Японский Давид против русского Голиафа

Кузьмин Алексей
Отрывок из книги "Белый лис"
Читать с иллюстрациями, редкими архивными фотографиями в формате PDF: https://disk.yandex.ru/i/nrAS1MLdNrbzIw

   «Нельзя думать и не надо даже думать о том, что настанет время, когда будет легче».

   А теперь посмотрим, чем занимались в прошлом веке лингвисты из страны Восходящего Солнца. Думаете, японские лингвисты – это скучно? Далеко не так! Это материал для блокбастера.
   Японцам свойственен комплексный подход, и японская лингвистика у нас пойдет в связке с традиционными боевыми искусствами, националистами и гангстерами.
   В 1901 году некий Рёхей Утида организовал общество, известное как Кокурю кай, или «Амурский союз». Возможно, вы слышали это слово, если внимательно смотрели фильм с Ван Даммом «Кровавый спорт». Так вот, подпольные поединки, по фильму, организовывало именно общество «Кокурю кай».
   Река Амур по-китайски называется «Река Черного дракона» – Хэйлун цзян. По-японски «Черный дракон», переводится как «Коку рю». Так что название этого союза происходит от географической реальности, а не от мистики с черными и зелеными драконами.
   Итак, данный господин с 1893 года изучал русский язык в университете Тоёго. Однако, образование лингвиста легло на прочный базис из кендо, дзюдо и сумо – сей потомок самурайского рода с детства был фанатом боевых искусств. Уже в 1894 году он сорвался из университета, чтобы воевать на стороне повстанцев в крестьянском восстании в Корее. Восстание мирно переросло в первую Японо-китайскую войну, по итогам которой вассальная по отношению к империи Цин Корея перешла под контроль Японии, Япония получила в свое полное владение Тайвань и Ляодунский полуостров.
   Полуостров сей поначалу перешел в японское подчинение, но в 1895 году произошел Симоносекский инцидент. Три великие державы: Германия, Россия и Англия, нажали на Японию, и поменяли условия мира, заменив земельные притязания на выкуп деньгами. Соответственно, на повторно отжатой территории появились российские базы. Россия взяла в аренду города Порт-Артур и Дальний. Германия, кстати, с 1897 года закрепилась в Циндао, построила первые в Китае железные дороги, организовала производство телефонных аппаратов, и заложила основы традиции пивоварения в Поднебесной.
   Но, вернемся к потере японцами Ляодуна. Рёхей Утида и до этого успел проникнуться ненавистью к России, он ездил в Сибирь, бывал на Дальнем Востоке, и последовательно выступал за войну с Россией. Он четко увидел проблемы северного соседа – коррумпированность и косность. Так что к 1901 году он вполне сложился, и как лингвист, и как политик. В том же году он написал книгу «О развале России», которая была настолько одиозна, что ее запретили даже в Японии. Её пришлось издавать в урезанном виде, с названием «О России».Тем не менее, Амурский союз продолжил нести верное слово в массы. Общество издавало десятки газет и журналов на японском, корейском, китайском, и даже на английском языке. Похоже, что в те годы в Японии антироссийские общества росли, как грибы, но Амурский Союз имел особое влияние.
   Утида был племянником Хираоко Котаро. Господин Котаро был благородным самураем, богатым землевладельцем, аристократом. Тут я опять обращусь к любителям кино: возможно, Вам довелось смотреть художественный фильм «Последний самурай» о восстании Сайго Такомори? Так вот, господин Котаро в той бойне уцелел, но попал в тюрьму. К слову сказать, ему принадлежали огромные участки земли в Маньчжурии… Я просто вижу, как кто-то начинает нервно потирать руки!
   Но, вернемся к делу. Едва выйдя из заключения, господин Котаро организует Гэнъёся. Обычно это название переводится, как «Общество тёмного океана». Но иероглиф «Гэн», по-китайски «сюань», имеет также значения черный, глубокий, скрытый, северный, мистический. То есть, тут явный намек на некоторое «глубинное правительство». Однако, как и с «Черным драконом», тут также имеется прямая отсылка к географии. Море Гэнкай отделяет Корею от Японии в самом узком месте.
   Итак, знакомая нам по фильму «Последний самурай» компания не была, конечно, разнесена в клочья артиллерией. Большинство из них выжило, отсидело срок заключения, а в их умах произошел дрейф от выдворения иноземцев из Японии, к желанию прихватить для Японии земли на Дальнем Востоке, Маньчжурии, Корее и Китае. Самураи взялись за дело! И, разумеется, лингвистика была не на последнем месте!
   Так вот, это общество было ультранационалистическим. В нем органично соединились аристократы, военные, денежные тузы. Их объединяет желание захватить новые земли, они хотят воевать. Они быстро организуют смычку между военной разведкой и якудзой, набирают из бедных, но патриотически настроенных самураев агентов для устранения прозападных политиков, революционеров, профсоюзных деятелей внутри Японии.
   А за пределами Японии они организуют денежную поддержку российским, корейским, китайским, и даже филиппинским революционерам, дают им деньги и убежище в Японии. Лидер китайской революции Сунь Ятсен гостил в Японии в 1900 году, его фото с Утидой можно найти в интернете. Кстати, Амурский союз, как подразделение Общества темного океана, не только финансово поддерживал Сунь Ятсена, но и предоставлял ему телохранителей во время революции 1911 года. Это сюжет для отдельного фильма про самураев в Китае.
   В 1901 году Общество тёмного океана посылает более ста агентов для внедрения в китайские триады. Триады ненавидели японцев, но они также ненавидели и маньчжурскую династию. Общий язык был найден, и японцы начали инфильтрацию в Китай. Одним из наиболее успешных методов была организация сети публичных домов, в которых работали барышни, получившие лингвистическое образование на специальной базе в Саппоро.
   В Корею было послано всего 15 человек. Эта организация называлось «Бюро Небесного проникновения» – «Тенню кё». На мой взгляд, это название следует понимать, как намек на проникновение в «Поднебесную империю». Эти пятнадцать членов бюро были специалистами по картографии и военной разведке. Они также занимались вербовкой агентов, организацией покушений и диверсий.
   Ну, а против России было сформировано особое общество – тот самый Амурский союз.
   Основной целью Амурского союза было отбросить русских обратно к северу от реки Амур.
   Амурский союз организовал широкую сеть для борьбы с российским, влиянием. Они использовали китайский опыт, беря на довольствие банды наиболее беспринципных отморозков в Маньчжурии и северо-западном Китае. А наши солдатики все так удивлялись, что это так хунгузы лезут на стратегические объекты! То же продолжалось и во времена Советского Союза.
   Кокорю кай организовывал школы переводчиков, налаживал контакты с военной разведкой. Шпионская сеть раскинулась настолько широко, что во время русско-японской войны генерал Акаси Мотодзиро организовывал поставки оружия кавказским, польским и финским повстанцам! В 1904 году генерал Акаси встречался с Лениным и Плехановым в Женеве (этот факт не подтвержден, но в работах Ленина есть фраза о благодарности господину Акаси, или Акаши, как он его называл), финансировал проведение Парижской конференции 1904 года. В ней участвовали такие люди, как Милюков и Пилсудский, не считая эсеров, грузинских, латвийских и белорусских социалистов. У товарищей не было единой программы, общим местом стало только свержение самодержавия, установление демократии, и национальное самоопределение. Секретарем на конференции был агент царской охранки Азеф, к слову сказать. В 1905 году была проведена Женевская Конференция, где засветились такие люди, как Ленин, Гапон, будущий президент Польши Войцеховский, и представители армянских, грузинских, финских, белорусских и латышских партий, а также представители Бунда. Потекли деньги на подрывную деятельность, покупку оружия, теракты. Очевидно, что громкое убийство министра внутренних дел Плеве также финансировалось из этих денег. По России прокатилась волна террора, забастовок и вредительства, а в Японии появилась поговорка, что «генерал Акаси стоит десяти дивизий».
   В общем, японские лингвисты-милитаристы знатно отжигали!
   Женевская конференция уже призывала к вооруженному восстанию, созыву Учредительного собрания, и даже организовала единый Боевой комитет.
   Пока наши лингвисты и этнографы собирали отличия в диалектах сельского старосты Митрофана от его кумы Спиридонихи, японцы вложили миллион иен в дело демократических преобразований в России.
   Кокурю кай был настолько универсальным, что свободно находил общий язык как с революционерами, так и с бандитами, буддийскими сектами и мусульманскими организациями.
   Не менее славно Кокурю кай порезвился и в США.
   В 1942 году ФБР, в рамках специальной операции, за один день арестовало в Калифорнии 139 агентов Кокурю кай. Похоже, ситуация там была настолько лингвистически запущена, что нашим американским союзникам проще было интернировать всех японцев вообще, чем разбираться, кто из них лингвист, а кто лингвист-милитарист.
   В 1946 году американское командование в Японии прикрыло эту организацию, как и занятия кендо, карате и прочие милитаристские утехи самураев. Однако, наши друзья-лингвисты не забросили изучение языков, и уже в 1961 году была воссоздана организация Кокурю курабу – «Амурский клуб».
   Итак, лингвисты Китая прилагали огромные согласованные усилия по объединению страны, лингвисты Японии занимались подрывной деятельностью от Финляндии до Калифорнии.
   Американские лингвисты в это время набирали в радисты представителей племени навахо, и создали систему передачи информации, которую японцы до конца войны так и не сумели взломать. В США, кстати, есть официальный праздник «Национальный день радистов навахо».
   А чем же в это время занимались советские лингвисты? Они продолжали плодить отличия в славянских языках, изыскивать новые диалекты ради пустых диссертаций и никчёмных научных званий.
   Похоже, неспособность нашей академической науки того времени к практической работе, и послужила толчком для возникновения институтов военных переводчиков. Первый факультет военного перевода при втором Московском Педагогическом институте иностранных языков был организован в 1940 году. В том же 1940 году был открыт и военный факультет Всесоюзного института восточных языков.
   Эту ситуацию прекрасно передают китайские поговорки: «Точить копье перед построением; копать колодец, когда жажда уже наступила».