5А С Пушкиным по Петербургу. Трудный выбор

Элла Лякишева
                Часть 1.

                КОЛОМНА

       Прежде чем встретиться с Александром Сергеевичем и расспросить его, где, окончив Лицей, он поселился в Петербурге, я оказалась перед трудным выбором.

  Дело в том, что в справочниках, путеводителях и в интернете нет единого мнения. Есть несколько версий, над которыми нужно призадуматься. Два адреса спорят между собой. Это:

      - Набережная Фонтанки, 185  и
      - Канал Грибоедова, 174.

     Последний адрес стал широко известен сравнительно недавно, в 2003 году. 
     «Что же случилось в 2003-м году? - прочитав материалы, задумалась я, как человек любознательный и дотошный. - Сенсация или ошибка?»
      Попробуем в этом разобраться.
                ***
        Итак, версия первая.
НАБЕРЕЖНАЯ ФОНТАНКИ, 185. Бывший дом адмирала Клокачёва.

   Во всех старых путеводителях и экскурсионных схемах по Пушкинским местам Петербурга упоминается этот адрес.
      Да и мемориальная доска на здании утверждает, что Пушкин прожил здесь три года с 1817 по 1820 год - после Лицея и до южной ссылки.

    Сейчас это стандартная многоквартирная пятиэтажка.
    А был когда-то двухэтажный особняк «на высоких подвалах», поэтому некоторые авторы относят его к трёхэтажным. Он  принадлежал вице-адмиралу А.Ф.Клокачёву,  бывшему архангельскому генерал-губернатору, участнику убийства Павла I,  и находился  в окраинном районе Петербурга, называемом КОЛОМНА, что между реками Фонтанкой, Мойкой и Пряжкой.
 
    Не перепутайте, пожалуйста, с Московской Коломной, эта совсем другая - Петербургская!

    В прошлом место тихое провинциальное, с садами, длинными высокими заборами и полосатыми будками.  Впечатления от здешней жизни Пушкин отразил в поэмах «Езерский», «Медный Всадник»,  «Домик в Коломне»:

Бывало, мать давным-давно храпела,
 А дочка - на луну еще смотрела
 И слушала мяуканье котов
 По чердакам, свиданий знак нескромный,
 Да стражи дальний крик, да бой часов -
 И только. Ночь над мирною Коломной
 Тиха отменно.

    Центром Коломны была Покровская площадь, (ныне  площадь Тургенева ). На ней - Покровская церковь, ровесница поэта,  построенная  в год его рождения и разрушенная в 1934 году. Эх, сколько храмов было в послереволюционное время порушено, сколько красоты уничтожено!..
    А Александр Сергеевич, задержанный карантином в Болдино, вспоминал о Покровской церкви с душевной теплотой:

...Я живу
 Теперь не там, но верною мечтою
 Люблю летать, заснувши наяву,
 В Коломну, к Покрову - и в воскресенье
 Там слушать русское богослуженье.

   Недалеко от Покровского собора стоял дом адмирала Клокачева, где в 1814 году сняли квартиру родители поэта. Вначале приехала из Москвы Надежда Осиповна с  Ольгой и Львом, позднее, после выхода в отставку и возвращения из Варшавы,  Сергей Львович.  Причина переезда – учёба младшего сына.

     В то время как старший брат учился в Царском Селе, младшего определили в Главное немецкое училище при лютеранской церкви Святого Петра.

    В отличие от Александра, с которым Надежда Осиповна была  холодна и очень строга, Льва она баловала. В какой-то мере это можно объяснить:  умерли пятеро её детей, а младшенький выжил и стал любимцем. Надежда Осиповна не хотела жить  вдали от Лёвушки.

    Вскоре хлопотами друзей  Льва  перевели в пансион при Лицее, а в 1817 году он поступил в Благородный пансион при Главном педагогическом институте.

    Александр же из Лицея был выпущен 9 июня 1817 года в чине коллежского секретаря (10-го класса, по Табели о рангах – не очень-то высокий чин, между прочим. Но тут уж он сам виноват: учиться надо было лучше! ).

    Большие золотые медали получили Владимир Вольховский и  Александр Горчаков. Серебряные - Вильгельм Кюхельбекер, Дмитрий Маслов, Николай Корсаков, Семен Есаков и Сергей Ломоносов. Право на серебряную медаль - Модест Корф и Пётр Саврасов. Что значит «право на медаль», честно скажу, не знаю.

    Одновременно медалистам присваивалось  звание титулярного советника и, естественно,  полагалась соответствующая зарплата при поступлении на службу.

    На экипировку небогатых  лицеистов государь Александр Павлович милостиво распорядился выделить из казны по 10 тысяч рублей и выплачивать каждому по месту работы не менее 700 рублей ассигнациями.

    Выпускник Александр Пушкин мечтал о военной карьере в гусарском полку. Увы,  служба в гвардии была чревата большими расходами, и мечту сына Сергей Львович зарубил на корню.

   А посему 13 июня 1817 года высочайшим указом юноша определён в Коллегию иностранных дел и 15 июня принёс присягу, подписав клятву о неразглашении государственных тайн.

   Коллегия располагалась на Английской набережной, ныне это дом 32.  В октябре 1918 года появилось новое название – набережная Красного Флота №32. Вы можете встретить этот адрес в старых справочниках

   Однако в конце двадцатого века ей возвратили прежнее пышное название - Английская.  Подсуетились чиновники, так как повод  уж очень был важный:  в 1994 году Санкт-Петербург посетила  британская королева Елизавета II.
 
   Надо сказать, что дипломатическая служба юного Пушкина  не интересовала.  Об этом он писал ещё в лицейском стихотворении:

Равны мне писари, уланы,
Равны законы, кивера,
Не рвусь я грудью в капитаны
И не ползу в асессора;
Друзья! Немного снисхожденья –
Оставьте красный мне колпак…
 
     Красный колпак – символ свободы. Вот и  выпускник Лицея, получая 700 рублей в год,  мог почти не появляться на службе. Лишь круглосуточные утомительные дежурства были обязательны.

            Продолжение на  http://proza.ru/2021/07/26/1060