Счастье есть

Елена Светлова 2
Действующие лица:

Николай Борисович – директор НИИ «Улучшения качества жизни», 52 года;
Михаил Сергеевич – заместитель директора, 47 лет;
Алла Петровна – бухгалтер, 48 лет;
Вадим Анатольевич – консультант, 43 года;
Глеб – молодой специалист, 24 года;
Наталья – секретарь, 27 лет;
Настя – новый сотрудник, 25 лет.

Действие 1
Картина 1
Посередине стоит большой стол, на котором расставлены тарелки с разнообразной едой. За столом сидят Николай Борисович и Михаил Сергеевич.

Николай Борисович: Ну, где они там? Обед ведь! Эх, нерасторопные…
Михаил Сергеевич: Ничё, Борисыч, нам больше достанется (смеётся). А дамам, вообще, фигуру надо беречь.
Николай Борисович: Сколько раз просил не фамильярничать (берёт с тарелки соленый огурец и отправляет в рот). А собрать мне сегодня всех нужно, потому что у меня дело к коллективу, и обсуждать его лучше в обеденной обстановке.
Михаил Сергеевич: Ну-ну.

В этот момент вбегает Вадим Анатольевич, он взволнован.

Вадим Анатольевич: Пока вы так медленно едите, наши конкуренты изобретают новые способы улучшения качества жизни.
Николай Борисович: Да, успокойтесь, Вадим Анатольевич, лучше садитесь скорее за стол, а то все опаздывают.

Вадим Анатольевич садится за стол и начинает есть.

Николай Борисович: Подождите, сейчас все подойдут, и начнем обедать.
Вадим Анатольевич: Больно долго ждать, а мой мозг требует своевременной подпитки.
Михаил Сергеевич: Женщины всегда опаздывают: Алла Петровна, наверное, подсчитывает доходы и моет руки — она же такая чистюля!

Заходит Алла Петровна, садится за стол.

Николай Борисович: Ну вот, наконец, и опоздавшие.
Алла Петровна: Да, понимаете, я просто мыло искала.
Вадим Анатольевич: Понятно-понятно, что без санобработки Вы не могли приступить к трапезе.

Все смеются.

Николай Борисович: Ну, давайте, закусим, а потом мне надо вам кое-что сообщить.
Алла Петровна: А где же Глеб? Почему его нет?
Михаил Сергеевич: Ну, он у нас вечно в поиске чего-то нового и интересного, ему не до еды.
Алла Петровна: (тихо) Нет, все куда прозаичнее: у него просто нет денег, чтобы вкладывать в общаг на питание.
Николай Борисович: Вот, об этом я и хотел с вами поговорить. Скоро никому из нас не придётся трястись над каждой копейкой.
Вадим Анатольевич: А что на нас прольётся золотой дождь?
Николай Борисович: Не совсем. Дело в том, что…

В этот момент на всех парах вбегает строгая девушка в деловом костюме – Наталья с пачкой бумаг в руках.

Наталья: Николай Борисович, срочно подпишите эти документы.
Алла Петровна:  Наташенька, Вы же видите – у нас сейчас обед.
Михаил Сергеевич: А Наталья Константиновна и во время обеда работает – стоит на страже безопасности своего шефа.

Наталья слегка смущается, но подает Николаю Борисовичу документы.

Наталья: Николай Борисович, эти документы надо подписать сегодня до 14.00. Я к Вам подходила утром, но Вы были так увлечены игрой в пасьянс, что я решила Вас не беспокоить. Эта игра всегда производит на Вас такое умиротворяющее действие.

Николай Борисович смущается, перестаёт есть.

Николай Борисович: Давай сюда скорее документы, а то так весь обед и пройдет в болтовне.

Наталья подаёт ему документы. Николай Борисович их бегло просматривает и ставит свою подпись, потом возвращает их Наталье.

Наталья: (просматривая документы) Николай Борисович, у Вас подпись различается: здесь у Вас закорючка длиннее (отдаёт бумаги обратно Николаю Борисовичу).
Николай Борисович: Где?
Михаил Сергеевич: Ну, это же ерунда. Кто там будет сличать подписи!
Наталья: Ну, что Вы! В налоговой всегда внимательно просматривают документы!
Вадим Анатольевич: Наташенька, лучше садитесь с нами, покушайте.
Наталья: Нет, что Вы – работа встанет. У меня в столе всегда есть дежурный бутерброд.

В эту минуту на сцену выходит высокий молодой человек в очках – Глеб – он жуёт яблоко.

Глеб: (махает листом бумаги) Я тут факс принял, прочитал и ничего не понял.
Наталья: (испуганно) Как факс принял? Это же моя обязанность.
Глеб: Они звонили-звонили в приёмную – никто трубку долго не снимал. Ну, я подошёл – а они попросили факс принять.
Наталья: Ну-ка дай сюда – все документы Николаю Борисовичу передаю я.
Глеб: Сейчас там оказался я.  Что такого – не понимаю?!

Наталья начинает выдирать у Глеба лист бумаги, он пытается передать его Николаю Борисовичу. Николай Борисович встает с места и без особого труда отбирает у них документ.

Николай Борисович: А ну, прекратите, устроили тут возню (просматривает документ) О! Дела идут – контора пишет.
Несколько голосов: Что там такое? Что?
Николай Борисович: Если вы все угомонитесь, то я всё вам расскажу, (обращаясь к Глебу и Наталье) а вы тоже садитесь – это всех касается.

Глеб и Наталья садятся, при этом Глеб продолжает грызть яблоко. Все взоры присутствующих обращены на Николая Борисовича. В этот момент Глеб задевает вилку, лежащую возле него, она падает на пол.

Несколько голосов: Женщина придёт.
Наталья: Какая женщина к нам может прийти?
Алла Петровна: У нас и так их достаточно!
Михаил Сергеевич: А настоящей женщины нам как раз и не хватает!
Николай Борисович: (кричит) Вы будете, наконец, меня слушать?!
Глеб: (нагибается и поднимает вилку с пола) Простите.
Николай Борисович: Ну, так вот: я хочу с вами поговорить о гранте, на получение которого наш НИИ не так давно подал заявку.
Алла Петровна: Слыхали-слыхали из достоверных источников.
Николай Борисович: Что ж, я рад, что Вы хоть немного интересуетесь жизнью родного института. К тому же этот грант сможет улучшить жизнь и Вам лично, Алла Петровна.

Некоторое время все молчат, но некоторые едят. Только когда наступает полная тишина, Николай Борисович продолжает говорить.

Николай Борисович: Наш научно-исследовательский институт улучшения качества жизни подал заявку на получение гранта.

Тут директор делает многозначительную паузу и долгим пронизывающим взглядом смотрит на всех присутствующих.

Николай Борисович: Что такое грант, надеюсь, все понимают?
Несколько голосов: Конечно-конечно! Денежная помощь, поддержка.
Николай Борисович: Да, в общем, это всё так! И нам нужно постараться, чтобы обязательно получить этот грант, проще говоря, это денежная помощь.
Наталья: А мы и так неплохо работаем!
Николай Борисович: Наташа, я всегда ценил в тебе то, что ты всегда говоришь и молчишь, когда надо, так не разочаровывай меня.
Вадим Анатольевич: Как вовремя я к вам попал! Никогда раньше не думал, что провинциальным институтам дают гранты.
Николай Борисович: Как к нам попали, так и исчезнуть отсюда можете. А что касается грантов, то провинциальным учреждениям их как раз преимущественно и дают. И Вы, Вадим Анатольевич, сюда как раз и были приглашены, чтобы развивать направление, на внедрение которого мы и хотим получить грант.
Вадим Анатольевич: Я?!
Николай Борисович: Как он у нас обозначен в штатном расписании, Алла Петровна?
Алла Петровна: Консультантом, Николай Борисович.
Николай Борисович: Так вот, я бы хотел, чтобы на этой должности был человек с медицинским образованием, так как у Вас такового нет. А если мы получим грант, то специалисты, оборудование, различные проекты – все будет наше.
Михаил Сергеевич: Не обольщайся, друг: этот грант не покроет всех твоих поистине наполеоновских планов.
Вадим Анатольевич: (оскорблёно) Значит, Вы считаете, что только медицина может изменить жизнь человека в лучшую сторону?
Алла Петровна: В здоровом теле – здоровый дух.
Николай Борисович: Если человек здоров, то качество его жизни значительно выше, чем у больного человека.
Вадим Анатольевич: Ну, одной только медициной Вы не спасете человека, нужно кое-что еще.
Алла Петровна: Я согласна с Вадимом Анатольевичем: есть много инвалидов, которые живут вполне счастливо и чувствуют себя состоявшимися в жизни.
Николай Борисович: Да, я не об этом говорю. Просто в нашем институте сейчас медицинское направление никак не представлено, а это необходимо.

Во время разговора Глеб грызет яблоко, его почти никто не слышит из-за шума разговора, но когда все умолкают, хруст яблока слышат все.

Николай Борисович: Я тут распинаюсь, а он яблоко грызёт!
Глеб: Извините, есть просто хочется. Я в это время обычно обедаю.
Алла Петровна: Как мало человеку нужно для счастья!
Николай Борисович: У меня, между прочим, желудочный сок выделяется, глядя на тебя, но я вынужден вести эту высококультурную беседу.
Алла Петровна: А нас лично как это всё касается, Николай Борисович?
Николай Борисович: Ну, неужели, вы не можете понять?! Я уже битый час вам об этом толкую! Наш НИИ и создан в таком захолустье, чтобы как-то изменить жизнь жителей этого городка. Мы должны работать с лозунгом «Как сделать человека счастливым!».
Вадим Анатольевич: Это нелегко: каждому для счастья нужно что-то своё, и мы не можем под каждого подстраиваться.
Николай Борисович: Мы должны пустить пыль в глаза вышестоящим начальникам, что мы такие волшебники - творим чудеса для наших горожан.
Алла Петровна: Мы стараемся.
Николай Борисович: Старайтесь ещё лучше! (бросает взгляд на часы) Ну, вот и обед закончился – пора за работу.

Все поднимаются из-за стола, у большинства лица недовольные.

Михаил Сергеевич: (весело) Классно провели время, так насытились, теперь можно и поработать на благо Отечества (берёт с тарелки солёный огурец и отправляет его в рот).
Николай Борисович: (берёт со стола факс, принесённый Глебом) Да, кстати, к нам едет ревизор.
Несколько голосов: Как? Когда? Зачем? Какой ревизор?
Алла Петровна: У нас же недавно была ревизия!
Николай Борисович: Не волнуйтесь, Алла Петровна! Это не по Вашей части, хотя я неправильно сказал. Этот ревизор, как сказано здесь, будет инспектировать наше НИИ на предмет того, достойны ли мы получить вышеназванный грант. А мы, конечно, должны показать, что достойны.
Михаил Сергеевич: Покажем обязательно – мы же это умеем.
Наталья: Когда приедет ревизор? Нужно ведь, Николай Борисович, внешний блеск навести прежде всего.
Николай Борисович: Не знаю, здесь про это ничего не сказано; это все случится неожиданно (смотрит на всех властным взглядом) Поэтому вперёд – и с песней. Покажите, на что вы способны, чтобы не посрамить имени НИИ улучшения качества жизни.

Все расходятся растерянные.

Картина 2
Большая комната, заставленная столами, шкафами и прочими вещами. В комнату заходит Наталья, она достаёт из шкафа бутылку, наполненную водой, и начинает поливать цветы, которые в большом количестве расставлены в  комнате. Через несколько мгновений она замечает бутылку, которая спрятана за книгами, стоящими на полке в шкафу. Наталья достает бутылку и выливает содержимое в один из горшков. В комнату вбегает Вадим Анатольевич. Он растерянно шарит глазами по шкафу, из которого Наталья только что вытащила бутылку, потом начинает внимательно оглядывать всю комнату.

Вадим Анатольевич: Наташенька, Вы случайно не видели тут бутылочку?
Наталья: Какую бутылочку?
Вадим Анатольевич (мнется, говорит с трудом) Здесь вот…Стояла…Такая … Небольшая…
Наталья: Да, видела.
Вадим Анатольевич: И где же она? Почему я её нигде не вижу?
Наталья: Я вылила содержимое в цветок. Вижу - стоит бутылка, а мне цветы надо полить…
Вадим Анатольевич: Что Вы наделали?! Это же была моя бутылка!
Наталья: А почему она здесь была?
Вадим Анатольевич: Мне нужно было здесь её оставить.

Вадим Анатольевич опускает голову, Наталья пристально на него смотрит.

Наталья: Там ведь не вода была, а более ценная для Вас жидкость?

Вадим Анатольевич поднимает голову и смотрит на Наталью, затем молча кивает.

Наталья: Зачем Вы здесь оставили эту ценную жидкость?
Вадим Анатольевич: В обед я так и не успел как следует насладиться этим благотворным средством для моей души и тела, потому что шеф нам целый час компостировал мозги насчёт гранта, и спрятал бутылку здесь. Думал, что после обеда все займутся своими делами, а я спокойно приму свой эликсир. Но я ошибся. Почему Вы здесь, Наташа? Наверняка шеф велел Вам заняться какими-нибудь бумагами.
Наталья: Я рассуждала также как Вы: слишком устала за время обеда от наставлений Николая Борисовича и решила размяться – пойти полить цветы. Тут и обнаружила Ваш секретный запас.
Вадим Анатольевич: Вы понимаете, чего Вы меня лишили? Заряда бодрости и хорошего настроения на оставшееся время суток. Теперь я буду злой и буду на всех кидаться, а виноваты в этом будете Вы.
Наталья: А я думаю, от чего я Вас уберегла.
Вадим Анатольевич: Да-а…Куда Вы вылили мой эликсир долголетия?
Наталья: Вот сюда (указывает на большой горшок с дифинбахией). Я думаю, этому цветку это повредит меньше, чем Вам.
Вадим Анатольевич: Ничего Вы не понимаете в жизни, Наташенька. Вы ещё слишком молоды – ну, ничего это пройдёт. Жидкость, которую Вы, надеюсь, по неосторожности изволили вылить в цветок, значительно повысила бы качество моей жизни. И именно об этом мы должны заботиться, как говорил наш достопочтенный шеф.
Наталья: Мы работаем для людей, не забывайте!

Вадим Анатольевич подходит к Наталье, пытается схватить её за руку, она вырывается.

Вадим Анатольевич: А мы с Вами кто же? Разве не люди?
Наталья: Пустите, мне надо работать.

Наталья  идёт к выходу из комнаты, Вадим Анатольевич плетётся за ней.

Вадим Анатольевич: Нет, ну Вы только подумайте!

Картина 3
Глеб сидит за столом и перебирает какие-то бумаги, входит Алла Петровна, подходит к нему.

Алла Петровна: О, какой ты молодец, Глеб, что копаешься в этих бумажках. Я понимаю, что это не твоё занятие. Но, с другой стороны, тебе полезно заниматься разнообразной работой…
Глеб: Да, меня сюда взяли, чтобы я, в основном, занимался техническими вопросами, программист ведь я.
Алла Петровна: Я понимаю, но какой солдат не мечтает стать генералом! Неужели, тебе не хочется продвинуться по службе в дальнейшем?! А для этого нужно узнавать как можно больше!
Глеб: Да-да, только у меня сейчас много работы.
Алла Петровна: И кто знает (понижает голос), может быть, когда-нибудь ты займёшь место Николая Борисовича.

Снаружи слышатся раскаты громы, и вскоре по окнам НИИ начинает барабанить дождь.

Глеб: Ну, зачем Вы так? Николай Борисович  хороший руководитель.
Алла Петровна: (тихо в сторону) Да, он не такой тюфяк как ты.
Глеб: Что Вы ещё от меня хотите, Алла Петровна?
Алла Петровна: Все эти документы нужно отвезти в банк.
Глеб: Хорошо, если Вы мне так доверяете. Но на улице, по-моему, начался сильный дождь – я слышал грозу.
Алла Петровна: Ну, это не беда.

 В это время вбегает Наталья  с лампочкой в руках.

Наталья: Нет, вы подумайте: какое безобразие – уже третья за последнюю неделю. А ведь недавно приходил электрик и менял проводку и уверял, что всё будет в порядке. А сейчас я пошла в ванную мыть руки, схватилась за выключатель – и меня как шандарахнуло! Слава Богу, жива осталась. Глеб, ты не посмотришь проводку? Ты же в этом наверняка разбираешься.
Глеб: Меня тут Алла Петровна попросила…

Раздаётся сильный стук в дверь, Алла Петровна и Наташа бегут на стук, Глеб вновь возвращается к своим бумагам. Через пару минут женщины приводят молодую девушку – это Настя, на ней мокрый плащ, она дрожит. Глеб поднимает голову, на миг его взгляд встречается с взглядом её огромных серых глаз.

Настя: Здрав-вствуйте! Я прошу прощения, что так вламываюсь к вам.
Алла Петровна: Потом, потом всё объясните. Вы вся дрожите – Вам нужно срочно выпить горячего чаю. Наташа, поставь, пожалуйста, чайник.
Наталья: А почему я?! У меня и так много дел.

Глеб вскакивает из-за стола.

Глеб: Я поставлю чайник. И давайте сюда лампочку, Наташа, её нужно заменить, а то наша незнакомка захочет пойти в ванную, а там света нет.
Настя: Я не незнакомка – меня Настей зовут. Вы простите меня, что я вам столько беспокойства причиняю.
Глеб: Никакого беспокойства, так – пустяки.

Глеб убегает, Настя долго смотрит ему вслед.

Настя: Зонтик я забыла дома зонтик. Если бы не это, я бы вас ни за что побеспокоила.
Алла Петровна: Нужно всегда всё проверять, как я постоянно проверяю, чтобы дебет с кредитом сошлись.
Наталья: В такой ливень никакой зонт не спасёт.

Появляется Николай Борисович, за ним медленно плывет Михаил Сергеевич.

Николай Борисович: Что за шум, а драки нет?
Алла Петровна: Девушка попала под дождь, и к нам заглянула на огонек.
Настя: Меня Настей зовут. Понимаете, я без зонта сегодня вышла из дома, а тут такой ливень хлынул. Я оказалась рядом с вашим учреждением и решила попроситься на огонёк, и не ошиблась (Настя улыбается).
Николай Борисович: Я – Николай Борисович – директор НИИ, но не простого, а прошу заметить, НИИ улучшения качества жизни.
Настя: А я Настя. Как интересно! Первый раз о таком слышу! Ну, и как получается?
Николай Борисович: Что?
Настя: Улучшать жизнь?
Михаил Сергеевич: (улыбается) Стараемся.

Настя иронично на него смотрит.

Николай Борисович: Ты, конечно, больше всех стараешься.

Входит Глеб с чайником в одной руке и с кружкой в другой. Он ставит их на стол, наливает воду из чайника в кружку и пытается подать Насте, но Михаил Сергеевич выхватывает у него из рук кружку.

Михаил Сергеевич: Дай мне, Глеб.
Николай Борисович: Миша, что же ты лишаешь нашего юного друга общения с прекрасным полом.
Михаил Сергеевич: Да, я нет, ничего…
Николай Борисович: А, вообще, дайте, я сам.

Николай Борисович, Михаил Сергеевич, Глеб толпятся у стола, пытаясь налить чай, положить сахар, в результате проливают чай, рассыпают сахар.

Настя: Давайте, лучше я сама налью, я еще не разучилась.

Настя наливает чай, садится за стол, все молча стоят рядом со столом.

Настя: А что вы стоите? Присаживаетесь.

Все присутствующие садятся и молча смотрят, как Настя невозмутимо пьёт чай.

Николай Борисович: Слушайте, а что это мы сидим как бедные родственники? Давайте-ка тоже почаёвничаем.
Алла Петровна: Хорошо-хорошо, я сейчас принесу чашки для остальных.
Николай Борисович: Сидите, это обязанность Натальи, а не Ваша.
Алла Петровна: (встаёт со стула) Ничего, пусть бедная девочка отдохнёт – ей и так приходится много вкалывать.

Алла Петровна убегает и буквально через пару мгновений возвращается с подносом, на котором расставлены чашки; она расставляет их, все наливают себе чай.

Алла Петровна: Хорошо, что Вы, Настя, я думаю, я могу так Вас называть - мы с Вами в разных возрастных категориях, наткнулись на наш институт в такой ливень.
Настя: Да, мне сильно повезло.
Михаил Сергеевич: (рисуется перед Настей) О, нет! Это нам повезло – встретить такую красавицу на улицах нашего городка такая редкость. А ещё к тому же, когда она сама к тебе приходит!
Настя: Вы мне льстите.
Николай Борисович: Это у него обычная манера общения с женщинами.
Алла Петровна: Настенька, берите лимон. Витамин С так полезен, особенно при простудах.
Настя: Ну, я ещё не простудилась. И надеюсь, не простужусь – здесь такая тёплая компания.
Николай Борисович: Просто счастливый случай спас Вас от ливня.
Настя: Не говорите. Я, вообще надеюсь, что сейчас в моей жизни наступит светлая полоса. Я бежала с очередного собеседования, как зарядил дождь.
Николай Борисович: Почему же такая очаровательная девушка бегает по собеседованиям?
Настя: Не повезло – потеряла работу. Теперь хоть бы что-то подвернулось.
Николай Борисович: А какую Вы ищите работу?
Настя: Да, Вы знаете, любую...Я кое-что умею.

Какое-то время все присутствующие сочувственно и рассеянно смотрят на Настю.

Наталья: Ну, я пойду, Николай Борисович, а то меня дожидаются стопки документов из архива, которые Вы просили разобрать до конца недели. Всё равно, никто не помогает...
Николай Борисович: Ну, это Ваша прямая обязанность, Наташенька.
Наталья: Да, всё приходится одной тащить...
Михаил Сергеевич: Не ворчите, Наташенька. Шеф умеет ценить трудолюбивых сотрудников.
Глеб: Мне тоже пора работать. Еще проводку надо посмотреть...
Наталья: Вот, он проводкой занимается, вместо того, чтобы помочь хрупкой девушке таскать тяжёлые бумаги.
Настя: Послушайте, а давайте, я помогу вам с этими бумагами, раз здесь такая нехватка рабочей силы.
Николай Борисович: Это ещё зачем?! Хотя...

Николай Борисович минуту-другую смотрит на Настю, потом переводит взгляд на Аллу Петровну.

Николай Борисович: Алла Петровна, а, ну-ка быстренько скажите мне: есть у нас в штатном расписании свободная ставка.
Алла Петровна: Вообще-то да, но Вы же собирались её для другого использовать.
Николай Борисович: Всё решено — будете у нас, Настя, архивариусом.
Настя: Ну как так, сразу? Мне неудобно...
Николай Борисович: Неудобно без работы. А мы совместим приятное с полезным. Алла Петровна, денежные средства на оплату труда нового сотрудника у нас найдутся?
Алла Петровна: (усмехается) Найдутся.
Николай Борисович: В таком случае, Михаил Сергеевич, оформи нового сотрудника и покажи, так сказать, фронт работ.
Михаил Сергеевич: С превеликим удовольствием.

Михаил Сергеевич берёт под руку Настю и вместе с ней уходит, за ними постепенно уходят и все остальные.

Действие 2
Картина 1
В кабинете сидит Николай Борисович, он о чём-то глубоко задумался. Заходит Михаил Сергеевич.

Михаил Сергеевич: Доброе утро, ты о чём тут с утра мечтаешь? Даже шторы не раздвинул (тянется к шторам).
Николай Борисович: Не надо открывать.
Михаил Сергеевич: Да, пожалуйста (пожимая плечами, садится).

Какое-то время сидят молча: Николай Борисович перебирает бумаги, лежащие перед ним, и время от времени, приоткрывая штору, смотрит в окно. А Михаил Сергеевич что-то пишет в телефоне.

Михаил Сергеевич: Ну, и как дела? Что-то ты не в духе с утра?

Николай Борисович не отвечает и опять выглядывает в окно, при этом лицо его становится всё более мрачным.

Николай Борисович: Да, вот, гляжу в окошко — двор убирают, полезное дело, понимаешь ли. Вот, они на самом деле улучшают жизнь горожан. А мы?!
Михаил Сергеевич: Если так рассуждать, то можно до абсурда дойти (не отрывает взгляд от экрана телефона). Мы же люди умственного труда, так сказать.
Николай Борисович: Вот, чем ты сейчас занимаешься, человек умственного труда?
Михаил Сергеевич: Я? Стараюсь совместить приятное с полезным: мне нужно заплатить кое за что. Когда же этим заниматься, как не на работе?!

В кабинет заходит Наталья с подносом, на котором стоит чашечка кофе, она подаёт её Николаю Борисовичу.

Наталья: Ваш кофе.
Николай Борисович: (отхлебнув из чашки) Спасибо, конечно, но ты могла бы поинтересоваться, сколько ложек сахара класть и, вообще, хочу ли я кофе.
Наталья: Но Вы же всегда в это время...
Николай Борисович: Привычки меняются или их нужно менять.
Наталья: Унести?
Николай Борисович: Оставь, раз уж принесла. Да, и пригласи ко мне Глеба.
Наталья: Глеба?!!
Николай Борисович: Да, кстати, как там Настя?
Наталья: Копается в бумажках, по-моему, она слишком подробно их изучает.
Николай Борисович: Наташа, я ведь могу и поменять вас с ней местами, тогда ты отправишься разгребать бумажки...
Наталья: Всё поняла, Николай Борисович. Пойду, позову Глеба.

Наталья выходит.

Михаил Сергеевич: Да что-то случилось с тобой сегодня, раз даже на Наташу накричал.
Николай Борисович: Это случилось не сегодня, а тогда, когда я узнал про грант.
Михаил Сергеевич: Ну, и что грант? Не пойму, из-за чего так можно переживать? Мы всё равно его получим.
Николай Борисович: Вопрос — как его получить? Ты бы лучше бросил свой телефон и подумал об этом.
Михаил Сергеевич: Телефон мой тебе никак не мешает. А зачем тебе Глеб понадобился?
Николай Борисович: Да, нужно тут с компьютером кое-что посмотреть. Тут что-то не получается, пусть Глеб посмотрит — он же программист.

Заходит Глеб.

Глеб: Здравствуйте. Вы меня вызывали?
Николай Борисович: Да, Глеб. Вот тут у меня проблемы (показывает на экран компьютера). Поможешь?
Глеб: Хорошо. Только можно я сначала Насте помогу? А то я начал помогать разбирать ей бумаги.
Николай Борисович: Глеб, ты забываешь о своих прямых обязанностях.
Глеб: Я стараюсь совмещать.
Николай Борисович: И, кроме того, ты должен думать о том, как можно улучшить жизнь жителей этого города.
Глеб: Разве я должен об этом думать?!
Николай Борисович: Все должны думать — я ведь перед всеми поставил задачу.
Михаил Сергеевич: (тихо) Идею фикс.
Глеб: (пятясь к двери) Буду стараться.

Глеб выходит.

Михаил Сергеевич: Интересно, а что это наш Глебушка стал с Настей так тесно общаться? Неужели, она ему приглянулась?
Николай Борисович: Ну, что тебе она приглянулась — это точно.
Михаил Сергеевич: (громко) А что? Я продолжаю свои поиски идеальной женщины. После двух неудачных браков третья попытка должна быть успешной.
Николай Борисович: Лучше бы ты думал над проблемой «как сделать человека счастливым в данном конкретном городе». Мы должны получить этот грант!
Михаил Сергеевич: Да получим мы его — я почти уверен. А ты не задумывался, что счастливым или несчастным каждый делает себя сам, и от нас с тобой мало что зависит. Лучше нам постараться себя осчастливить, особо после получения гранта.
Николай Борисович: Не во всём с тобой согласен — не всё от человека зависит.

Какое-то время сидят молча. Потом внезапно Николай Борисович вскакивает с места.

Николай Борисович: Совсем забыл узнать у Наташи: есть какая-нибудь информация, когда прибудет ревизор?
Михаил Сергеевич: А я уже справился у твоей секретарши. А то на тебя никакой надежды нет — сидишь с утра погружённый в решение глобальных проблем. Нет, информации пока никакой.
Николай Борисович: Странно...
Михаил Сергеевич: Да, ничего странного. Ревизоры всегда прибывают неожиданно.
Николай Борисович: Это-то и неприятно...
Михаил Сергеевич: Ничего не поделаешь. Ладно, пойду я: дела.

Михаил Сергеевич встаёт и выходит из кабинета.   

Картина 2
За столом сидит Алла Петровна, она пьёт чай из кружки и одновременно что-то печатает на компьютере. Заходит Вадим Анатольевич.

Вадим Анатольевич: Добрейшая Алла Петровна, значит, и Вы в рабочее время на рабочем месте пьёте чай?

Алла Петровна на минуту отрывается от своих занятий и недоумённо смотрит на Вадима Анатольевича, а он садится на стул рядом с Аллой Петровной.

Алла Петровна: Что вы имеете в виду? Вы что теперь выполняете и кадровые функции?
Вадим Анатольевич: Да, так ничего особенного. Просто думал о Вас как о самом добросовестном работнике. Алла Петровна, какой чай Вы пьёте?
Алла Петровна: Зеленый. Знаете ли, понижает давление.
Вадим Анатольевич: Это то, что мне сейчас нужно. Нельзя ли Вас попросить налить и мне чашечку.
Алла Петровна: Вот так бы сразу.

Алла Петровна встаёт, подходит к шкафчику, достаёт оттуда чашку, кладёт туда пакетик чая и заливает кипятком. Вадим Анатольевич в это время смотрит на монитор Аллы Петровны. Она разворачивается и подаёт ему чашку, садится на место.

Вадим Анатольевич: Благодарю. А я смотрю — Вы тут совсем не работой занимаетесь.
Алла Петровна: (смущённо) Да, тут младшему сыну надо помочь курсовую сделать — не успевает.
Вадим Анатольевич: Понятно. Вы не беспокойтесь — я Николаю Борисовичу не скажу.
Алла Петровна: Да, говорите, пожалуйста, только это ничего не изменит. Николай Борисович и так  знает, что каждый на рабочем месте занимается своими делами. И ничего с этим не поделать. Главное, и свою работу успевать делать.
Вадим Анатольевич: Интересный подход. Значит, каждый делает то, что хочет.
Алла Петровна: Не то, что хочет, а что нужно. Вот, Вы, например, сейчас почему не исполняете свои профессиональные обязанности. Или Вы свои психологические штучки сейчас на мне отрабатываете?
Вадим Анатольевич: Да, интересная версия. Нет, я просто удивляюсь и восхищаюсь, как такая женщина, как Вы, успевает всё совмещать: и работа, и дети...
Алла Петровна: (улыбается) А-а. Так это всё ради детей и делается. Как же я своего брошу (указывает на экран компьютера).
Вадим Анатольевич: Значит, работа тоже ради детей.
Алла Петровна: Конечно! Деньги нужны, чтобы обеспечить их будущее. А дети — наше продолжение. Как Вы этого не понимаете?!
Вадим Анатольевич: Сложно понять (мнётся). Я со своим сыном с девятилетнего возраста очень редко общаюсь после развода с женой. Такова жизнь (вздыхает).

Какое-то время длится молчание.

Вадим Анатольевич: Это всё хорошо, но как же другие?! Те, кому не надо так заботиться о детях, как их сделать счастливыми? Что Вы думаете, Алла Петровна, об этом? Николай  Борисович всем же дал задание.   
Алла Петровна: Я думаю, что грант этот, скорее всего, будет получен. И не благодаря кому-то конкретному, а всему коллективу. Николай Борисович так умеет организовать работу и все нити держать в своих руках, что каждый будет чувствовать свою значимость, ничего особенного при этом не делая.
Вадим Анатольевич: (кивает на монитор) Вот как Вы сейчас?
Алла Петровна: Ах, я совсем забыла...Николай Борисович просил меня представить информацию и отчёт сегодня.

Она вскакивает со стула и хватает со стола две папки — красную и зеленую.

Вадим Анатольевич: Как вовремя я залетел к Вам на огонёк. Еще немного и Вы забыли бы о своих прямых обязанностях, и тогда бы точно перестали ощущать свою значимость.
Алла Петровна: (затравленно смотрит на Вадима Анатольевича) Может, Вы и правы. Тем более я не уверена, что всё у меня здесь (трясет папками) получилось правильно.
Вадим Анатольевич: Вот-вот, а психологические портреты сотрудников предоставьте рисовать мне.

Алла Петровна пытается открыть дверь — у неё не получается; Вадим Анатольевич помогает ей и пропускает вперед.

Вадим Анатольевич: Мой Вам совет, Алла Петровна, давайте детям больше свободы — иначе они вырастут эгоистами.

Алла Петровна бросает быстрый взгляд на Вадима Анатольевича, и они покидают комнату. 

Картина 3
По сцене идёт Николай Борисович, он чем-то сильно озабочен, ничего и никого не замечает вокруг. Подходит к столу Натальи и смотрит на стену сквозь неё.

Наталья: Да, я знаю, что Вы хотите спросить, Николай Борисович. Никакой информации по ревизору пока нет. Я даже вышестоящим звонила (делает неопределённый жест, указывающий куда-то наверх).

Николай Борисович: О! Я тебя не заметил, я, вообще, сегодня ничего не замечаю.
Наталья: (тихо) Это заметно.
Николай Борисович: Но я рад, что ты начинаешь действовать не по шаблону. Хотя сегодняшний день меня не радует.
Наталья: Откуда такие пессимистические настроения?

Николай Борисович неопределенно поводит рукой и идёт к своему кабинету. С другой стороны к нему бежит Алла Петровна.

Алла Петровна: Николай Борисович, подождите, я должна Вам отдать, что Вы просили.

Николай Борисович заходит в свой кабинет, даже не оборачиваясь, Алла Петровна влетает за ним.

Алла Петровна: (протягивает Николаю Борисовичу красную и зеленую папку) Вот, то, что Вы просили!
Николай Борисович: Что это Вы так суетитесь, Алла Петровна, на Вас это совсем не похоже (берёт папки, открывает их и бегло просматривает содержимое). Да-а, я даже не помню, когда это просил — наверное, это было давно.
Алла Петровна: Там — в красненькой — отчёт, а в зелёненькой - информация с подсчётами, которую Вы просили. Правда, не всё получилось...Слишком много теории — а я давно уже окончила институт.
Николай Борисович: (бросает папки на стол, они разлетаются в разные стороны) Поглядим. У Вас всё?
Алла Петровна: Да.
Николай Борисович: Тогда я у Вас спрошу: что Вы надумали о целевом использовании денежных средств, которые нам выделили спонсоры и государство.
Алла Петровна: Цель использования этих денежных средств напрямую зависит от решения поставленной Вами задачи — как сделать человека счастливым.
Николай Борисович: (восхищённо) Круто завернули, но Вы меня не собьёте. Ну, я жду.
Алла Петровна: Я тоже жду. Ваших распоряжений по финансово-материальной части.
Николай Борисович: Когда же все научатся думать самостоятельно?!

Раздаётся стук в дверь.

Николай Борисович: Кто там ещё?

Дверь приоткрывается и в щель просовывается голова Глеба.

Глеб: Можно к Вам?
Николай Борисович: Ну, что вам всем от меня сегодня надо?!

Глеб молча протискивается в кабинет, в руках он держит флэшку.

Глеб: Николай Борисович, я по этой флэшке, которую Вы мне дали. Здесь информация...Её нужно расшифровать.
Николай Борисович: Не объясняй, а делай свое дело.
Глеб: Только это нужно отправить...Там для...детей...Я не знаю...
Николай Борисович: Делай всё, что считаешь нужным. Не будь рохлей, Глеб.
Алла Петровна: (тихо) Да, это ему сложно.
Николай Борисович: (в упор смотрит на Аллу Петровну) Вы ещё здесь?

В это время дверь приоткрывается и в неё заглядывает Настя.

Настя: Можно к Вам зайти, Николай Борисович? Или у Вас посетители?
Николай Борисович: Ничего страшного. Вас я всегда рад видеть, а эти лица уже примелькались. (Глебу и Алле Петровне) Идите, работайте.

Алла Петровна и Глеб идут к выходу, Глеб на ходу оборачивается.

Глеб: Значит, можно отправить, Николай Борисович?
Николай Борисович: Я уже сказал: делайте, что считаете нужным.
Настя: Глеб, я уверена, что Вы не способны сделать ничего плохого.

Глеб и Настя смотрят в глаза друг другу, потом Глеб и Алла Петровна покидают кабинет начальника, а Настя заходит.

Николай Борисович: Присаживайтесь, Настенька, куда Вам удобнее.

Настя садится на стул.

Настя: Я, собственно, за бумагами, которые Вы просили разобрать.

Николай Борисович неотрывно глядит на Настю и пятится к своему стулу, не глядя садится, при этом оказывается только на половине стула.

Николай Борисович: Ах да, это, конечно, важно. Но позвольте спросить: как Вам у нас работается?
Настя: Неплохо. Это просто чудо, что я сюда попала.
Николай Борисович: Да? Вы так считаете. Поработайте с этими людьми ещё недельку, и Вы не так будете говорить.
Настя: Нет, все очень милые люди.
Николай Борисович: А по мне, Вы здесь — самая настоящая. С Вашим появлением как будто свежий воздух сюда проник.
Настя: (смеётся)  Да, Вы умеете сделать женщине приятное.
Николай Борисович: В этом и заключается моя работа.
Настя: Работа начальника НИИ «Улучшения качества жизни»?
Николай Борисович: Да, это в первую очередь. Как, я Вас не очень загрузил?
Настя: Да, нет, всё в порядке. Тем более Глеб помогает.
Николай Борисович: Глеб? И каково Ваше мнение о нём?
Глеб: Очень исполнительный и понимающий молодой человек.

Николай Борисович удивлённо приподнимает брови, а Настя смотрит на часы у себя на руке.

Николай Борисович: О, я понимаю — Вы спешите.
Настя: Да, кое-что ещё не доделано, а рабочий день подходит к концу.
Николай Борисович: Ну, что ж, к делу (хватает со стола стопку бумаг, при этом захватывает рядом лежащую зеленую папку, не так давно принесённую Аллой Петровной). Вот, с этим нужно поработать.
Настя: Хорошо. Можно идти (встаёт со стула)?
Николай Борисович: Не смею задерживать.

Настя выходит из кабинета, Николай Борисович задумчиво смотрит ей вслед.

Картина 4
Глеб сидит за компьютером, что-то внимательно там изучая. Открывается дверь и заходит Настя. Глеб сначала не замечает её присутствия, потом она подходит ближе к нему, дотрагивается до его плеча, он вздрагивает и роняет очки, которые вертит в руках, на пол.

Глеб: А, это Вы? Доброе утро!
Настя: Я. Доброе утро! А кого Вы ожидали увидеть?
Глеб: В том-то и дело, что никакого: сюда мало кто заходит, когда я работаю. Я к этому привык — никто не мешает.
Настя: Я... на минутку, я просто хотела кое о чём Вас попросить.
Глеб: Вы, конечно, не помешайте. Как Вы можете помешать!
Настя: Ну, вот! Вы говорите как Николай Борисович!
Глеб: Простите, я совсем не хотел Вас обидеть, Настя. Но просто я рад Вас видеть. Вот и всё.
Настя: Да-а, надо было родиться уродиной!
Глеб: Ну, что Вы красота должна спасать мир, как говорится.
Настя: Вы думаете? И как же моя красота может спасти этот мир?
Глеб: Ну, спасти — это громко сказано. Но мне кажется, что красота человека идёт изнутри, она идёт в мир, освещая его и делая лучше.
Настя: (пристально смотрит в глаза Глебу) Счастливее?
Глеб: (кивает) Да-да, и счастливее, конечно.
Настя: Тогда, значит, проблема, поставленная Николаем Борисовичем, как сделать человека счастливым, решение которой все так тщетно пытаются найти, решается так просто.
Глеб: (чешет затылок) Выходит, что так. Что ж, пойдёмте, осчастливим других (начинает смеяться).
Настя: (тоже начинает смеяться) Я думаю не всеми секретами стоит делиться.

Какое-то время Глеб и Настя смеются, затем Настя резко обрывает смех.

Настя: Знаете, я ведь по делу пришла (кивает на зеленую папку у себя в руках, которую получила от Николая Борисовича и на флэшку). Мне нужно посмотреть эту флэшку. Есть ли тут информация, которая мне необходима, чтобы поработать с этой папкой. А все компьютеры сейчас заняты. Вот, я и подумала, что, может, у Вас получится посмотреть.
Глеб: Да, конечно, сейчас только сохраню всё и закрою.

Настя смотрит на экран компьютера Глеба и видит фотографии детей.

Настя: Что это у Вас такое?
Глеб: Да, вот, Николай Борисович дал расшифровать одну программу...А тут оказалась для детей...специальная...Я думал не получится у меня, но вроде ничего...Самое главное — Николай Борисович дал добро.
Настя: Да, дети — это святое.
Глеб: И я так считаю, тем более — это больные дети.
Настя: (становится мрачной и опускает голову) Да, им как никому нужна помощь.
Глеб: Ну, все — давайте свою флэшку.

Настя подает Глебу флэшку, он вставляет её, и на экране появляется множество каких-то документов.

Глеб: Смотрите. Это поможет Вам?
Настя: (вглядывается в документы на экране) Так-так...Откройте, пожалуйста, третий документ. (Глеб выполняет ее просьбу, Настя бегло просматривает). Да, ну, и задачки задаёт Ваш шеф, и не поймёшь: шутит он или всерьёз (она трясет зелёную папку).
Глеб: Да, это он умеет.
Настя: Глеб, будьте добры, распечатайте этот документ. Не буду Вас больше задерживать.
Глеб: (подаёт Насте распечатанный документ) Вы ничуть меня не задерживайте. И я рад Вас видеть в любое время.
Настя: Спасибо за документ. И я совсем не хотела Вас обидеть. Я тоже рада, что встретила Вас здесь.
Глеб: (неотрывно смотрит на Настю) Знаете, есть встречи, которые не могут не случиться.
Настя: (бросает на Глеба любопытный взгляд) Да?

Настя выходит, Глеб несколько раз снимает и надевает очки.

Картина 5
Настя стоит около стола, на котором разложены груды бумаг, она неспешно перебирает и просматривает их. К ней подходит Алла Петровна.

Алла Петровна: Здравствуйте, девочка моя!
Настя: (поворачивается к Алле Петровне и недоумённо смотрит на неё) Почему Вы так меня называйте?
Алла Петровна: Ну, как же? Вы производите впечатление такой беззащитной.
Настя: Никогда бы так о себе не подумала. Знаете, мне много пришлось испытать в жизни, несмотря на мой достаточно юный возраст.
Алла Петровна: Но я думаю, Вам, Настенька, просто повезло, что Вы так легко попали в наш НИИ.
Настя: Я с Вами согласна. Это просто везение какое-то.
Алла Петровна: Ну, Вы не обольщайтесь - люди у нас сложные, карьеру Вам сделать вряд ли дадут.
Настя: Люди как люди. Они не плохие и не хорошие, а такие, какие есть. Просто людям иногда надо давать возможность проявлять свои хорошие качества. Да и, вообще, Алла Петровна, я не за карьерой сюда пришла.
Алла Петровна: А зачем тогда? А знаю: встретить спутника жизни. Ну, боюсь, это тоже у   Вас не получится — не те мужчины. Вернее Вы для них неподходящая женщина.
Настя: Да, что Вы, Алла Петровна! То карьеристкой или аферисткой меня выставляете, а то какой-то хищницей — охотницей за мужчинами.
Алла Петровна: Я вовсе не хотела Вас обидеть, Настя. Вы мне очень симпатичны. Хочу дать Вам совет: не ищите мужчину глазами или ушами, а ищите душой. И тогда Вы почти наверняка сделаете правильный выбор.
Настя: Зачем Вы мне это говорите? 
Алла Петровна: А затем, что, может, тогда и у нас найдёте счастье.

Настя удивлённо смотрит на Аллу Петровну и машинально теребит попавшуюся ей под руку зеленую папку, лежащую на столе. Алла Петровна замечает это и, в свою очередь, бросает недоумённый взгляд на Настю.

Алла Петровна: Позвольте взглянуть на эту папку — у меня была такая же (подходит к Насте и заглядывает в папку). Странно и удивительно! Такую папку я передавала Николаю Борисовичу. Как она оказалась здесь?
Настя: Не знаю. Все документы, лежащие на этом столе, передал мне Николай Борисович.
Алла Петровна: Ну, что ж, не буду Вас больше задерживать. Работайте - Николай Борисович не любит задержек в работе.

Алла Петровна покидает комнату, Настя возвращается к своим бумагам.

Картина 6
Посредине комнаты стоит обеденный стол, на котором стоит посуда, еда. Наталья раскладывает приборы. За столом сидят Вадим Анатольевич, Алла Петровна, заходит Михаил Сергеевич.

Михаил Сергеевич: О, Наташенька! Как приятно видеть Вас, накрывающей на стол. Это радует намного больше, чем видеть Вас постоянно серьёзной в обществе Николая Борисовича, выполняющей какое-нибудь очередное его поручение.
Наталья: Вы не поверите, но как мне-то приятно, что могу быть чем-то, действительно, полезной. Так, чтобы все увидели и оценили.
Вадим Анатольевич: Так, накрывайте на стол каждый день.
Алла Петровна: И ещё лучше у себя дома.
Михаил Сергеевич: Алла Петровна советует Вам выходить замуж.
Наталья: Как только - так сразу!
Михаил Сергеевич: Не могу поверить — как же Вы бросите службу и Николая Борисовича?!
Наталья: Всё течёт, всё меняется.
Вадим Анатольевич: А где, кстати,  Николай Борисович? Есть-то хочется.
Алла Петровна: А у меня работа стоит; думала — приду пораньше, поем - и за работу.
Михаил Сергеевич: (садится за стол) Оставьте хоть на время свою бухгалтерию, Алла Петровна.
Алла Петровна: Если я оставлю, то Вы без зарплаты останетесь.
Наталья: У Николая Борисовича важный разговор, он просил его не беспокоить.
Вадим Анатольевич: Что ж, придётся ждать. Тем более, не все ещё подошли: где Глеб и Настя?
Михаил Сергеевич: Наши голубки совсем забыли об обеде.

В эту минуту заходят Глеб и Настя, о чём-то весело болтая.

Глеб: Простите задержались — я помогал Насте бумаги донести.
Алла Петровна: Глеб, не оправдывайтесь — Николая Борисовича ещё нет.

Настя и Глеб, слегка смущённые, садятся за стол. Вадим Анатольевич начинает грызть корочку хлеба, Алла Петровна пытается отобрать её у него, но безуспешно. Наталья, наблюдая за ними, смеётся. В этот момент появляется Николай Борисович.

Николай Борисович: (грозно) Смеётесь?! А скоро может стать совсем не до смеха, когда нас всех разгонят!
Алла Петровна: Николай Борисович! Ну, мы же стараемся!
Михаил Сергеевич: Зачем ты народ пугаешь?! Лучше сядь, поешь, а то, наверное, голодный? Мы тебя все дожидались, не приступали к трапезе; ну почти все (смотрит на Вадима Анатольевича, тот съёживается под его взглядом).
Николай Борисович: (садится за стол) Вы стараетесь, но не в том направлении.
Алла Петровна: Каждый старается в своем направлении работы, по мере своих сил, как может и знает.
Николай Борисович: Я вижу, на что у Вас сил хватает, Алла Петровна. Оборотные листы Вашего отчёта заняты работой на тему «Сущность государства». Я думаю, это не является предметом нашей работы.

Алла Петровна опускает голову и отодвигает от себя тарелку с едой.

Михаил Сергеевич: Да, Алла Петровна, как Цезарь, старается всё успеть.
Николай Борисович: Помолчи, пожалуйста. Ты и так слишком много уже сегодня говорил по телефону, причём я слышал разные женские имена.
Михаил Сергеевич: Да, ладно, подумаешь.
Николай Борисович: Думать уже поздно — нужно действовать, причём не медля. Я сейчас разговаривал по телефону с нашими вышестоящими. Так вот, неутешительные новости — нам могут срезать финансирование, а в худшем случае — вообще всех разогнать, если не будем оправдывать своё существование.
Наталья: О чём же они думали, когда учреждали нас? Зачем-то мы же здесь нужны?
Николай Борисович: Да, Наташа, я думал, этот вопрос ты теперь себе уже не задаешь. Давеча видел курьера, который нам письма привозит. Только он почему-то передавал тебе совсем не письма, а какой-то красочный каталог.
Наталья: Это было всего один раз.
Николай Борисович: Надеюсь, а то я подумал, что ты уже ищешь другую работу.
Михаил Сергеевич: Отток сотрудников нам сейчас нельзя допустить — мы ведь должны получить этот грант.
Николай Борисович: Работая так как сейчас, у нас, вообще, мало вероятности его получить. За эту неделю ко мне не поступило ни одного предложения по поставленной цели.
Глеб: (тихонько под столом грызёт пряник, когда остальные боятся притронуться к еде) Как сделать человека счастливым?
Николай Борисович: Именно.
Вадим Анатольевич: Я, вот, например, хотел к Вам подойти, но Вы всё время были заняты — у меня есть идея.
Николай Борисович: Да? А я видел, как Вы были заняты наполнением одного из кулеров жидкостью. Я понюхал потом эту жидкость — запах был чересчур резкий.
Вадим Анатольевич: (смущённо потирает руки) Это я так для личного пользования.
Николай Борисович: Да, я уж догадался. Какая у Вас идея?
Вадим Анатольевич: У меня предложение (подает Николаю Борисовичу листы бумаги, лежащие на столе). Психологические тесты для определения, так сказать, счастлив ли в жизни человек.
Николай Борисович: И что? Вы предлагаете раздавать их горожанам на улице? И полагаете, от этого людям станет лучше?
Вадим Анатольевич: Нужно же с чего-то начинать. Так мы узнаем, что делает человека счастливым.
Николай Борисович: Ха-ха. По большей части, человек не знает, где найти это самое счастье. А так бы уже воцарилось всемирное счастье. (листает тесты, переданные Вадимом Анатольевичем) Так, поглядим...Вопрос: верите ли Вы, что можно обрести счастье? Никто не верит, потому что не знает, как его обрести.
Настя: Вот в этом-то вся и проблема: верить надо, что всё получится. Веры у людей нет, потому и счастья нет.
Николай Борисович: Вы так считаете?
Настя: Абсолютно уверена.
Николай Борисович: Мысль интересная. А это всё (отдает Вадиму Анатольевичу тесты обратно) теория, а нам нужна практика.
Алла Петровна: Вот, и начнётся практика после получения гранта, когда у нас будут необходимые возможности, средства, в конце концов.
Николай Борисович: Его ещё получить надо.
Михаил Сергеевич: Получим, здесь всё равно, кроме нас, давать его некому.
Настя: Нужно просто верить в это.
Наталья: Посмотрим, что Вы скажете, когда ревизор придёт.
Несколько голосов: (хором) А что он уже едет?
Наталья: А вот и неизвестно, когда он будет.
Николай Борисович: Поэтому будьте всегда готовы, работайте.
Наталья: Николай Борисович, может, генеральную уборку провести?
Николай Борисович: Наташа, ты опять за своё! Не нужно  стараться пустить пыль в глаза! Сейчас мне от вас нужны реальные дела, а не слова и предложения. Нужно хоть кого-то сделать счастливым! Понимаете?

Все согласно кивают и поднимаются из-за стола.

Николай Борисович: Тогда за работу, и чтобы обязательно был результат.
Глеб: (подходит к Николаю Борисовичу) Николай Борисович, я тут...вот...
Николай Борисович: Глеб, я тебя больше всех прошу: сосредоточься и примись за работу, а то ты можешь завалить всё дело.

Глеб молча отходит с понурым видом, постепенно все расходятся.

Действие 3
Картина 1
Кабинет Николая Борисовича, в нём не прибрано, повсюду разбросаны вещи, бумаги. Сам он сидит за письменным столом и перекладывает вещи с места на место. В кабинет заходит Михаил Сергеевич.

Михаил Сергеевич: Ну, и зачем ты меня вызывал? Что случилось? Недавно ведь виделись.
Николай Борисович: Вот, указание пришло от вышестоящих: кадры нудно урезывать и унифицировать работу. Это всё срочно, понимаешь? Теперь уже никаких отсрочек.
Михаил Сергеевич: Успокойся: ты уже переживал, а потом всё улеглось.
Николай Борисович: На этот раз всё серьезно, решение нужно принимать немедленно.
Михаил Сергеевич: Какое решение?
Николай Борисович: Кого оставить, а кого уволить. К вечеру мне нужно представить наверх, так сказать, показатели эффективности работы каждого сотрудника.
Михаил Сергеевич: Ну, ты же, друг, всегда помнишь обо мне?
Николай Борисович: (встаёт с места и прохаживается по кабинету) Не знаю, не знаю; как там дело обернётся. Сейчас нужно Институт спасать, а не о личностях думать.

Раздаётся стук в дверь, дверь открывается и заходит Алла Петровна.

Алла Петровна: Николай Борисович, я постаралась сделать то, что Вы просили.
Николай Борисович: Я просил Аллу Петровну составить, так сказать, график расходования денежных средств на каждого сотрудника и прибыли, которую он приносит  НИИ.
Михаил Сергеевич: Ну, ты загнул. Не представляю, как это можно посчитать.
Алла Петровна: Я старалась, не знаю, правильно ли получилось.
Николай Борисович: Присядем и посмотрим.

Все трое садятся, Николай Борисович берёт у Аллы Петровны бумаги и изучает их, Михаил Сергеевич пытается заглянуть в них, но Николай Борисович вежливо отклоняет его. Алла Петровна время от времени выжидательно смотрит на Николая Борисовича. Через пару минут приоткрывается дверь и заглядывает Настя.

Настя: Ой, я, наверное, не вовремя, но я на минутку.
Николай Борисович: Заходите, Настя. У нас тут совещание, но Вы не помешаете, а, может, поможете.

Настя на цыпочках заходит и присаживается на свободный стул. В руках она держит зеленую папку. Заметив папку, Алла Петровна напрягается.

Настя: Я, собственно, пришла отдать Вам, Николай Борисович, эту папку. Я разбирала документы, а эта папка лежала там. Вы мне отдали её вместе с бумагами, которые нужно разобрать (Настя передает папку Николаю Борисовичу).

Николай Борисович берёт папку, при этом исподволь глядит на Настю. Он открывает папку и просматривает содержимое.

Николай Борисович: Да, я отдал Вам её, но получил не совсем с тем содержанием, с которым отдал.

Николай Борисович пристально смотрит на Настю, Настя отводит взгляд, а Алла Петровна испуганно переводит взгляд с одного на другого.

Алла Петровна: Николай Борисович, эту папку я Вам отдала...Вместе с красной, помните?
Михаил Сергеевич: Что тут происходит?! О какой папке вы тут спорите, когда судьба Института решается?!
Николай Борисович: А, вот это, Миша, важно. Может быть, эта папка и решит его судьбу.
Алла Петровна: Там было две папки: красная с отчётом, и зеленая...
Николай Борисович: А в зелёной был расчёт, который был почему-то недоделан. Помните, Алла Петровна?
Алла Петровна: Ну, я же Вам тогда сказала: я не всё смогла...
Михаил Сергеевич: Просто не успели. Меньше внимания надо уделять учёбе сына.
Алла Петровна: (вспыхивает) Ну, ладно, Вы правы. Но как моя папка оказалась у Насти?! Это же просто воровство!
Настя: Позвольте! Не нужно голословных обвинений! Николай Борисович сам отдал мне эту папку тогда с бумагами.
Николай Борисович: Ну, да.
Настя: (пристально смотрит в глаза Николаю Борисовичу) Специально или случайно?
Николай Борисович: Давайте этот вопрос оставим без ответа. Интересно другое: эти расчёты выполнили Вы, Настя?
Настя: Я, так как Вы отдали эту папку мне вместе с бумагами для разборки. Я подумала, что это тоже задание.
Николай Борисович: Да, это задание, но совсем другого характера. (подает Насте листок из папки) А теперь скажите мне: мог ли человек, у которого только школьное образование, как Вы нам сказали про себя, выполнить такой расчёт.
Настя: Я понимаю, зачем Вы это сделали. Но результат-то получен. Вы недовольны?
Николай Борисович: Да, недоволен. Я не люблю, когда не работают, но ещё больше я не люблю, когда лгут (испепеляюще смотрит на Настю). Идите все, работайте. Сегодня экстренное совещание для всех в три часа.

Картина 2
Посредине зала расставлены стулья, на которых сидят: Михаил Сергеевич, Вадим Анатольевич, Алла Петровна, Глеб, Наталья. Заходит Николай Борисович.

Николай Борисович: Все собрались?
Михаил Сергеевич: Настя ушла куда-то по делам, должна  скоро подойти.
Николай Борисович: Ждать её не будем — слишком тяжёлое положение. Друзья мои, я собрал вас здесь затем, чтобы...

В это время раздаётся телефонный звонок.

Наталья: О, это факс — нужно принять (вскакивает со своего места и убегает).
Николай Борисович: Так вот, экстренное совещание я созвал, потому что...

В комнату вбегает Наталья с факсом в руке, при этом вид у неё обескураженный.

Наталья: Николай Борисович, прочтите...
Николай Борисович: (недовольно поворачивается к Наталье) Что там ещё, Наташа? Неужели непонятно: всё после, у нас сейчас на повестке дня другое.
Наталья: (отдаёт факс Николаю Борисовичу и садится на место) Прочтите.
Николай Борисович: Ну, ладно (читает бумагу, беззвучно шевеля губами, при этом лицо Николая Борисовича постепенно вытягивается). И что это всё значит? Ничего не понимаю!
Михаил Сергеевич: (отбирает лист бумаги у Николая Борисовича) Так, так: благодарственное письмо из благотворительного фонда помощи больным детям. Они благодарят нашего сотрудника...Глеба Плотникова...за разработку программы.
Николай Борисович: (вырывает у Михаила Сергеевича бумагу) Какой программы? Когда он успел?
Глеб: (встаёт со своего места и подходит к Николаю Борисовичу) Я сейчас Вам всё объясню...
Вадим Анатольевич: Молодец, Глеб! Зря времени не терял!
Николай Борисович: Да, я вижу — оказался шустрым малым! Когда мы тут все пытались придумать, как получить грант, ты, вот чем занимался!
Алла Петровна: Не ожидала от тебя, Глеб!
Глеб: Я сейчас объясню...Помните: флэшку Вы мне давали, Николай Борисович, чтобы я с ней поработал?
Николай Борисович: Ну, предположим.
Глеб: Так там нужно было составить программу для детей с синдромом Дауна. Понимаете?
Несколько голосов: Не совсем.
Глеб: А я подобную программу составлял еще в годы учебы в Университете; правда, тогда она никому не пригодилась.
Николай Борисович: Ну, это ещё не повод заниматься этим в рабочее время, когда на карте стоит судьба родного НИИ.

Глеб растерян, он хочет что-то ещё сказать, но обречённо махает рукой и садится на место. В комнату вбегает Настя.

Николай Борисович: Совсем распустились: один ерундой занимается в рабочее время, другая — гуляет невесть где.
Настя: Простите, но я не гуляла.
Николай Борисович: Какая разница! Вы отсутствовали на рабочем месте, когда в любую минуту может нагрянуть ревизор.
Настя: (загадочно улыбается) Всё уже случилось — можете не беспокоиться.
Все: О чём это она?
Настя: Вы так боитесь прибытия ревизора, и вам никогда не приходило в голову, что ревизор всё это время был здесь и изучал обстановку, так сказать, изнутри.
Все в один голос: Что?
Николай Борисович: Значит, это были Вы?
Настя: Да.
Николай Борисович: Я должен был догадаться. Красивая, умная девушка никогда не приходит просто так.
Михаил Сергеевич: Ну, а как же документы, которые нам направляли о прибытии ревизора?
Настя: Всё подлинное. Вот — приказ о моём направлении в ваш НИИ (подаёт Николаю Борисовичу бумагу).
Николай Борисович: (пробегает глазами бумагу и возвращает её Насте) Все подлинное, не к чему придраться.
Наталья: Ловко втёрлась в доверие!
Алла Петровна: И в дела наши — тоже. Вон, какие расчёты за меня делала!
Настя: Да, у меня три высших образования: экономическое, юридическое и лингвистическое.
Вадим Анатольевич: (умоляюще протягивает к ней руки) Так зачем же мы Вам сдались? Жили бы сейчас где-нибудь в Америке и процветали бы.
Настя: Это моя работа. И, кроме того, я совсем не хочу покидать Родину. У меня здесь есть о ком позаботиться (опускает голову).
Михаил Сергеевич: (с иронией) Господа, по-моему, мы забыли о самом главном, ради чего всё это затевалось — грант. Такой далёкий и манящий грант. Ревизор сюда должен был прибыть с целью - проверить, достойны ли мы получить грант.
Алла Петровна: Сейчас об этом и спрашивать бесполезно.
Настя: (вскидывает голову)  Напрасно Вы так. (достаёт из сумочки бумагу и подает Николаю Борисовичу). Думаю, это вас обрадует.
Николай Борисович: (читает) НИИ улучшения качества жизни получает грант Международной Организации «Помощь миру». (обращается к Насте) Слушайте, а он подлинный?
Настя: Конечно! Вы заслуженно получаете этот грант!
Вадим Анатольевич: Не зря мучились!
Михаил Сергеевич: И чем мы заслужили такую честь?
Настя: Ну, во-первых, вы приняли сотрудника с улицы, то есть, меня, а на это редко, кто идёт в наше время.
Наталья: Да, мужчинам просто нужно было разбавить коллектив.
Настя: Тем не менее, это была одна из причин. А другая не менее важная (достаёт еще один лист) то, что ваш сотрудник — Глеб Плотников помог в разработке программы обучения детей с отклонениями в развитии.
Николай Борисович: Мы уже это слышали — по факсу недавно пришло. Вы, что в сговоре?

Глеб снимает и надевает очки и восторженно смотрит на Настю.

Настя: Почему в сговоре? Ваш сотрудник помог в разработке программы, которая облегчит жизнь многим и многим детям.
Николай Борисович: Сплошная благотворительность, и за это дают грант.
Михаил Сергеевич: Мы-то бились над вопросом: как сделать человека счастливым — и так и остались в тупике.
Настя: Вы все, прежде всего, думали о своём о личном счастье; а человек становится счастливым, когда делает другого человека счастливым. Иногда важно просто не пройти мимо чужого горя.
Глеб: Да я, просто...Вспомнил старую программу...Когда-то...
Николай Борисович: Ну, это же такой пустяк...
Настя: Пустяк? Сделать доброе дело, просто так. Вы знаете, как тяжело жить таким детям?! (достаёт из кармана фотографию, на которой изображена девочка лет четырнадцати с очевидными признаками синдрома Дауна) Это моя младшая сестра, она больна синдромом Дауна. Эти три образования я получила, чтобы иметь возможность работать как можно в больших сферах, чтобы помочь ей. Когда мне становится плохо, я вынимаю её фото, и понимаю, что ей хуже меня, и тогда все мои страдания как рукой снимает.

Какое-то время все молчат.

Николай Борисович: И что теперь? Как этот грант будет реализовываться?
Настя: У Вас там всё написано (кивает на бумагу, которую Николай Борисович до сих пор держит в руках). А от себя хочу добавить, что мое московское руководство решило предложить Глебу работу в нашем головном офисе — в Лондоне. Просто мы изучили его работы, которые он почему-то не афиширует, и решили, что нельзя пропадать такому специалисту в провинции
Глеб: (целует руку Насти) Спасибо, но я...
Михаил Сергеевич: Это что же значит: столичные акулы переманивают лучших специалистов из провинции!
Настя: Пусть Глеб сам принимает решение.
Николай Борисович: Да, от нас мало, что уже зависит.
Настя: Простите меня, но мне пора — скоро поезд.

Все начинают расходиться, слышатся недовольные голоса. Настя собирает свои вещи, к ней подходит Глеб

Глеб: Скажите, а Вы это серьёзно насчёт Лондона и всего?
Настя: Конечно, теперь перед Вами такие возможности открываются! Не нужно было скрывать свои способности, здесь бы Вас всё равно никто не оценил.
Глеб: Спасибо Вам за всё, Настя. Вы сейчас в Москву?
Настя: Да, я там живу и работаю.
Глеб: В этой организации, которая нам грант присудила?
Настя: Да, но Вы-то теперь у нас птица зарубежного полёта.
Глеб: Вот, об этом я и хотел у Вас спросить...А нельзя ли мне в Москву, к Вам...с Вами? Работать там у Вас?
Настя: Но зачем, Глеб? Сейчас перед Вами такие перспективы открываются, Дай Бог всякому.
Глеб: Просто...Мы тут много говорили о счастье. Так вот, я стал счастливым, когда встретил Вас.

Глеб и Настя долго смотрят друг на друга, потом, взявшись за руки, уходят.