Раскольничество в достоевщине - отражение времени

Александр Булдаков
  «Удар пришелся в самое темя, чему способствовал ее малый рост. Она вскрикнула, но очень слабо, и вдруг вся осела к полу, хотя и успела еще поднять обе руки к голове. В одной руке еще продолжала держать «заклад». Тут он изо всей силы ударил раз и другой, всё обухом и всё по темени. Кровь хлынула, как из опрокинутого стакана, и тело повалилось навзничь. Он отступил, дал упасть и тотчас же нагнулся к ее лицу; она была уже мертвая. Глаза были вытаращены, как будто хотели выпрыгнуть, а лоб и всё лицо были сморщены и искажены судорогой.
Он положил топор на пол, подле мертвой, и тотчас же полез ей в карман, стараясь не замараться текущею кровию… Удар пришелся прямо по черепу, острием, и сразу прорубил всю верхнюю часть лба, почти до темени. Она так и рухнулась. Раскольников совсем было потерялся, схватил ее узел, бросил его опять и побежал в прихожую».
 Да, кое-кто из поколения доегэшников помнят эту кровавую сцену Родиона Романовича Раскольникова – главного персонажа из «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского. У молодого Р.Раскольникова было мало денег, а старушки «процентщицы» много – сюжетец детектива так себе. Девятнадцатый век для человечества был переломным Рубиконом после, которого у человечества всё закономерно пошло сикось-накось на апокалиптичный исход.

Каждый день-день-ги используя,
В них не вижу нанопользы я. 
Вдруг на них кровь чья-то,
Или следы героина,
Или проклятье чьё-то не снято,
Или какахи от грязного свина.

  Это сикстстишье не о бумажных деньгах, которых всё менее в людских карманах и матрасах, и не цифровых которых пока нет – это ноунеймовых транзакциях в товарно-услуговых обменах. Какие деньги вы используете для справления своих жизненных потребностей никому доподлинно неизвестно, т.к. субстанция имеет очень высокий коэффициент текучести. Глубокое заблуждение: если ты честно почистил ботинки наркобарону или убийце, получил свой холуйский доллар и считаешь себя честным человеком. Нет, ты сообщник в этом преступном пчелоулье, только очень ничтожный. Каждый кто жаждет и наживается - есть участник общечеловеческого преступления.

  Сегодня описание Достоевским убийства Раскольниковым двух старушек тянет разве что на зарисовку сценария детектива: произведение содержит сцены насилия. Остались позади блаженные времена, когда убийство человека считалось экстраординарным случаем. Сейчас каждый день трупаки фигурируют в полицейских сводках в приличных количествах, а в совокупности с проблемами раннего вымирания несознательного населения – убыль численности нашего поголовья неуклонно падает на радость нашим геополитическим конкурентам. Есть термин социального стресса, который захлёстывает простого обывателя, но это для изучения социологам.
Вопиющая несправедливость и жажда богатства не могут стимулировать стабильность не то что развития, но хотя бы существования в убогом виде человеческого социума. Одна нелепость, будет накладывается на другую, чтобы как можно более опустошить сознание и мироощущение человека перед уходом в небытие. Подобные тревожные эмоции до нас испытывали мамонты. Читая Достоевского историю про Родиона Романовича понимаешь, что этими кровавыми словами наш великий классик выписывает одно слово – КРАЙ. Даже любовь и смирение в его сюжетах – всего лишь сюр в жанре предсмертной молитвы маньяка и убийцы. На самом деле в девятнадцатом веке во всём мире преобладали сельскохозяйственные общины, где вопросы обращения денег не стояли столь актуально для существования отдельной человеческой особи. Городские мебилирашки с проживающими там не пойми кем 0,001% «идиотов» не были народом и основным населением Российской империи на тот исторический момент. Но, с развитием урбанизации значимость капитализации приобрела катастрофические объёмы.
   Желание капитализироваться в паразитарном обществе резко сподвигло народы к падению границ нравственности, а преуспевающих преступников экономических «игроков» привело мировое сообщество к первой и второй массовым войнам с огромной разрухой и человеческими жертвами.