Книга Памяти

Ислам Сайдаев
Сохранение памяти героев - самое лучшее деяние благодарных потомков.

Каждый раз держа в руках очередную книгу, вышедшую в свет трудами наших ученых и специалистов, меня одолевает странное чувство обладания чем-то очень важным и значительным. Чувство сопричастности к чему-то очень важному, при том, что я не принимал никакого участия в не написании не в выпуске этой книги. И это последний факт, отчасти во мне вызывает некую подсознательную зависть, что это не я автор или участник проекта.  Но несмотря на это, меня одолевает и чувство радости и некоей эйфории за тех, кто совершил это по истине героический поступок. Тот, кто никогда не писал, тому трудно будет понять, сколько сил умственного и нервного напряжения требуется для того, чтобы завершить работу даже над простой газетной статьей, не говоря уже о книге. Тем более, если издание книги требует серьезной исследовательской работы. Порой на выпуск одной книги уходят десятилетия. И потому я с восхищением держу в руках очередную книгу, вошедшую под эгидой Российского военно-исторического общества по Чеченской Республике руководимого Абдулой Ароновичем Алаутдиновым, который за несколько с небольшим лет провел огромный фронт работы, начиная от установления памятников и бюстов выдающимся военно-начальникам в Чеченской Республике, и кончая публикацией фолиантов по истории чеченского народа.
Особенно радует выход последней книги, которая мне была любезно подарена авторами-составителя: Абдулой Ароновичем Алаутдиновым и Муслимом Мурдаловым, вложившим в ее издания не только много сил и труда, но и личные средства.
«ЧИАССР – Народ в борьбе с фашизмом (Список участников ВОВ), так называется новый труд, вышедший «из-под пера» Алаутдинова и Мурдалова, в которой приведены более 7 000 имен и фамилий участников Великой Отечественной Войны, призванных с территории ЧИАССР.
Значение, которое имеет это и подобные ему работы для Чеченской Республики в деле восстановления исторической справедливости просто трудно переоценить. Дело в том, что после ничем не обоснованной и преступной депортации чеченцев и ингушей в Среднюю Азию и Казахстан в 1944 году, практически имя чеченского народа было вычеркнуто из списков народов СССР, внесших свой в клад великую и эпохальную победу над фашизмом. Долгое время чеченцы, даже после возвращения из ссылки 1957 году, не могли дождаться признания их заслуг в борьбе с немецко-финскими захватчиками. И только сегодня стали появляться списки тех, кто не только принимал участие в Великой Отечественной Войне, но сложил свои головы на фронтах. Для меня лично это очень важная тема, так как я помню, как моя бабушка Мулхат Сайдаева (Шайхиева) всю свою жизнь ждала известий о брате, пропавшем в 1944 году при освобождении Бреста, но так и не дождалась никакой весточки о том, где он нашел место своего упокоения. Как в прочем, и не знали о нем никакой иной информации. Все запросы в архивные ведомства и министерство обороны СССР ничего так и не дали и только буквально на днях благодаря проекту «Последний рубеж» и всероссийской акции «Я вернулся – Мама», которым руководит известный общественный деятель Сайппудин Гучигов, нам удалось получить папку с личным делом и последними днями боев воинского подразделения, в котором воевал брат моей бабушки Алавди Шайхиев, навечно записанный в книгу памяти воинов Великой Отечественной Войны.
И потому мне в двойне приятно держать в руках книги, рассказывающие о судьбах и героическом пути воинов. Эта книга только начала этого длинного рассказа о доблестном пути воинов Чечено-Ингушетии, которые ковали победу советского народа над фашисткой Германией. Авторы составители книги «ЧИАССР – Народ в борьбе с фашизмом (Список участников ВОВ) А.А. Алаутдинов и М.М. Мурдалов в вступительном слове к своему коллективному труду так же отметили, что долгие годы имена чеченцев и ингушей, боровшихся за нашу общую победу, умалчивались. И только теперь благодаря политики руководства страны у нас есть возможность восстановить их имена и воздать, и возвести их на пьедестал почета. Те есть воздать им по достоинству, а что может быть более достойной благодарностью для павших воинов и тружеников как сохранение их имени в памяти потомков!? Светлая память всем воинам, павшим в борьбе с фашизмом!
Ислам Сайдаев
15 июля 2021