За десять лет до развала Союза

Борис Ильич Комиссаров
РАССКАЗ-ВОСПОМИНАНИЕ

Из переписки с подругой

"Посмотрел твой ролик. Ностальгия в нем по советскому прошлому действительно пробирает. В поисках материала для историко-литературного журнала я наткнулся на черновик своего письма от 30 декабря 1981 года. И не поверил своим глазам: неужели с таким трудом нам приходилось добывать самые простые продукты питания: мясо, колбасу, масло? Теперь страшно вспоминать. Молодые не поймут, как мы смогли жить в таких условиях.

Многие наши сверстники из старшего поколения тоскуют по жизни в Советском Союзе на фоне кричащих сегодняшних социальных проблем, противоречий и нравственного упадка общества. Но именно в 80-е были созданы все предпосылки для разрушения общественного строя и единого государства. 

Мое письмо ушло в Иркутск, в больницу к моей жене Гале, которую направили на операцию из-за проблем со слухом.   

В это же время зав.отделом снабжения Читинского камвольно-суконного комбината  Мария Федоровна полетела в командировку в Иркутск. Я попросил ее навестить в больнице мою жену, работавшую специалистом  в химлаборатории".

Фрагменты моего письма.

"Галочка! Очень обрадован твоим письмом. Безмерно рад за тебя, что ты теперь из соседней комнаты слышишь, будто рядом..."

"Мария Федоровна очень кстати в Иркутск поехала. Я на планерке (работал референтом директора, составлял протоколы совещаний - Б.К.) на столе у директора увидел  приказ, а после обеда сам разыскал ее. Утром она уже улетала, а послать тебе нечего. Обыскал все, даже с рестораном хотел договориться, но понедельник - и буфет ресторанный закрыт. А завтра уже поздно. Пришлось в столе заказов, где раскладывали детские подарки (по апельсину и 2 яблочка) выпросить через Бобылеву (председатель профкома комбината - Б.К.), которая записку написала. Там я шоколадок достал и килограмм апельсинов, а дед как раз яблок купил (мой тесть как участник войны, мог брать без очереди - Б.К.).

Если б я знал, что ты собираешься еще долго лежать, побольше бы тебе шоколадок взял, потом уж пожалел, что мало, они не тяжелые, Мария Федоровна увезла бы (Мария Федоровна привезла Гале один апельсин, остальные по дороге съела и раздарила - Б.К.). А конфет хороших - нигде, хоть шаром покати. У меня еще Любка Якимова один апельсин для пацана просила, но я не дал, мало, говорю, дал ей шоколадку и лишь потому, что она для тебя через пищевую лабораторию искала (я к ней вначале обратился) что-нибудь вкусненького, но ничего у нее не вышло. Девки, кстати, тебе не написали, так как после телеграммы, где ты написала "скоро буду сама" - они думали, что приедешь к 1 января. (Девчонки из химлаборатории, работавшие вместе с Галей - Б.К.)."

"За нас не беспокойся, мы обеспечены. Для комбината распределили мясо, колбасу и масло. Получали по производствам из магазина. Меня попросили помочь грузить и я покаялся: на 420 человек! Сегодня болит все тело. С четырех часов дня до 9 вечера занимались этим. Подъехали к комбинату - там человек 50 еще ждало нас, остальные разошлись. Я взял (по спискам) на тебя, на себя и за Драло (зам.директора - Б.К.), он мне свое мясо отдал, но взял себе колбасу и масло. Пакеты по 10 руб, в нем три свертка: 1 кг масла, 1 кг колбасы и 1,5 кг мяса. Причем, вначале деньги со всех собрали, потом в магазине выкупили и привезли на комбинат. Со мной, твари, путали-путали, потом со снабжения деньги вернули, когда Димова (зав.отделом сбыта - Б.К.) списки сводила со всех отделов (на ИТР лаборатории дали 10 пакетов), а потом оказалось, что и в АХО не записали ни меня, ни Драло, что выяснилось, когда я уже еле на ногах стоял после пятичасовой погрузки: шапка дыбом стояла: около 80 ящиков и коробок перетащил, вначале двое нас было.

Но благодаря тому, что многие уже разошлись, я выбрал (а секретарша Галя помогала выбирать) самое лучшее мясо, одну мякоть, 4,5 кг. Еще у нас теперь 2 кг колбасы и 2 кг масла. Голодать не будем. Пенсионерам и участникам войны обещают тоже по пакету, но пока не дали. Так что ты видишь, что мне посторонними делами заниматься некогда, можешь в письме не "выражаться" по-птичьи насчет меня, чтоб без заданий обойтись". (Что имела ввиду Галочка, понятно, но вспомнить  ее "выражения" и "задания" сорок лет спустя после  получения этого письма не смогли ни она, ни я - Б.К.).

Ьорис КОМИССАРОВ
25 июля 2021