О массовом увлечении психологией

Андрей Март
    В последние годы (если не десятилетия) стало модным увлекаться психологией. Люди начали интересоваться, как читать чужие жесты, мимику, позы, направление движения глаз; заманчиво ныне изучать анатомическое строение лица, количество морщин, расположение бровей и прочее, чтобы по ним читать характер человека, определять его тонкости при выборе спутника жизни или – в наше время скорее – партнёра. В том смысле, что мы ведь привыкли к тому, что никто никому ничего не должен, что-то не понравилось – ключи на стол, двери вон там. Так вот, изучая в подробностях все психологические детали человеческих взаимоотношений, хвастаясь своими успехами, наработками в этой сфере, допустим, а я там поймал продавца на лжи, когда он прикоснулся к кончику носа, – нам кажется, что мы достигли определённых высот, разбираемся в людях, нам ничего не стоит (вспоминая Карнеги) читать человека, словно книгу, да и вообще чуть не готовимся открывать частную практику. Но вот ведь какая занятная штука! Если брать чисто этимологический аспект этой самой увлекательной психологии (психе – душа, логос – наука), на выходе получаем учение о душе. Но вот как-то не вяжется оно с умением соблазнить, затащить в постель, сделать приятно; правилами успешного флирта, ведения деловых переговоров, карьерного роста, выжимания материальных бонусов у начальства и построения надёжного бизнеса.

    Душа во всех этих вопросах оказывается лишней, некоей девчушкой с двумя огромными бантами на выпускном балу. Ей не находится места там, где она должна быть королевой, и всё внимание устремлено только на неё.

    Будучи изначально наукой о душе, психология, основываясь на христианстве, заявляла, что многие душевные болезни являются прямым следствием греха. Но со времён психоанализа она превратилась в науку по переделыванию души под самые примитивные и низменные потребности человека, возвеличивая и раздувая его эго (как часть этого самого психоанализа) чуть не до божественного уровня. Гордыня, эгоизм, тщеславие, самолюбие стали не только оправданными, но и необходимыми для достижения нужных жизненных целей. И ловко поддавшееся психологическим нововведениям человечество из «стада Божьего» легко стало стадом для всевозможных манипуляций и сексуальных извращений, послушно и безропотно поглощая всё новые и новые манипуляции и девиации.

    Возьмём, к примеру, одного из самых популярных, упоминаемых, цитируемых психологов – Фрейда, потому как он сам и его книги в топе лучших. Всего несколько штрихов для освежения памяти. Влечение к родителю противоположного пола («Эдипов комплекс»), мальчик, заметивший, что он не такой, как девочка, начинает ныть и беспокоиться вплоть до самых жутких неврозов, также и девочка, узнав, что у неё нет того, что у мальчика, начинает переживать не меньше. Дальше – больше. Одной из причин алкоголизма является то, что мужчина, будучи ещё маленьким мальчиком, видел голые ягодицы горничной. Ну и, как флажок на кораблике: все наши поступки обусловлены неудовлетворённой сексуальной энергией. Это так, общие штрихи.   

    Где во всём здесь перечисленном душа? Не хочу употреблять слово «бред», но если мне скажут, что во всём этом есть научный подтекст, мол, Фрейд лишь мужественно провозгласил на весь мир то, о чём не принято было говорить в патриархальном обществе, позволю себе отметить одну неожиданную для многих вещь.

    Библия учит, что нужно брать примеры из жизни праведников, и «взирая на кончину их жизни, подражать вере их». То есть, не всегда известно, насколько право человек прожил свою жизнь, спасал ли он свою душу или только делал вид. А вот смертный одр подводит неподкупную черту. Праведник, угодивший Богу, умирает тихо и безболезненно, грешник же, гневивший Его своими бесчисленными грехами, – в муках и отчаянии. Да, бывает, что и праведник умирает мучительной смертью, но он, по крайней мере, уверен, что его страдания – угодны Богу, и впереди его ждёт награда в виде вечных блаженств райского сада; и именно потому из житий святых известно, что мученики шли на тяжелейшие страдания с радостью в сердце и улыбкой на устах. Они твердо верили в Промысел Божий и в бесценный дар в виде Царствия Небесного. Но в случае с грешниками, их физические мучения только усиливаются жуткими угрызениями совести, часто доводящими их до умопомешательства.

    Фрейд умер от рака полости рта. Ему удалили часть челюсти, слизистой оболочки щеки и неба. И всё это продолжалось целых шестнадцать лет. Его язык постепенно разрушался, и ему приходилось, по сути, глотать свой собственный яд. От него отказались близкие, даже врачи и медсёстры от жуткого смрада редко посещали его. Только верный пёс неподвижно сидел у его постели, сочувствуя этим невыносимым мукам. Но, в конце концов, даже он не выдержал, и покинул своего хозяина, что впоследствии и стало той последней каплей, держащей творца психоанализа на этой земле. По его просьбе ему ввели две дозы морфия, он впал в кому, из которой уже не вышел. Таким образом, гниение заживо этого горе-психолога как бы олицетворило всю разрушительную мощь той культуры животного секса и разврата, которая махровым цветом расцвела после него, а отравляющий его организм разлагающийся язык стал закономерным ответом вызову Небесам. Что ж, он получил то, что заслужил, ибо многие столетия доказывают нам, что «смерть грешников люта».

    Но почему же люди до сих пор зачитываются его трудами? Потому что находят в них искренние и – главное – научные оправдания своих грехов. Всё просто! В конце ХХ века сей великий деятель предложил радикальный на тот момент метод устранения всех неврозов, а именно: «разрешить свободные взаимоотношения между молодыми людьми и девушками из хороших семей». По сути, этот человек лишил священный институт брака его нравственной составляющей. Впервые посещая Америку в 1909 г., он позволил себе пошутить: «Они еще не знают, что я принес им чуму». И уже во второй половине ХХ века его идеи получили господство в западной культуре в результате так называемой «сексуальной революции». Она продолжается и поныне, достаточно летом выйти на улицу, но каков итог? Неврозы исчезли, их стало меньше? Может, меньше стало раковых и сердечно-сосудистых заболеваний? Статистику приводить не буду, скажу лишь, что они неуклонно растут, а каждый десятый(!) житель нашей планеты страдает психическими заболеваниями, а ведь Фрейд утверждал, что человеку нужно лишь раскрепоститься, и жизнь его станет сказкой. Получилось ровно наоборот. Он приготовил «отличную» теоретическую базу для современных программ «полового воспитания», а точнее – растления детей и развращения взрослых через массовое кино и телевидение, включая рекламу. Надеюсь, лишнее упоминать, на что ориентируются маркетологи для повышения продаж, всё перед нашими глазами. Фрейд лишь озвучил и ввёл в научный оборот то, что уже, начавшее развращаться, общество готово было принять, ожидая удобного случая для раскрепощения животных инстинктов.

    Основательный ответ фрейдизму был дан не менее известным Виктором Франклом, справедливо указывавшему на смысл жизни, как один из основных вопросов, отсутствие ответа на который вызывает неврозы. Но зачем искать какой-то смысл, всегда ведь легче идти по нисходящей…

    Главной причиной психических болезней Фрейд считал стыд и требовал его совершенного устранения, хотя те, кто хотя бы немного знаком с психиатрией, знает, что отсутствие его как раз и есть признаком этих самых болезней. Он так не считал и, более того, основывался на той мысли, что пациент женского пола испытывает влюбленность в своего психоаналитика и, в свою очередь, бессознательно пытается соблазнить его. Этим обязательно нужно воспользоваться для установления доверия. Какие искусные речевые обороты для оправдания разврата, не правда ли?

    Ну и несколько цитат:

    «Я, по сути дела, не ученый, не наблюдатель, не экспериментатор, не мыслитель. По темпераменту я всего лишь конкистадор-авантюрист»;

    «Каждую ночь между 11 и 12 часами я занимаюсь лишь тем, что фантазирую, обдумываю, строю догадки, останавливаясь лишь тогда, когда дохожу до полного абсурда или изнеможения».   

    Здесь надо добавить, что он активно употреблял кокаин и выкуривал свыше 20 сигар в день, а его любимой максимой были известные строки из Энеиды: «Если мне не удастся тронуть богов, я расшевелю ад».

    Что ж, такие вот у нас кумиры, в топе самых лучших и самых популярных. Удивляться не приходится. Привыкли. И, да, если вы являетесь адептом какой-либо религии, или размышляете иногда о смысле жизни, то вы глубоко (по Фрейду) больны, ибо он с уверенностью человека, свято верующего в собственную безошибочность, утверждал, что является одним из самых опасных врагов религии.

    Но это лишь краткий экскурс в жизнь печально знаменитого психолога. Исходя из означенного мною выше положения, верить ему, как минимум, нельзя, а, как максимум, опасно, ибо религия для него тоже являлась коллективным неврозом. И, опять-таки, в исследовании науки о душе – ни слова об её главном предмете научного познания. Политология занимается политикой, океанология изучает процессы, происходящие в Мировом океане, биология – живыми существами и их взаимодействием с окружающей средой, археология через раскопки пытается восстановить во всём многообразии прошлое человечества, и только психология изучает и исследует что угодно, только не (удивительно!) предмет своего познания.

    Вы не подумайте, я люблю психологию, в ней можно почерпнуть множество интереснейших вещей, вот только проблемы вхождения в коллектив, отношения с начальством и противоположным полом вообще никак не стыкуются с душой. Ну, какое отношение последняя имеет к буллингу, моббингу и успешным методам превращения в лидера класса, искусству побеждать в споре и правилам соблазна? Более того, ученые утверждают, что после ста лет психотерапии люди стали только хуже.


    По сути, сегодняшняя психология человеку не помогает, а расчеловечивает его, от творения Бога и его раба превращая в независимого творца. Веками привычное, устоявшееся, религиозно оправданное понятие «раб Божий» выжжено психологией дотла, вызывая при озвучивании настолько резкое отторжение, что впору вызывать экзорциста.


    Один американский психолог прочитал труды преподобного Ефрема Сирина, и тут же воскликнул: «Да это же величайший психолог всех времён». Случайно, видимо, попалась ему книга этого великого святого, и вот результат.

    Снова повторюсь: я не против психологии, но то, чем она занимается, называется «не по Сеньке шапка». Впору придумать новую науку и разделить сферы их познания, а то нам и дальше придётся  блуждать в способностях настоять на своём, сказать «нет», выбрать хобби, профессию, построить успешную карьеру и семью, всё больше удаляясь «на страну далече»…

    Кроме того, бездумно увлекаясь психологией, мы ещё и привыкаем жить по шаблонам чужих мыслей и чужого опыта, часто даже не затрудняясь осмыслить их применительно к своей собственной жизни, ибо далеко не каждый совет великих и знаменитых нам нужен и полезен. Все мы разные, со своими нравственными, религиозными, физиологическими и прочими особенностями. И глупо слепо наследовать своих кумиров (я уж не останавливаюсь здесь на второй заповеди), «звёзд» кино, телевидения, шоу-бизнеса, спорта, глупо, потому что другой такой же личности, как каждый из нас, нет во всём нашем большом мире, никогда не было и уже не будет. Мне кажется, это важно помнить каждый раз, когда так хочется примерить на себя одёжку пусть и самой популярной, но всё же совершенно чужой для нас личности.