Нарцисс Араратской Долины. Глава 80

Федор Лапшинский
Ну вот я и дошёл до восьмидесятой главы. Знал ли я, что сумею написать такой объём высокохудожественной литературы?.. Нет, я этого не знал. Мы не ведаем, на что мы способны. И это лишнее подтверждение тому, что человек – это не только его тело, и привычки этого тела, и разного рода генетический набор его предков. Человек – это связь между Небом и Землёй, и если он про это забывает, то неизменно становится рабом своих вредных привычек и жалкой песчинкой в бесконечной Вселенной. Во всяком случае, если человек не верит в своё высшее Я, и в связь своего бессмертного Я с Духовным Миром, где существует Вечный Порядок и Справедливость, то ему живётся значительно горше, и жизнь ему причиняет большие страдания. Это я не к тому, что надо верить во всякого рода заблуждения и суеверия, и становится рабом разного рода устаревших религиозных воззрений. Тут ведь палка о двух концах, и так плохо, и так – нехорошо. Всё движется и всё меняется, и как говорил товарищ Михаил Горбачёв, - надо идти в ногу со своим временем. И не боятся критического самоанализа, и всегда надеяться на помощь Высших Сил, которые существуют, несмотря на то, что учёные пока их не обнаружили. Они пока обнаружили существование атомов и всякого рода элементарных частиц, за которыми ничего нет. Возможно, существует ещё Тёмная материя, которая пока неподвластна никаким микроскопам, и именно там, со временем, учёные что-то такое обнаружат, что перевернёт всю эту науку с ног на голову. И именно там, во власти Шайтана-Аримана, томятся бесчисленные души наших грешников. Всё может быть, ибо мы не знаем, что мы знаем, и знаем то, что не знаем. И поэтому предаёмся унынию и печальному пессимизму.

                Когда я был во Вгике (помогая молодому режиссёру Алику с его фильмом про Пьеро), то мне крупно повезло, и я побывал там на выступлении перед студентами культового французского режиссёра Жан-Люка Годара, который приехал в Москву на показ своих фильмов. Его замечательные фильмы были у истоков французской новой волны. Помню, что мне он очень понравился, - и это был не типичный режиссёр, а больше даже мыслитель и философ. Я той весной потом пересмотрел все его фильмы, которые показывали в кинотеатре «Мир», на Цветном бульваре. Билеты были недорогие и на его фильмы очередей не наблюдалось. Зрительный зал всегда был полупустой, так как фильмы были не интересные и сильно заумные… Мне запомнился  ответ Годара на вопрос, про его любимое литературное произведение. Он ответил, что это роман Томаса Манна «Волшебная гора». Меня это тогда удивило, так как этот роман я тоже любил, и он был в числе моих любимых. Я не думаю, что многие студенты Вгика его читали, так как произведение это довольно сложное, как и другие романы  немецкого лауреата Нобелевской премии, который постоянно размышлял о смерти, и об Эросе и Танатосе. Я вообще удивляюсь тому, что у нас в СССР, издали собрание его сочинений. И у нас дома были все эти тома, и я их в юности частенько листал и перечитывал. Над романом «Волшебная гора» писатель работал восемь лет. С 1912 по 1924 год… Действие роман происходит перед началом первой мировой войны, в швейцарском санатории для больных туберкулёзом. И туда съезжаются лечиться представители разных стран, и они живут в каком-то своём странном «волшебном» мире между жизнью и смертью…

                Главный герой, - молодой немец из зажиточной семьи, Ганс Касторп, приезжает в городок Давос, навестить своего кузена, который там лечится от страшной чахотки. А в те времена, как мы знаем, многие умирали от этой кошмарной болезни, которую врачи ещё не научились лечить, так как медицина тогда была на довольно низком уровне. И этот Ганс постепенно знакомится с обитателями санатория, ходит на завтраки и обеды и, в конце концов, у него тоже в лёгких обнаруживают эти страшные бактерии, и ему главный врач санатория, доктор Беренс, советует тоже пожить немного и подлечиться. Таким образом, герой остаётся там на несколько лет. Он общается с интересными людьми, и они его учат уму разуму. Иезуит Нафта и масон Сеттембрини, по очереди, окучивают его неокрепшую душу. К тому же, Ганс платонически влюбляется в одну русскую пациентку, Клавдию, и именно это его и засасывает в этот странный мир людей, находящихся между жизнью и смертью. Кузен умирает. Ганс же продолжает оставаться в этом санатории и залечивать свои лёгкие, хорошо вкусно питаясь и гуляя на свежем морозном воздухе. Через несколько лет начинает первая мировая война, и наш поумневший Ганс спускается с этих швейцарских Альп, и возвращается домой, чтобы исполнить свой гражданский долг. Вполне возможно, что он на этой войне погибает, как и миллионы остальных немцев, французов, англичан, русских и других народов, населяющих маленькую и уютную Европу... На мой взгляд, Ганс не должен погибнуть. Потом он возвращается с фронта и встречает Клавдию, и они женятся. И всё у них будет хорошо, а когда к власти придёт бесноватый Фюрер, они уплывут в Америку и поселятся в Чикаго. Лично я не люблю грустные и печальные финалы романов и фильмов. На мой взгляд, всё должно хорошо заканчиваться и писатель в ответе за своих героев…

                Сам Томас Манн был человеком довольно сумрачным и странноватым. Это я потом прочёл про него не очень приятные вещи, а именно то, что писатель страдал от своей гомосексуальности. При этом он был женат, и у него было несколько детей. Возможно, его жена знала про это, и делала всё возможное, чтобы это не вылезло наружу. Тогда ведь времена были сумрачные, и ему бы точно не дали Нобелевскую премию. И точно бы у нас, в пуританском СССР, его бы запретили. Манн написал небольшую новеллу «Смерть в Венеции», где немного раскрылся: там пожилой писатель Густав фон Ашенбах влюбляется в польского мальчика Тадзио. Действие новеллы происходит в отеле в прекрасной Венеции. Мальчик купается в море и его нежное бледное юное тело приводит писателя в восторг. Мальчик даже ему начинает являться во сне (насколько я помню). Тадзио начинает чувствовать этот влюблённый взгляд пожилого немца. И ему это даже нравится. К сожалению, всё кончается печально, - писатель умирает, сражённый ударом. Эта страсть лишила его последний сил, и она вскрыла всю порочность и всю лживость его внутреннего «гармоничного» мирка. Эросу неподвластны все наши умственные построения и установки. Про то, что этот порочный Ашенбах был на самом деле сам Томас Манн, можно почувствовать и догадаться, хотя он написал эту новеллу в молодом возрасте, когда ему было 37 годков. Видимо, писатель испытывал сильное влечение к однополым отношениям, но всячески себя сдерживал и боролся с этими тёмными наваждениями. Мы только можем про это догадываться и предполагать. Это сейчас на Западе легко быть гомосексуалистом, и от этого даже есть некая польза, и тебя никто не может обидеть, и ты защищён Фемидой. А тогда, всё было совсем иначе, и их никто не уважал, и вся общественность их презирала, и они прятались по углам и по тайным квартирам…

                Жену же писателя звали Катерина, и она была незаурядной женщиной. Выросла юная Катя в семье известного математика Альфреда Прингсхайма. Семья была очень богатая, но девочка не росла избалованным ребёнком, и она усердно занималась физикой и математикой. Мечтала заниматься наукой. А тут вдруг ей сосватали молодого писателя, и она пожертвовала собой ради этой возвышенной любви. Стала домохозяйкой и верной помощницей Томаса Манна. Родила ему шестерых детей. Разве это не подвиг? И они всю жизнь прожили вместе, и она пережила своего мужа на двадцать пять лет, и ушла в мир иной, немного не дожив до ста лет. Страдала ли она в старости маразмом или какими-то другими психическими отклонениями?.. Про это я ничего не могу сказать. Был ли сам Томас Манн верным мужем и не бегал ли он за другими женщинами, или ещё хуже того, за юношами?.. Здесь я тоже промолчу, так как это не имеет большого значения, ибо писатель не бросил свою жену и детей, как это бывает у многих других писателей. Ведь как только писатель становится известным, то вокруг него тут же начинают возникать разного рода соблазны. И мало кто это испытание проходит с достоинством.  И семьи рушатся, и дети плачут, и начинаются нехорошие драмы и предательства. Не хочу приводить примеров, и читатель сам при желании может про всё узнать. Кто с кем спал, и у кого сколько было любовников или любовниц. Это всё низшая область нашей земной жизни, и надо смотреть ввысь, а не копаться в чужих судьбах, и верить сплетням и злой клевете. Хорошо, когда писатель сам всю правду про себя напишет, чтобы про него ничего дурного не сочиняли. Только мы пока до такой духовности не доросли. И врать всё равно будем, и будем себя оправдывать, чтобы выглядеть светлыми и чистыми…