Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 131

Василий Азоронок
(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)



ПОДРУЧНЫЕ У ПАНА - КНЯЗЬЯ

Кто знает, каким выглядел бы берег, если б не война. Одинцевичи устраивались в Завидичах надолго. Местечко украшал двор «с пашнею и людей петнадцать человеков». «Тотъ двор тепер держит кнегини Семеновая Одинцевича», - писал составитель «Полоцкой ревизии» в 1552 году.

Двор создавался по примеру черсвятского, иначе и быть не могло. Местечко входило в состав северной области под названием «Черстие», которая охватывала межозерный промежуток. Черсвятский двор считался «прыслухаючым» (так в тексте ревизии) – то есть, прикрепленным к Полоцкому замку.

Тот двор подробно описан в ревизии. Состоял он из так называемых «дворцов». Сейчас при упоминании слова «дворец» возникает образ монументального здания в виде царских палат, или современных магнатских хоромов, а тогда дворцами называли сельские постройки, отличные от тех, где жили крестьяне. Их предназначение соответствовало характеру занятий и выражалось комплексной архитектурой. Один такой комплекс состоял из нескольких домов, в одном из которых жил наместник, занимая «светлицу с коморою». Другой был устроен для «быдла дворного», то есть для домашних животных: «коров семдесят, овец одинадцатеро, ягнятъ осмъ, свиней шест, гусей семеро, куров двадцать». Третий включал жилье для обслуги и служебные помещения: пекарню, кухню, спижарню, грыдню, машталерскую, «лазню з сенями». Отдельно стоял млын - небольшой, «з одным коломъ», который молол зерно «толко на дворную потребу».

Движущей силой всего хозяйства были, конечно, люди – пригонные, труд которых воплощался в лавину дани, растекавшейся по «закромам» распорядителей, начиная с тивуна и заканчивая тронным правителем: «его, королевской, милостью».

Двор принадлежал хозяину – можно сказать, посреднику, который управлял доходной статьей. Двор содержал воевода. В период составления ревизии им был Довойна, сын Софии Немирович. А предшественником – Ян Глебович.

Глебовичи сыграли важнейшую роль в перераспределении земельных ресурсов. Они титулов не имели, их называли панами, но обличьем и верховенством не уступали князьям. У них был свой герб «Лелива», древо которого укрепил Юрий Глебович – сподвижник великого князя и короля Александра, возведенный в наместники Витебска.

Сигизмунд, взошедший на престол после Александра, ценил выбор брата, и тоже жаловал Глебовичей, вводя их в избранный круг. Ян, сын Юрия Глебовича, начинал королевским маршалком, а заканчивал канцлером Великого княжества Литовского.

Глебовичи распоряжались Черсвятским двором как своим уделом, ни в чем не уступая королям и великим князьям. Станислав Глебович – первый полоцкий воевода, получив протекцию от Александра, развернулся масштабно. Его действия совпадали с программной установкой Короны – унифицировать земли, ранее принадлежавшие удельным собственникам, ввести капиталистический уклад. При этом экономические преобразования базировались на униатских церковных идеях, провозглашенных во Флоренции. Александр, создавая пост воеводы в Полоцке, одновременно возносил плебана, наделяя того уникальным привилеем – Лепельским приозерьем на полоцкой земле.

В ревизии, составленной спустя полвека, можно увидеть, что изменилось, как преобразился край. Доминировали паны, устраиваясь на бывших княжеских землях с выгодой. При этом содружество скреплялось заботой о верховной власти и приумножением богатств: каждый собственник снаряжал для короля определенное число воинов, в зависимости от количества земельных угодий.

О панах-воеводах и говорить нечего. Польский геральдист Бонецкий отмечал, что Ян Юрьевич Глебович отправлял на войну 148 конных всадников со всех усадеб, лично ему принадлежавших, и 88 – с супружеских, имений жены. Кто еще мог похвастаться столь солидным потенциалом!

А на службе у себя держал княжеских особ, не считаясь с их титулами. Его двор состоял из «маршалков, подкомориев и других чиновников», и князья исполняли придворные обязанности.

По данным за 1546 год, маршалком глебовичского двора считался князь Андрей Одинцевич, сын Семена. (Кстати, на той же должности состоял еще один князь - Юрий Боровский, фамилия которого созвучна Борковскому, упомянутому в числе последующих собственников Завидич).

Паны обогащались, приумножая собственность за счет брачного наследия, выбирая жен из богатого титулованного круга. Ян Глебович, например, получил в качестве приданого часть Заславского княжества, а одна из дочерей, трижды женившись, в первом браке составила пару князю Андрею Одинцевичу.

С созданием воеводств северные земли Великого княжества Литовского превращались в особый регион, приграничный с Ливонией и Московией, где требовались особые условия.

Черсвятский двор связывался с Лепельским озером посредством Завидич, и оттуда тянулся «мостик» из Полоцка вглубь территории, подконтрольной Вильно. На одном из берегов уже хозяйничали «литовские люди», ставя свой «город». Завидичи позволяли поддерживать двустороннюю связь и контролировать речные перевозки. Вклиниваясь в бискупские владения, Завидичи демонстрировали приверженность прежнему укладу жизни, основанному на православном бытии. Берег «окрашивался» в разные цвета. 

(Продолжение следует)

На снимке: дорога в Черстие (фото из интернета).


25.07/21