На краю света. Школа радости 7. Зажечь звезду

Анна Алексеевна Золотовская
(из серии заметок «Подруги юности моей»)

«Спой песню, как бывало,
Отрядный запевала,
А я её тихонько подпою:
Как молоды мы были,
Как весело дружили
И нам любое дело по плечу».

Эту песню, в ряду других пионерских песен, пел наш школьный хор.
Вспоминая школьные годы 60-70 годов, я вижу перед собой школьников в пионерских галстуках.

«Красный галстук из скромного ситца…» - эта песня тоже весело звучала в течение нескольких десятилетий в исполнении всех детских хоров нашей страны.
В те времена пионерская организация как главный инструмент воспитания была обязательна в любой школе.

Считалось, что только через детскую коммунистическую идеологию можно воспитать достойного гражданина нашей великой Родины.

И с этим никто из нас не хотел спорить.

Мы, воспитатели, тоже были воспитаны на примерах героев – пионеров, наших старших, отцов и братьев.

Я в детстве, собираясь в школу, гладила свой пионерский галстук о блестящую поверхность кипящего самовара для утреннего чая.

Мне нравился мой пионерский галстук на моей шее. Ведь других украшений я тогда ещё не имела.

И всё-таки в нашей Сумозерской школе мы пионерскую работу старались делать как продолжение детской игры, в которой главной «идеологией» были – дружба, товарищество, интересные занятия, «весёлые старты».

Нашим детям нравилась и Торжественная линейка в полной пионерской форме. Нравились пионерские слёты.

Я не помню, чтобы с нашей стороны взрослых было какое-то давление на детей.
И опять же, организатором и вдохновителем была Н.Н., директор нашей школы. Дальше я буду звать её просто Наташей, так как пионервожатых было принято называть без отчества.

Ну кто ещё мне скажет, где, в какой школе директор и пионервожатый были в одном лице?

Дело в том, что по духу Н.Н. была сначала вожатой пионеров, а потом уж директором.

Наташа пионеркой была от рождения. Она даже родилась 19 мая, в День пионерии. Сама она шутила, что родилась в пионерском галстуке на шее.

И внешность у неё была больше пионерская, чем директорская. Ей, как никому, «шёл» красный галстук на белой блузке.

Все университетские годы летом она провела в качестве вожатой на Опяти в Ленинградской области.

Наша вожатая всю пионерскую работу знала досконально, до тонкостей, но строила её всё-таки по-своему. Она не терпела «догм и занудства».

Дети в нашей школе любили быть пионерами. Они не прятали пионерские галстуки в карман: они видели красивого директора школы в пионерском галстуке.
На Торжественной линейке в День пионерии было радостно поднимать руку в пионерском салюте вместе с вожатой-директором в пионерском галстуке на груди.
Лучший отряд по учёбе и делам называли правофланговым.

На фото вы видите такой отряд, готовый участвовать в районном пионерском слёте в Беломорске.

На слёте наша школа – дружина была признана одной из лучших в районе.
Мы привезли «Диплом» райкома комсомола, удостоверяющий право нашей школы «Зажечь Звезду». Такими дипломами были награждены ещё две школы: школа №1 города Беломорска и Колежомская восьмилетняя школа.

Мальчики 8 класса, комсомольцы, сконструировали звезду, обтянули красной материей, подвели электрическое освещение. «Звезда» была поднята на крышу школы.
Она была видна далеко на лесных дорогах, где их отцы, водители лесовозов, выполняя свой государственный план, знали, что в этой школе учатся их дети.
«Звезда» стала для 150 ребят и 9 учителей не только знаком наших достижений, но и огоньком над домом, в котором всем было тепло, уютно и интересно.
Звезда всегда звала нас в этот дом –

                ДОМ РАДОСТИ!
Фото в заставке прислала Анастасия Алейникова, бывшая моя ученица Сумозерской школы Ася Осипова. Она перечислила всех ребят поимённо. Думаю, и мне тоже надо это сделать:

Каковка Лена, Осипова Галя, Иванова Ира -  1 ряд;
Пахар Толя, Афонина Таня. Риккенен Наташа, Сильченко Валя, барабанщик Саша Матвеев, знаменосец Петя Амбрасович - 2 ряд;
Пайкачёв Витя, Пахар Вова, Кришталь Галя, Брынзо Ира, Осипова Таня, Пигаго Дана и Я.

Рассказ о первой моей школе, о коллективе молодых учителей я закончила.  Напишу в отдельной части немного о родителях наших учащихся и истории этого посёлка.

Июнь-июль 2021 года.  Сочи.