Так уж случилось... Рассказ 6

Илгиз Ахметов
         Федя.

    Проезжая по пантонному мосту через водохранилище, редкий водитель не смотрит на водную гладь, не восхищается грациозным плаванием  лебедей и тем, как балуются дикие утки. Может именно поэтому в начале моста и поставили знак ограничения скорости – 20 км/ч? Вот и я... Даже видеорегистратор повернул, чтоб заснять... Остановиться-то никак! Эх, поплавать бы здесь на лодочке, пофотографировать... Такие снимки бы сделал! Хорошие у меня были всё-таки учителя. Неплохим сделали профессионалом! Вот, когда купил полупрофессиональный “Олимпус”, в первую же неделю применил его по прямому назначению. Да именно так, как учили! Причём настолько эффективно, что весь преступный замысел одного мошенника был виден из полсотни снимков и двух коротких видео. А дело было так. Два брата, объединив усилия, решили открыть своё дело. Сейчас не о том, что они вкладывали каждую копейку, залезли в долги, ограничивали себя во всём – проблемы наступили позже. Причем проблемы во всех направлениях сразу. Сразу, как приняли на работу человека, знающего бухгалтерское дело. Появились целая куча неоплаченных долгов, о которых братья и не знали, начались проверки... То пожарники приедут, то санэдимстанция... Или уж как будто сговорившись, электрики приходят на замер изоляции проводки... И, естественно, находят кучу недостатков! Где-то сечение проводов не так, где-то заземление...
    Опустим и это, перейдём к тому, что случилось. Братья стали подозревать друг друга в нечесности. Постепенно это перешло в маньякальную ненависть. Каждый подозревал другого в корысти, в том, что тот ворует из общего. Да и причин на то у обоих было хоть отбавляй! Вот так они становились постепенно врагами... Назревал и план расправы... Но так случилось, что излил свою душу мне, когда приехал за технической консультацией бывший, можно сказать управляющий, теперь уже тоже бывший друг этих братьев. Друг с детства. В ту ночь заснул я только под утро. Уже твердо уверенный в том, что придётся разобраться в создавшейся ситуации. А после была целая неделя, полная конспирированной работы: сначала чуть меня не засекли во время погони, потом какой-то мальчишка увидив аудиотелескоп у меня в руках, узнал прибор и захотел шантажировать... Фильмов, бедолага, насмотрелся! Пришлось отнять у него смартфон, пристегнуть к ограде наручниками и позвонить его родителям. Из-за этой возни, само-собой, упустил несколько важных моментов – а значит и время. Но я всё же успел. Когда принёс весь собранный материал, показал уже нинавидящим друг-друга братьям, не сразу сумел переломить их взгляды. Предложил провести аудит. По-простому – ревизию. Причём полную. Бухгалтер занервничал, снял все деньги, попытался сбежать. Но от себя ведь не сбежишь! Да и от меня тоже... Специальный блок “Заноза” , работающий на автономном питании,стал для машенника настоящей занозой. С его помощью через Гланас знали его местонахождение с точностью до 10и метров! По моей личной просьбе, работники ДПС соседней республики, остановили мчавшуюся на огромной скорости джип. Он, само-собой, попытался бежать. Погони, предупредительная стрельба – прямо как в кино! Но правильно организованная ловушка впереди на трассе не оставила нарушителю шанса.
    Клубок, само-собой, размотался легко: бухгалтер во всём сознался. Сразу. Только все факты вывернув наизнанку, обвинив братьев в преследовании и вымогательстве. Но этот его запоздалый сюжет не сработал. При первых же допросах он “поплыл”. Когда показали мои снимки вообще заплакал! Вот так. Финитэлэ комедия...
По замыслу бухгалтера один брат должен был убить другого, а второго, ясное дело – за решётку... Вот осталось бы прибыльное предприятие с несколькими магазинами в его руках! Только...
Братья остались живы.
Только разве смерть обманешь?
...Спустя три месяца один из братьев утонул во время рыбалки. Поймал огромную рыбу, пытался затащить на лодку, но не смог. Его, запутавшегося леской, рыба утащила в глубину.
А второй от шока так и не оправился, запил... Аш до состояния непонимания... Замерз при первых декабрьских морозах...

Мысли, мысли... Да развейтесь же вы – ведь уже столько лет и так покоя нет! Вон какая красота вокруг! Сосны и ели верхушкой облака цепляют, старые седые горы  смотрят на мир свысока...
О! Проехал добрые 200 километров – остались какие-то 150! Дорога отличная, время к вечеру клонит. Такой красивый закат на горизонте! Машины, идущие сплошным потоком в обоих направлениях, начинают даже несколько раздрожать. Всё-таки люблю я свободу! Отсутствие рамок, огранечений... Чтоб спастись от мрачных мыслей, надо как-то отвлечься. Включаю радио – приём неустойчивый, включаю музыку – она уже успела изрядно надоесть... Ставлю автосканирование – и вот она, удача! Кто-то из ближайших машин для чтения флешки пользуется FM модулятором – мой приемник поймал его волну! Хоть какое-то разнообразие!
Солнце садится, последние его лучи тянутся слева направо, оставляя длинные тени. Все, ясное дело – спешат. Хотят успеть доехать, пока полностью не стемнело. Лично я, конечно, не люблю ездить во время сумерков: зрение в это время несколько «неправильно» фиксирует реальность. Расстояние оцениваешь неправильно – и как следствие, неправильный выбор скорости, плюс недооценка своих возможностей, особенно состояния покрытия дороги… В общем, причин много. Вагон и маленькая тележка! Надо бы остановиться, переждать это время. Вот, найду место поудобнее, остановлюсь…
Из динамиков звучит голос Марка Бернеса:

Тёмная ночь…
      Только пули свистят по степи…

Песня прозвучала до конца, потом началась сначала. Потом ещё, ещё раз… Видно водитель той машины тоже очень любит эту песню. Наверное тоже связано с воспоминаниями.

…ты любимая ждёшь…

…и у детской кроватки тайком
       Ты слезу утираешь…

Невольно мелькают перед глазами мгновения, когда уезжал в свою первую командировку, как возвращался, как мой старший сын, тогда ещё совсем карапуз, улыбался и тянул мне свои маленькие ручонки… Потом второй, третий отъезд… Первые потери… Первые похороны… Нет, это проводы. В последний путь. В последнюю командировку. В вечность. А ведь жена даже не знала, что из себя представляли эти «командировки»! Она просто радовалась привезённым дефицитным вещам, дорогим подаркам. Если сказать правду – покупал-то их не сам. У меня на это просто не было времени. Просто руководство  обеспечивало всё это по нашим пожеланиям. Помню, платье привёз… Красивое такое, розовое. Точно такое, в какой Марина Журавлёва пела. Как так получилось – не знаю! Размером ошиблись! А я ведь и не разворачивал даже – просто не успел!!!
Скандал…
-У тебя баб так много, что и размер не помнишь?
Не смог я тогда оправдаться. Тому бреду, что я нёс, она не поверила. Что я, якобы перед самым самолётом очередь простоял, хоть бы спасибо сказала, что коллекционное платье привёз…
-С каких это пор брендовые, тем более штучные, коллекционные платья свободно продают?
Интересно, помнит она об этом? Спросить бы… И рассказать, как на самом деле было. И о том, как я при следующей командировке отметелил снабженца. С тех пор, пожалуй и не взлюбил интендантов!
-Вернусь – убью! Я не всё ещё сказал…
-А ты вернись сначала! Вы же как мухи… Каждый раз всё меньше…
Оттащили меня тогда. Не знали мы, что всего несколько дней назад параллельная группа попала в засаду и погибла половина состава… И что едем мы именно туда, где это произошло… В самое логово, где боевиков готовят. В Пакистан…
…И всё у нас получилось хорошо…
А по возвращению я про свои обещания уже и забыл… Да и прапорщика этого я больше не видел.
Нет, наверное не спрошу… Ведь уже почти пятнадцать лет, как развелись…
Пока слушал музыку (уже в который раз!) впереди появились огни. Заправка слева. Мигалка. ДПСник жезлом машет. Останавливает всех подряд. И меня тоже. Включив поворотник, прижимаюсь к обочине, не пересекая сплошную линию. Слегка удивлённый и, кажется, разочарованный этому капитан подходит, стоит, ждёт. А я, ехавший неподвижно уже много часов, двигаюсь с трудом:
-Ты уж прости, служивый, увечья старые… Пока не расшевелюсь, трудновато…
Начавшаяся скороговоркой стандартная фраза представления вдруг резко обрывается на полуслове, капитан стоит с раскрытым ртом и тычет мне пальцем:
-Это ты???
-Простите…
-Ты же Физик!!! Глазам не верю! Юра! Не штрафуй без меня никого! Тут братан мой боевой!!! С Чечни ещё!!!
Федя, крепкого телосложения высокий мариец лет на пять младше меня, сжал меня в своих объятиях. А с динамиков всё продолжала звучать та же «Тёмная ночь». Как будто специально!
-Ты чьё, Федя, мы так никогда план не выполним…
-Лейтенант! Ну-ка по уставу!
-Товарищ капитан! Фёдор Михалыч! Ведь ещё почти 20 протоколов…
-Штрафуй только за грубые нарушения. И наглых! Вон – смотри! Прёт один! Всех обгоняет! И превышение, и свет не переключил… Тормози его!
В одно мгновение стягиваю со спинки светоотражающий жилет и встаю на самую середину проезжей части рядом с Фёдором, усердно машущим включенным светящимся жезлом.
Джип затормозил только тогда, когда остались последние несколько метров. Выскочил наглый, даже без алкотестера ясно, пьяный водитель и сходу начал орать:
-Что вы себе позволяете! Вы хоть знаете, кого я вожу? Главу района!
-И имеешь право ездить пьяным? Нарушать? Подвергать опасности других участников дорожного движения? Ваши документы, пожалуйста…
-Ты кто такой чтоб у меня документы спрашивать? Завтра же уволен будешь!
-Ах, я же не успел представиться, из-за ваших пьяных выходок, между прочим! Капитан Дорожно Патрульной Службы Никифоров Фёдор Михайлович. Ваши документы, пожалуйста!
Тут этот «крутой» стал руками махать, в какое-то мгновение мелькнул нож. Но в то же мгновение из темноты выскочившие двое мужчин схватили его за руки. Весь этот эпизод, который мог бы сравниться с любым боевиком, Юра успел (сумел!) снять на видео. Уже когда защелкнулись наручники, Федя не выдержал:
-Ты всегда появляешься там, когда без тебя никак… И что с ним теперь делать? Выкрутится же…
-Не выкрутится! Сейчас, увидишь…
Сделав пару шагов в сторону собравшихся водителей, произнёс:
-Афганцы есть? Кто порох нюхал? Кто смерть видел???
После последних слов толпа зашевелилась, прошел легкий шум.
-Три шага вперёд!
Я даже не ожидал такого, вышли семеро. И вдруг из толпы:
-Чеченским тоже?
-Так точно!
Ещё двое…
-Товарищи бойцы! Перед вами два боевых офицера: капитан ДПС Никифоров, участник боевых действий в Чеченской республике и капитан спецназа КГБ Ахметов! Не исправляйте меня, не ФСБ, я присягал при КГБ. А присяга бывает только одна. Так вот! Правильно ли мы поступаем, задерживая злостного нарушителя, в пьяном состоянии, совершившего нападение с холодным оружием на работника ДПС при выполнении служебных обязанностей?
Почти хором:
-Так точно!
…И всё это было снято…
Наглец злобно процедил сквозь зубы:
-Вы за это поплатитесь… Только шеф узнает…
-Сейчас мы ему и сообщим… Связь обеспечьте пожалуйста… С управлением ФСБ республики…
-Юра, сделай! – капитан уже писал протокол, радостные водители с надеждой смотрели друг на друга.
-Вы не беспокойтесь, он получит реальный срок. Причем большой.
-Есть связь!
Опустив мелкие подробности, я доложил дежурному о происшествии, чем его, честно скажу, приятно удивил и обрадовал. Как никак плюс для канторы!
-Высылаем группу. Ждите. Будут через 40 минут.
Через 10 минут прибыл УАЗ из РОВД с пятью бойцами с автоматами под прямое подчинение Фёдора, что оказалось очень кстати, ведь ещё через 10 минут приехал сам глава района с толпой своей охраны. Напряженное противостояние закончилось только тогда, когда приземлился вертолёт. На целых 10 минут раньше планового!
Наконец всё осталось позади… Забрали и водителя, и главу…
-Ну Федь, теперь-то хоть сможем мы с тобой нормально поговорить? Надеюсь, больше никто не нарушит! Орлы! Афганцы! Спасибо вам!
-В честь такой встречи, и мы, пожалуй, немного задержимся… Так, ребята?!
Весёлый шум означал одно: как и раньше… «Один за всех, все – за одного!»

Устроившись неподалёку на траве, погрузились в воспоминания.
-Ребята, я решил про все эти события писать… Чтоб потомкам осталось. Чтоб память жила… А значить, и те, кого нет больше…
-А ваши – вас много осталось? Ну… В живых…
-Один… я… Федя… Последний…
Где-то прозвучал шепот: «Из могикан…»
-Из «Феникса»… - поправил Федя. – Вас же так называли?
Костёр разгорался. На языках пламени будто на мгновение мелькали лица ребят. Вечно живых. Вечно молодых.
-У вас ещё женщина была…
-Галя…
-Да! Она же тогда роды принимала! В горах…
Воспоминания… Если не будет об этом написано, значить это забудется… Значить забудут и тех, кто ежесекундно подвергаясь смертельной опасности совершал подвиги во имя Родины. Нет, мы не думали о наградах… Мы просто работали. Просто выполняли свою работу. Ту, чему учили. Были только два варианта – либо хорошо, либо ещё лучше. О плохом никто даже думать не мог!
-А что это за история с родами? – спросил кто-то несмело.
-О, брат… Это дооо-оолгая история…


Продолжение следует…