Тетя Таня. Дорожные заметки

Дочки-Матери
*******

Простая, тепло и аккуратно одетая, с вязанной полоской на волосах, украшенной плетеной косичкой, тетя Таня, как она мне представилась, моя попутчица,  - рассказывала мне свою историю, пока мы ехали вместе, в электричке.

И было ей – не остановиться, а я все слушала и слушала.


Электропоезд наш сначала стоял в тупике. До его отхода, по расписанию, было еще два часа.
До моей станции - часа полтора от Рязани ехать. А тете Тане - еще ехать и ехать дальше – и только к вечеру она будет на месте, в родном Мичуринске.

Пока сидели в ожидании, уже разговорились.


- Брат мой живет, - как она начала мне рассказывать, - в Москве. И заболел он сильно: операцию перенес – почку отняли. А тут случилось – на голову стал больной, странный… - кроссворды щелкает, газеты читает – в курсе событий. А как что-то будничное – что с ним происходит? - памяти нет!..

И упрямый очень: чтобы все было по его желанию, не иначе!


Я со всем соглашаюсь, с ним, – продолжала рассказывать мне тетя Таня, - а как врозь ему скажешь, так неделю потом будет отходить, переживать.

Грязный ходит – помыться не заставишь. Чтобы трусы поменял, приходится на хитрость идти: подкрадусь к нему ночью, резинку оттяну и ножницами перережу.
Наутро просыпается: - Что это у меня, мать, трусы не держутся?

- Давай, давай, - снимай их и в пакет клади.-
И на выброс их.



…А у него сахарный диабет. Так он никакие таблетки не пьет, отказывается. Только если на коробочке «аспирин» написано.

Говорит, а то отравят его.


Чай с лимоном ему каждый раз делаю. Лимон у нас всегда в доме. Сладкое не даю, только утром вафельку – это врач разрешил.

А чтобы больше не съел, оставляю ему в пакетике только две вафли.



- А где же, мать, остальные?

- Да я и сама не помню, как съела…

И он одну съест, и другую на следующий день прибережет.

А пакетик тот я храню, не выбрасываю.
Потом снова две вафли туда же положу.

А вчера – как по шкафу вдруг ударил – зеркало разбил… А наутро и не помнит ничего...




+++

Пил он очень, вот и заработал сам себе болезнь.

Я его от пьянства отмолила, заговорила…



-Вы сами? – спрашиваю я тетю Таню, - Как же так?...

- ...Сейчас уже много времени прошло, и можно об этом говорить! Мне подсказали… Три деревни ночью надо пройти. И ни с кем словом не обмолвиться.
Проходя мимо церкви, в селе,  - молитву почитать. Потом надо дальше – на кладбище идти… Одной, ночью… - страшно… Но я решилась.

И возле могилы... - особой… - (я ее заранее приглядела) – надо тоже потом много молитв читать.

А назад возвращаться надо на рассвете, и также ни с кем слова не проронить. И долго потом об этом не рассказывать никому!..



Я, как возвратилась, у меня такой колотун был!


- От страха?
- Не знаю. Видно, от всего... Но это помогло! - Он сначала стал меньше пить, а потом и вовсе перестал. И даже от скисшего, сбродившего варенья его воротит...



А не бросить пить ему было совсем нельзя – не выжил бы...
А так пусть поживет, сколько Бог даст.

Да он сейчас такой румяный, ухоженный! – поживет еще, даст Бог…


+++

А тут мне говорит, на днях, - мол, помирать собрался! А я ему: – Ты только после обеда – сначала покушай! Я такой вкусный обед только что сготовила! – рассказывает мне тетя Таня и смеется.


- Как Вы выдерживаете и духом не падаете! Какая Вы молодец, - ведь это так сложно! Вы любите его, раз так ухаживаете!?

- Брат старший! Как же!
А дочка у него – поздно родила… - тоже заходят, - с внуком, к дедушке.

Но ей одной не справиться! И работает, и пацана растить надо! Ему только четыре года, сейчас в дет. сад пойдет!



А кошка у нас! – ты представляешь, как она чувствует – продолжает рассказывать тетя Таня, - когда брат в своем уме, в памяти, - то кошка у ног его вьется.
А как у него сдвиг бывает, - ни в какую к нему не пойдет! Даже если я ее к нему подталкиваю, упирается всеми лапами. Я по кошке и узнаю его состояние.


У него - то жор нападает, а то может и забыть про еду – ничего не ест.
А я ведь то, что ему нельзя, и вовсе не готовлю, специально.




Тут, на днях, кашу сварила манную и ем, а дверь его приоткрыла – запахи к нему идут. Приходит: «Что ешь-то?»

- А ты попробуй ложечку!

Попробовал, - «Положи мне тоже» - говорит. Так и поест!..


+++

А так газеты читает! – что к нему неподготовленной не войдешь! Прежде, чем поговорить о новостях, прочитаю все сама, - и то – вмиг оспорит!

Дочка его с сынишкой приезжают, - и поживут немного тут, в другой комнате. Мальчик на разные занятия ходит. Спрашиваю его – устает ли он от занятий, а он мне отвечает:

- А что я могу изменить?...

Он мне все по компьютеру помогает, в технике уже разбирается!


+++

А еду я сейчас в Мичуринск, - дом у меня там. А муж умер, три года назад...

Дочка моя, с семьей, в другом городе – далеко живет. Раз в году приезжают с внуком, а так по Скайпу общаемся, я – продвинутая бабушка! – Улыбается.



- Вот, разговорилась с Вами, и не остановить, - попила водички, - а с ним-то не поговорить!...



А я вяжу хорошо, - пряжи у меня много! У нас, в Мичуринске, на рынке можно хоть какую пряжу купить.

Всем вяжу, кто попросит. И своим вяжу – он мне по Скайпу выкройку покажут!..

А у моих подруг пальцы рук болят, а я вяжу – видимо, это помогает.



+++

А в Мичуринске у нас чернозем. Как говорят: линейку посади – она вырастет! Очень хорошая земля! Там же сады у нас, еще Мичурин сажал!

А земля такая мягкая, что как дождь пройдет, так сразу грязь разводится. Так у нас обувь идет так: для дому – одна обувь; по асфальтовой дорожке – другая; а для работ на земле – своя обувь! Так и переобуваемся!

И улыбается!


А я сейчас в Москве все живу, редко в дом возвращаюсь. В нем соседи живут, - я им разрешаю всем пользоваться и все сажать на земле, - у них большая семья!
А у меня в доме и компьютер подключен – ребятки позанимаются!

А я за саженцами поехала. А за братом моим соседка согласилась присмотреть – покормить его…

На несколько дней еду. И билет обратно уже взяла – на воскресение, - чтобы раньше мне не уехать: душа болит по нему…



И тряпочек кое-каких прихвачу – всё пригодится, ему на смену. В доме моем много вещей! А ты знаешь, мне вещей совсем не жалко! Я говорю соседям, чтобы они всем пользовались.


+++

У меня еще и беженка как-то жила. А как ушла, прихватила, говорят, много с собой – да Бог с ней!

Знаешь, как говорят: если ты вдруг потерял много денег, скажи – спасибо тебе, Господи, что забрал деньгами, что и я, и родные мои живы, здоровы!
Ведь в церковь не каждый раз ходим, деньги туда не носим, - вот и взял Господь!..




   Слушаю я свою попутчицу, тетю Таню – не оторваться, каждое слово ловлю, каждое выражение ее лица и глаз. Счастливый она человек, хоть и такая нелегкая ее жизнь!

  Мелькают, за разговором, уже мои, знакомые станции, я мысленно отсчитываю, когда мне выходить.


- Ну ты смотри, смотри! – чтобы не проехать! – переживает за меня тетя Таня, - …Родные места? Да? – улыбается она, глядя на мое волнение. И прибавляет:

- А я посплю сейчас немного! В сон клонит… Как в Москве, с ним – бодрая такая! – А тут расслабилась…

Улыбнулась мне и прикрыла глаза.



Хорошо дремлется – под стук колес!...


12.09.2015г.


*******