В Нашхе вырисовывается древняя амфиктиония...

Хасан Бакаев
C течением времени и накоплением информации я все больше убеждаюсь в том, что Нашха была не "прародиной" чеченского этноса, а тем, что в науке называется амфиктионией. Сейчас объясню, что это такое.

Амфиктиония -- это некий политический и религиозный союз соседствующих обществ (в нашем случае тайпов), которые группировались вокруг общего для всех этих обществ священного места (храма). Уверен, что таким местом была гора в Нашхе, которая до сих пор называется Аьрда-Корт ("священная, храмовая вершина") и на которой обнаружены руины древнего сооружения, очевидно, храма. Другие центры амфиктионий -- Ардоти (Муцо) в Хевсуретии и Тхаба-Йерд в Ингушетии. К комплексу Нашхинской амфиктионии относился и легендарный котел, на котором были выбиты эмблемы (тамги) входящих в в этот "священный союз" тайпов.

Сказанное объясняет то, что некоторые наши тайпы, имеющие, вне всяких сомнений, чистейшие чеченские корни, не желают признавать себя "выходцами из Нашхи". Просто, они входили в другие амфиктионии, в другие "священные союзы", группируясь вокруг иных храмовых центров. Можно предполагать, что из Нашха в реальности вообще вышло очень мало тайпов, а привязка многих других тайпов к этой местности была, так сказать, не физической, а духовной. В самом деле, не мог ведь весь чеченский народ, крупнейший на Северном Кавказе, умещаться и кормиться на ограниченной территории Нашхи, где вообще негде сеять хлеб, а скотоводство ограничено небольшими горными пастбищами. Для существования такого многочисленного народа нужны были несравненно более обширные жизненные ресурсы, чем могла предложить Нашха. Поэтому Нашха -- не "прародина" большинства чеченских тайпов, а только духовный центр Нашхинской амфиктионии (союза тайпов).