ИРОД

Леонид Колос
       В поэзии вагантов есть такие строки: «если не сведут с ума римляне и греки, сочинившие тома для библиотеки». Но они сочиняли для того чтобы читали. Если не всем интересно римлян и греков, то, во всяком случае, полезно
 Оригинальный автор Иосиф Флавий. Наблюдательный историк, он не просто ведет повествование, а ищет причины, последовательности исторических событий.    В книге «Иудейская война» Иосиф Флавий показывает почему разгорелась война, какие соображения руководили противоборствующими сторонами, почему события, военные действия   проходили так, а не иначе.  В книге не напрасно уделено внимание такой фигуре, как израильский царь Ирод Великий, хоть о к тому времени давно умер.  Флавий показал, что иудейская война, отчаянная до безумия война иудеев против Рима была по сути войной гражданской. Он считал и обосновал в книге, что причины войны зародились еще в царствование Ирода. Конечно Флавий смотрел на историю войны с точки зрения богатой иудейской прослойки. Но в наблюдательности ему не откажешь.
       Кто же такой царь Иудеи Ирод Великий? Посмотрим Интернет.

  На самом деле настоящее имя Ирода – Херодус, и в русский язык оно пришло с   сильным искажением от греков. Херодус родился в Идумее, южной провинции, подконтрольной Иудее. Еще дед Ирода Антипатр правил этим регионом, однако после прихода в эти края еврейского войска благоразумно покорился пришельцам, принял иудаизм, благодаря чему сумел сохранить власть над Идумеей. Его наследник Антипатр Идумеянин, будущий отец Ирода, после прихода на Ближний Восток римлян начал с ними активно сотрудничать, за что был утвержден на должность наместника Идумеи. Такая вольность в поведении провинциального лидера вовсе неудивительна, ведь после взятия Помпеем Иерусалима в 63 году до н.э., уже сами иудейские цари стали полностью подконтрольны римской республике. Где-то в районе 74-73 годов до н.э. у Антипатра Идумеянина родился сын Ирод. Делом жизни отца будущего великого правителя было отмщение за покорение евреями Идумеи, поэтому он делал все от него зависящее, чтобы при помощи римлян возвысить собственный род. И это ему удалось сделать, не смотря на перипетии политической борьбы в самой метрополии. Когда в 49-45 годах в Риме разразилось гражданское противостояние, Антипатр из претендентов на власть в Сенате выбрал Юлия Цезаря и не прогадал. После того как Цезарь укрепился во власти, он щедро наградил своих союзников. Антипатру был дарован чин прокуратора Иудеи, и он формально, не будучи царем, стал главным представителем римлян в данной провинции

  Наряду с исполнением обязанностей прокуратора Иудеи Антипатр был опекуном царя Гиркана II. Имея на него большое влияние, сумел убедить правителя назначить своего сына Ирода тетрархом Галилеи. Так в 48 году до н.э. 25-летний молодой человек получил свою первую ответственную должность. Уже в следующем году Ирод стал полноценным римским гражданином.

  Для укрепления своей власти в Галилее Ирод разгромил и казнил, так называемых, «галилейских разбойников» – повстанцев, руководимых Иезекией, отцом Иуды Галилеянина. Столь жесткое отношение к мятежникам было одобрено римскими наместниками в Сирии, хотя у консервативной части еврейского сообщества такое поведение яростно осуждалось.

  Понимая, что со своей биографией ему сложно будет утвердиться на троне Иудеи, Ирод еще в ходе осады Иерусалима женился на внучке царя Гиркана II Мариамне, чем приблизил себя к династии Хасмонеев. В дальнейшем он уже не оглядывался на свое прошлое и вел себя как полноценный правитель.

  Ирод занялся налаживанием политических дел. Он сумел установить контакты с новым цезарем,


 По всей стране возводились новые дома для граждан, дворцы, амфитеатры, общественные здания. По велению царя был построен новый порт Цезаря на берегу Средиземного моря. Полной реконструкции подверглись сразу несколько городов. Однако вершиной строительной фантазии Ирода стала реконструкция Иерусалимского Храма – главной еврейской святыни, которая продолжалась 9 лет.



 Ближе к концу своей жизни Ирод стал отличаться болезненной подозрительностью. Он, опасаясь за свою жизнь, стал остерегаться даже самых близких людей.

так говорит Интеренет.
 
        Итак, Ирод поначалу не имел отношения к легитимной иудейской династии. Он скорее был чиновником. Чиновником немалого разряда. Но, что важно, чиновником из властных структур.  Сначала даже не самым высоким чиновником, по-нашему этаким полковником КГБ. Потом он рос по службе. Он понимал, нужно зарекомендовать себя перед реальными правителями – перед Римом. И он старался. С римской элитой у него сложились доверительные отношения. И Рим понял – на этого можно ставить. Он принял иудаизм, женился на внучке первосвященника.  Но мог ли он мечтать о помазании? Ведь от трона до брака с внучкой первосвященника не один шаг.  Ставить на народ бесполезно.  В понимании народа он рылом не вышел для трона.  А что такое народ? Разве народ определяет, кто царь?  Ирод поставил на Рим. И не прогадал. И когда освободился трон, расположенный к Ироду Рим отодвигает других претендентов.  Ирод становится царем.
 
   И тут он проявляет себя. Он разворачивает грандиозное строительство.  Восстанавливает Храм в Иерусалиме. Строит себе дворец. Строит Кейсарию, город в римском стиле и предназначенный для заморских утех богатых римлян. На все это нужны силы. А на что народ, как не черпать оттуда силы? Но, силы народа не бесконечны.
 
   В результате его грандиозных строительств народ обнищал.  Возникло ужасное имущественное расслоение. Немногие богатые простому народу казались Крезами. Большинство народа нищее, голодное, не чувствовало никакой национальной гордости от проектов Ирода. Как раз наоборот.
 В народе его имя, обычное для Иудеи, стало нарицательным. Сначала в Иудее. А потом разошлось по всему христианскому миру. И этому помогла та дурная слава, которая за ним закрепилась. Помогли его невнимание к нуждам населения, его подозрительность, его поведение, как будто он в кольце врагов. И как следствие, частые и изощренные расправы с теми, кого он по своему наитию объявил врагами.
Ирод умер в четвертом году до нашей эры. Но молва, уже христианская, приписала ему избиение младенцев. Спустя четыре года после смерти. Неважно.  В понимании народа только настоящий ирод мог отдать приказ избивать всех поголовно, если среди них может быть тот, кто ему опасен. 

   Иосиф Флавий в своей книге подчеркивает, что правление Ирода стало основной причиной иудейской войны. Ирод семьдесят лет как умер. Но его стараниями в стране появилось огромное число людей, не верящих властям и таких бедных, что им уже и война не страшна. Наоборот в войне они надеялись, что-нибудь добыть грабежом. 
Мелочь, небольшая стычка между евреями и римлянами. Которую можно было легко затушить, переросла в конфликт.  Богатые, которым   было что терять, хотели договориться с римлянами. Но нищих было подавляющее большинство. И под видом войны с Римом разгорелась настоящая гражданская война.
 
   Последствия ее известны. Тит захватил Иудею, разрушил Иерусалим, стер с лица земли храм. А евреев изгнали. Продали в рабство в разные провинции империи. И вместе с рассеянными иудеями, по всей империи рассеялись христиане, тоже этнические евреи, которых к тому времени в Иудее уже было немало. Христианство тогда существовало в виде секты, атрибутикой, не очень сильно отличающейся от иудеев.  Для римлян было одинаково, что иудей, что христианин.
 
   Исторические примеры всегда имеют свои аналогии.   Не кажется ли, что история с Иродом напоминает современность? Далеко не копия. Когда я вижу, сколько человек в России собралось отдохнуть в Турции, понимаю, что народ пока не столь обнищал, чтобы нечего было терять. Но уныние, разочарование после вставания с колен ясно проглядывает. Не хочется, чтобы это закончилось чем-либо типа «иудейской войны».