвёртый крестовый поход 1427 г. вновь завершился успехом таборитов, но теперь они сами вторглись в герцогство Австрийское. Одержав там победу, в течение 1428 — 1430 гг. они совершили несколько завоевательных походов в Силезию и Саксонию. Табориты стали мощной, организованной военной силой в Европе.

В 1431 г. немецкие рыцари отправились в Пятый крестовый поход против чехов. В этот раз крестоносцы даже не успели толком перейти границу, когда на них напали табориты и обратили в бегство.

В 1432 — 1433 гг. табориты предприняли поход против Бранденбурга. Разгромив курфюрста Альбрехта I, они даже вышли к берегам Балтийского моря.

Тем временем чашники вступили в сговор с Сигизмундом I. 3 мая 1433 г. он был коронован римским папой Евгением IV и стал законным императором. Быстро старевший монарх принял главные требования чашников: 1. Свобода проповеди на чешском языке; 2. Двойное причастие; 3. Секуляризация церковного имущества; 4. Право высшего светского суда над духовенством. За это умеренные гуситы признала Сигизмунда королём Чехии.

30 мая 1434 г. произошла роковая битва при Липанах между чашниками и таборитами. Полководец чашников Алеш из Ризмбурка применил уже привычный трюк мнимого отступления. Когда табориты во главе с Прокопом Голым бросились преследовать врага, из засады выскочил конный отряд. Прокоп и другие военачальники таборитов были убиты. День их гибели считается днём окончания гуситских войн.

Современные чешские историки объявили гуситские войны первой буржуазной революцией в Европе, итогом которой стало рождение чешской нации.

Гуситские войны являются признанной школой для протестных движений европейских народов, школой организации и деятельности вооружённых сил восставших масс.