Моя Антарктида. Камо грядеши

Третьяков Николай Дмитриевич
 

 "Нерон, есть вещи, которые далее сносить я не в силах.
 Отвратительно мне не то, что ты убил мать, и жену, и брата, что ты сжёг Рим...
 Шлю тебе последний совет.
 Убивай, но не пой, трави, но не танцуй, поджигай, но не играй на кифаре.
 Это тебе желает твой арбитр изящества Гай Петроний"


 Он уговорил взять его на речку.
- А родители, тебе не попадёт от них? Это я могу болтаться целый день где попало, и мне слова никто не скажет…
- Ммне ттоже, заикаясь, нараспев сказал он.
- Пошли…
  Мы отлично провели время. Накупались и назагорались вволю.
А дома нас давно ждали. И моя мама, и родители Витальки Архипенко.
- Это он меня уговорил идти с ним на речку, я не хотел…
- Мы об этом дома серьёзно поговорим, - сказала его мама,- а Вы,- она обратилась к моей маме,- займитесь воспитанием своего сына…
- Займусь…
Когда они ушли, мама сказала по - простому:
- С таким другом я бы …. на одной версте…

 В 12 лет обиды быстро забываются, и Виталька продолжал тайком бегать ко мне, но на речку с собой я его больше не брал.
  Однажды он открыл мне страшную тайну.
- Дай честное пионерское, что никому не расскажешь…
- Честное пионерское…
Он показал мне под пионерским галстуком маленький жёлтый крестик.
- Меня бабушка крестила. Тайком от родителей. И это крестик меня спас, когда машина рухнула с Красного моста в реку Ворону. Ведь погибли все, кто был в машине, а я - нет. Ввот только заикаюсь с тех пор…
  А как - то он принёс мне старинную книгу в кожаном переплёте с золотым тиснением и с блестящей позолоченной застёжкой.
  «КАМО ГРЯДЕШИ», - прочитал я название,- Генрик Сенкевич. 1911год.
- Это бабушкина книга. Она ей очень дорожит. Я тебе её могу дать почитать только на три дня.
  И вот я окунулся в неведомый и далёкий мир патрициев и рабов, в жестокий век Нерона , век страшных гонений на христиан. Конечно, многое мне было не понятно- эти странные буквы i и ъ на конце слов,а многое, например любовные сцены, я просто пропускал. Эта книга - гимн христианству, где противопоставлены два мира, "из которых один представлял собой правящую мощь, всесильную административную машину, второй же- исключительно силу духа", и я был уверен, что её никогда не издадут в Советском Союзе.

  Прошло много лет, и вот в библиотеке антарктической станции «Молодёжная» я с удивлением обнаруживаю собрание сочинений Г.Сенкевича в пяти томах и ( о чудо!)      -« КАМО ГРЯДЕШИ» (Куда идёшь?). Три дня блаженства: забыты обеды , ужины, нарды, биллиард, теннис и дежурные фильмы. И вновь, как много лет назад: Нерон, Петроний, Урс, Лигия, пожар Рима и Виталька Архипенко… На книгу выстроилась очередь и первым в ней был, конечно, Фарид Савинков, наш антарктический поэт, отличный товарищ и отличный мужик.
  Дня через три он принёс мне книгу и свои стихи с дарственной надписью.

28.07.1989. С, Фарид, Антарктида.


.     КАМО ГРЯДЕШИ
Первый век жесток и крут,
Все дороги в Рим ведут.
В Рим гетер, весталок и Нерона!
В Рим развалин и дворцов,
Жриц, патриций и рабов,
Роскоши, веселья, слёз и стона!
Ты сменил Богов на ложь!..
Рим, ответь - Куда идёшь?

Требовал, нахмурив брови,
Только зрелищ, хлеба, крови.
И гремел в рукоплесканьях Колизей!
Жил одним лишь чувством страсти,
И рвались тела на части
В лапах окровавленных зверей!
Жизнь ценил ты ни за грош!
Рим, ответь - Куда идёшь?

Господином мира слыл,
И чужих Богов не чтил.
Для тебя один был Бог - разврат!
На Голгофе, при толпе
Крест поставил на тебе
Твой посланец, Рим - Понтий Пилат!
Там приказ был - уничтожь!
Рим, скажи - Куда идёшь?

Там не смог понять Пилат
Кто был на кресте распят.
И пришло проклятие со склона!
Заметалось пламя вдруг,
Освещая акведук
И фигуру императора Нерона…
И его не била дрожь…
Рим, скажи - Куда идёшь?

Девять суток Рим пылал,
Корчился, хрипел, стонал!
Всё в огне - дворцы, жилища, люди.
Девять дней, как семь Голгоф,
Полыхали семь холмов,
Превращая город в груды.
И не будет там воскресших…
Рим сгорел! Камо грядеши?…

Сгинул Нерон, а христианство живёт и процветает!

 P.S.Пожар Рима и император Нерон.
Иллюстрация из открытых интернет источников.
13.06.2007.