Возраст нартской мифологии

Нарт Черкес
Возраст Нартиады и «Отменённый обычай убиения стариков»

  Возраст Нартской мифологии имеет колоссальное значение для адыгов, для правильной оценки всей
мифологии, в т.ч. оценки истоков Нартыгъэ. Научно установить возраст такого сложного и специфичного
объекта можно только путем определения возраста его значимых элементов. В нашем случае такими
элементами являются мифо-сюжеты, обычаи, традиции и язык.
  Выше, упоминалось о бытовании у черкесов древнейшего обычая «Избегания». Масштаб его
распространения в культурах планеты, позволяет нам сделать вывод — «этому обычаю
более 12 тысяч лет». Иначе, при меньшем возрасте он просто не смог бы проникнуть на два
американских материка.

  Теперь исследуем возраст мифа «Отменённый обычай убиения старцев».
  Ещё в советское время исследователи обратили внимание на сказание «Как Бадыноко ввел
в Стране Нартов новый обычай», в котором он описан.
 Приведём наше краткое описание содержание сказания:
 Дряхлых стариков нарты относили на вершину горы «Старости» и в корзине спускали вниз с обрыва;
Нарт Бадыноко, подчиняясь древнему обычаю, отнёс на гору своего отца Бадына. Корзина, скатываясь,
зацепилась за пень и Бадын рассмеялся:
 «Когда твой сын сбросит тебя, то и твоя корзина, возможно, зацепится за этот же пень».
Бадыноко оставляет отца в живых, прячет его в пещере. Позже старик даёт сыну три ценных совета:
 — во время неурожая Бадыноко хочет поймать плывущие в реке яблоки, но они исчезают, отец советует
искать яблоки не в реке, а поднять голову, чтобы увидеть яблоки на ветвях;
 — во время падежа скота, старик советует перегнать овец на пастбище Амыша, духа-покровителя
животных;
 — когда погибло все просо, старик советует вспахать дороги, где просо возил сам Тхаголедж
(Дух-покровитель плодородия).
  Нарты просят Бадыноко поведать, откуда он узнал то, что следует делать. И когда тот рассказывает
про своего отца, нарты отменяют обычай убиения стариков.
  Наличие множества деталей соблюдаемого обряда, проникнутых презрением к смерти, сыграли злую
шутку с исследователями Нартиады. Поверив данным советских исследователей в то, что якобы
Нартиада, родилась после прихода скифов на Кавказ и бытовал недавно у черкесов, исследователи
начали искать подтверждающие сведения. Этим ошибочным исследованиям помешал процесс, образно
именуемый «перетягивание каната». Появились разные этнопатриотичные гипотезы, одни стали
утверждать, что «обычай убиения старцев» привнесён скифами (в 8 веке до н.э.), другие, что обычай
привнесён аланами (в 1 веке н.э.), а третьи, забыв об истории кавказских народов, выдвинули гипотезу
об авторстве индоевропейцев, якобы в сер. 4-го тыс. до н.э., начавших победное вторжение в Европу.
Странно, что они начали вторжение с территории Майкопской археологической культуры, согласно
Курганной гипотезы М. Гимбутас, при том, что адыгский язык не входит в индоевропейскую семью языков.
Стоит отдать должное украинским учёным, не ставшим участвовать в этом «перетягивании каната».
Когда появились ссылки в статье Энциклопед.словаря Брокгауза и Эфрона об убийстве стариков,
со ссылкой на народные предания и рассказы, опубликованные П. Литвиновой, они предприняли
попытки опровергнуть «оскорбительную клевету на украинский народ».
Истина в том, что обычай «убиения старцев» адыги сами никогда не видели.
Это стало научным фактом, после публикации результатов объективно исполненных научных работ.
К примеру, Ю. Е. Березкин и Е. Н. Дувакин, в докладе: «Тематическая классификация и распределение
фольклорно-мифологических мотивов по ареалам, где этот обычай проходит под наименованием
«неубитый отец», установлено, что мотив зарегистрирован в 20 веке, в фольклоре множества
различных народов, разбросанных на трёх материках. Назовём их: Ламба, Гана, Буркина–Фасо,
Нигерия, дан, сусу, сонгаи, Алжир, Ливия, Египет, каталонцы, сицилийцы, сардинцы, мальтийцы,
ирландцы, французы, немцы, фризы, Сирия, Ливан, Тибетцы (Амдо), непальцы, китайцы, корейцы,
румыны, албанцы, сербы, хорваты, болгары, македонцы, гагаузы, греки, поляки, словаки, русские,
белорусы, черкесы (шапсуги), абазины, ногайцы, даргинцы, аварцы, кумыки, рутульцы, табасаранцы,
грузины, армяне, турки, курды (Ирак), бухарские арабы, таджики, горные таджики, узбеки, туркмены,
шина, финны, шведы, эстонцы, литовцы, латыши, казанские татары, ногайцы-карагаши, башкиры,
казахи, киргизы, желтые уйгуры, буряты, монголы, дагуры, удэгейцы, японцы (вкл. север Рюкю).
  Если дальнейшие научные изыскания не выявят следов этого обычая на двух американских материках,
то можно утверждать, что мотив «неубитый отец» появился уже после того, как древнейшие переселенцы
перебрались в Америку. Т.е., время, когда этот миф мог родиться и распространиться среди
перечисленных народов: интервал, не ближе 8-ми, но и не дальше 12 тысяч лет.
Понятно, что современных этносов тогда ещё не было. Учитывая мнение ряда лингвистов, сторонников
гипотезы Старостина С. А., мы имеем следующие данные:
 — прим. 10.000 лет назад - произошёл распад сино-кавказской макросемьи.
 — прим.   8.000 лет назад - распад северокавказской семьи на нахско-дагестанские и адыго-абхазские.
 — прим.   6.000 лет назад - распад абхазо–адыгской семьи языков (выделилось адыгабзэ).
 Получается, что относительно недавно выделившиеся из языковой семьи, носители «адыгабзэ»,
могли унаследовать мифо-сюжеты, но, как и множество вышеупомянутых народов, они не видели
обычай в жизни. Значимо то, что мифо-сюжет «неубитый отец» у множества народов планеты,
по содержанию совпадает, различаясь лишь в деталях. В период 8–12 тыс.лет назад не было
металлического оружия для охоты, не было земледелия. В условиях, похожих на условия
крайнего Севера, бытование обычая «не кормить немощных охотников», теоретически допустимо.
Но нет оснований полагать, что этот обычай мог сохраниться следующие 6.000 лет, да ещё на там,
где климат тёплый, а населения маленькое. Учитывая, что племена Майкопской археологической
культуры, одними из первых в Европе и Азии, освоили бронзу, использовали террасы для
выращивания сельскохозяйственных продуктов, использовали гончарный круг и т.д., то мала
вероятно того, что первые носители адыгабзэ  наблюдали подобный обычай.
  Особо значимо - мифосюжет почти у всех народов содержит в своём теле сообщение, что обычай
убиения стариков был отменён. Различия здесь тоже незначительные, у одних народов обычай
отменён мудрым царём, у других князем, у египтян фараоном, а у нартов отменён собранием Хасэ.
Нельзя предполагать, будто все эти народы недавно узнали об отмене обычая у адыгов и только после
этого сделали поправки в своих мифологиях. Раз обычай отменён более 12.000 лет назад, то относительно
новый этнос адыгов не практиковал обычай убиения стариков, он лишь унаследовал мифо-сюжет о том,
что такой обычай был обоснованно отменён. Верить, что у доАдыгских предков (нартов) обычай реально
бытовал можно, при условии увеличения возраста Нартиады до 8.000 лет и более.
 Предварительные выводы относительно историчности изложенного сюжета:
 — обряд «убиения стариков» не отражает реалий Кавказа последних 8.000 лет.
 — обряд «убиения стариков», возможно, бытовал на землях со скудной природой, где древний
человек испытывал трудности с ресурсами для жизни. Вероятность того, что таким местом был
Кавказ — низкая. Либо это был Кавказ, в период всемирного глобального похолодания, когда Кавказ
оставался островком, где выживали люди (и имел место эффект именуемый «бутылочное горлышко»).
 Полагаем, что реальное бытование обряда «убиения стариков», у общих первопредков имело место
в период более ранний, чем 8.000 лет назад. Позже, уже как «отменённый обычай», как поучительная
притча, он стал общим мифологическим наследием для последующих поколений.
  Получается, что уже два значимых элемента Нартиады, обряд «Убиения стариков» и обычай «Избегания»,
имеют возраст более 8.000 лет. Этот анализ можно продолжить, но уже ясно, что адыгская Нартиада —
осколок древнейшей мифологии планеты, она старше многих этносов (адыгов, египтян, шумер, хаттов,
хеттов и др.), а значит, несостоятельны гипотезы об тюркском, монгольском, иранском, индоевропейском
или ином источнике Нартиады.

Источник мифа об «Отменённом обычае убиения стариков»
 Философско-художественный сюжет этого мифа в Нартиаде, представляется ярким, полезным образцом
для правильного воспитания детей в духе уважения к старшим. И предки следовали подобным образцам,
правилам в своём сообществе. Поэтому они бережно передали нам этот и подобные сюжеты
в сохранности через несколько тысяч лет, возведя их в ранг ценностей.
 При анализе мифо-сюжетов мы не вправе игнорировать то, что человеческая фантазия безгранична,
поэтому разные древние народы могли легко включить в свои мифы миллионы подробностей,
с интригующим содержанием и чтобы лучше передать колорит мест своего обитания и т. д.
 Представим такие «гипотетические» сюжеты:
 — прародители славян могли сбрасывать стариков в реки, оставлять в лесах…
 — предки пеласгов и греков могли оставлять старцев на островах, коих у них было много;
 — семитские племена могли оставлять дедов спящими в бескрайних пустынях и т.д.
 Однако, в мифах вышеуказанной сотни народов, даже не живущих в горах, устойчив
сюжет «сбрасывание стариков с горы», последующее «сокрытие отца в пещере» (архетипичный
символ), имеются другие сходные детали. Полагаем, что эти совпадения не случайны, они
указывают на существование в древности единого источника, откуда этот миф разошёлся по земле.
Вероятно, что первопредки были «слушателями» в какой-то одной древней общности, где они получили
единое мифологическое воспитание, единые эталоны нравственного поведения.
 Вопрос: «что это была за общность?». В качестве ответа допустимы две гипотезы:
 — социальная — 8—12 тысяч лет назад существовала социальная общность (народ), где образовались
разные племена, расселившиеся на Земле и образовали указанные 100 народов сохранивших этот миф;
 — религиозная — 8—12 тысяч лет назад существовала религия, охватившая множество племён
обитавших на трёх материках, на огромных расстояниях друг от друга.
 Несмотря на расстояния, вышеуказанные 100 народов имеют один мифо-сюжет, а через него близкую
систему отношений к родителям и старшим. Кто в той древности занимался унификацией морально-
нравственных установок, что является признаком религиозной деятельности?
Социальный вариант единой общности, кажется более вероятным, но только на первый взгляд.
Аргументы в пользу этого варианта вступают в противоречия с современной генетикой, утверждающей,
что общие для человечества предки, жили прим. 230 тыс. лет назад. Затем их потомки успешно разбрелись
в разных направлениях и осели на разных материках. Далее, в течение 50 тысяч лет выработались разные
расовые признаки: цвет кожи, разрез глаз, форма черепа и т. д. Иными словами, единая общность
первопредков не отрицается, но её возраст должен превышать 50 тыс.лет.
Многие ДНК гаплогруппы, превалирующие у некоторых моногенетичных народов, имеют возраст
более 20-30 тыс. лет. Гипотеза о «едином народе первопредков» с возрастом менее 12 тысяч лет вступает
в неразрешимые противоречия с генетической однородностью моногенетичных народов, их ареалом
проживания и их древней историей. Межрасовые, генетические и антропологические различия не могли
появиться и закрепиться в срок менее 12 тысяч лет. Вторая проблема социальной гипотезы — она
противоречит утверждениям лингвистики. По выводам лингвистам маловероятно, чтобы в пределах
10-12 тысяч лет, предки этих ста народов обитали вместе на одной небольшой территории, ведь в таком
случае, современные языки имели бы гораздо большее сходство, чем наблюдается ныне.
  В качестве наиболее вероятного ответа остался 2–ой вариант, т.е. вариант «единой религиозной
общности» народов, живущих на больших расстояниях друг от друга. Науке известно, что древние
люди широко пользовались образными иносказаниями: мифами, легендами, притчами.
Иносказания позволяют без прямой морализации эффективно передать новым поколениям свой взгляд
на мир, на общество, на место человека в мире, передавать религиозные и этические стандарты.
Иносказания легко запоминаются, они не мешают размышлениям, в ходе повседневных дел.
Иносказания древних просветителей человечества, позволяли глубже осмыслить религиозные учения,
ставшие достоянием индивидуального сознания. Когда в ходе самостоятельного осмысления
иносказания, человек открывает духовные истины, то он ценит их гораздо выше, чем истины,
полученные в готовом виде. Человек ценит то, что выявил, нашёл или изготовил сам.
К примеру, Иисус Христос тоже использовал притчи в своих проповедях. Это один из приемов,
ускоривший распространение христианской религии. Мы видим, что ислам и христианство охватили
множеств народов, причём это удалось без смешения рас и языков. Следовательно, правомерно
полагать, что в древнейшей истории уже могла быть пра-религия, распространение которой тоже
не привело к смешению рас, антропологических типов и языков. Таким образом, гипотеза о «древней
религиозной общности» не противоречит достижениям генетиков. Она объясняет масштаб
распространения сюжетов из Нартиады среди 100 взаимно удалённых народов, без смешивания
этнических и иных маркеров. Эта гипотеза кажется маловероятной, но первая гипотеза о «древней
социальной общности» ещё менее вероятна по вышеуказанным причинам.
Современная наука пока хранит молчание, но иных гипотез, объясняющих глобальное бытование
одного мифа у 100 народов планеты, разобщённых огромными расстояниями, пока не представлено.
 Масштаб бытования обычаев:
 — Убиение стариков — охват трёх материков;
 — Обычай «Избегания» — охват всей планеты.
 Такой масштаб следует считать убедительным доводом эффективной деятельности какой-то
древнейшей религии, внедрившей свои мифо-сюжеты. Древнейшим пра-религиям удалось
создать морально-нравственные стандарты, не для одного поколения, они стали универсальными
для сотен грядущих поколений. Изучение следов древнейшей пра-религии, возникшей прим. 8—12 тыс.
лет назад, вопрос важный. Адептам новых религий поиск древних истин кажется ненужным,
эти древние (но нестареющие истины) могут не совпасть с мёртвыми догмами. Когда говорят, что Бог
прим. 3.000 лет назад прислал скрижали с заповедями «не убий» и т.д., то нам трудно в это поверить.
Подозреваем, что правила такого типа были известны людям примерно 40 тыс. лет и даже ранее.
Большинство животных не убивают сородичей, т.е. соблюдают эту заповедь, хотя у них ещё не было
религий. Дополнительным и твёрдым доказательством превышающего возраста служит и упомянутая
заповедь «не убий немощных стариков», стала законом для 100 вышеупомянутых народов более 8 тыс.лет
назад. Полагаем, что подобные законы завершили формирование человеческого общежития ранее
чем 12 тыс. лет назад (Иначе откуда эта же мораль на американском континенте?).
После появления новых религий, масштаб человекоубийства в ходе войн на планете (последние 4.000 лет)
увеличился кратно. Человечество отступает всё больше от древнейших духовных истин, указующих на
ценность каждой души, указующих на путь к всеобщему согласию и необходимость жить в гармонии
с природой. Показателем тенденции духовной деградации человечества считаем процветание
множества квазиРелигий.