Турецкие бани 1

Ирина Борзилова
Сразу предупреждаю, что название абстрактное и рассказ совсем о другом. И ещё, это махровые мемуары.

В том южном городе у меня жило аж две тёти. И всё же на семейном совете мы с родителями решили, что я поселюсь в техникумовское общежитие – и среди сверстников интереснее, и родственникам не надоем.
Общага находилась где-то «у чёрта на рогах». Тётя, у которой я жила в период поступления, пообещала помочь мне разыскать его замысловатое местонахождение.
Однако обещание не сдержала. В те дни, когда можно было бы туда съездить, она вдруг  заболевала (на самом деле или «воспалением хитрости»?) и откладывала сие мероприятие на следующие выходные.
А время уже больше не ждало. Мне нужно было идти к директору техникума и подавать заявление на получение комнаты и… всё такое.
С последней надеждой я обратилась к тёте: не может ли она хотя бы досконально объяснить, как мне добраться до своего будущего места жительства. Но тётушке даже это стало невмоготу:

- Найди как-нибудь сама. Может, кто-то ещё поедет в ту сторону…

В назначенный день, к двум часам пополудни, как обычно пешком (от тётиного дома это близко) я отправилась в техникум.
Вошла в темноватый «холл». Напротив входа стоял высокий столик, смахивающий на трибуну; на нём валялись листики бумаги и образец написания заявления.
Не успела я ознакомиться с этим самым образцом, как ко мне подошёл парень восточной внешности и засыпал меня вопросами, на которые почти сам же и отвечал:

- Вы хотите написать заявление на общежитие? Вот образец. Вот бумага.

Бумагу я достала свою. Добротный лист, а не какой-то жалкий клочок.

- Поискать ручку? – продолжил свою заботу парень.

Но ручка у меня тоже имелась.

- Кабинет директора вон там… направо… я потом покажу, - юноша явно решил меня опекать, - А вы знаете, где находится общежитие?

Вот тут-то я по-настоящему заинтересовалась…

- Понятия не имею.

- Ни разу там не были?

- Ни единого.

- Его не так-то просто найти.

- В том-то и дело…

- Хотите, я вам покажу, где оно находится и как туда добраться?

Конечно, чёрт побери, я хотела. 
И мы договорились, что после подписания заявления, R (мы представились друг другу) ознакомит меня с заветным маршрутом, то бишь, препроводит меня до самого общежития по самому оптимальному пути.
Больше мы с R не контачили: я прошла к кабинету директора, где в его ожидании слонялось ещё несколько учащихся; R вертелся там же.
Теперь он общался со своим (как выяснилось позже) двоюродным братом Демиром.
Я приняла R и Демира за кавказцев и удивилась, что их занесло в такую даль ради учёбы в незамысловатом техникуме. 
Наблюдая за всеми присутствующими, заметила, что R и Демир тоже как бы ведут некоторое наблюдение. Каждый раз, когда в коридор входила новая девушка, они пристально разглядывали её фигуру, особенно ноги, после чего незаметно перешёптывались.
Я догадалась, что они, вероятно, «выставляют оценки» за девичьи ножки. Вот так парнишки…
Однако внешне это выглядело вполне безобидно. Меня их игра не покоробила, а даже позабавила.

А через несколько минут я и сама решила немного «поиграть». Дело в том, что R как-то нарочито  не обращал на меня ни малейшего внимания, хотя с другими студентами и студентками балагурил весьма охотно.

«Помнит ли он, что обещал показать мне дорогу в общежитие? – мысленно засомневалась я, - А вот скоро мы это и проверим».

Пришёл директор и пригласил в кабинет всех разом. Таким образом, существующая прежде очередь развалилась. К тому же нашлись шустряки, попытавшиеся «прорваться» к директору как можно скорее. И главным таким шустряком оказался R. Несмотря на ропот «коллег» он таки подписал своё заявление первым.
А я решила не спешить: отошла в уголок и молча дождалась, пока все страждущие ни получили заветную роспись и ни покинули кабинет.
Директор, ничего не спросив, подписал и мою бумажку, и я вышла в коридор последней.
У окна напротив директорской двери с кислой физиономией томился R.
Значит, таки не забыл.

- Почему ты не подошла к столу вместе со мной? – сокрушённо спросил он.

- А у меня нет способностей ломиться без очереди, - парировала я.


И мы пошли на автобусную остановку. Идём себе и идём. Прямо. Как вдруг R останавливает меня и сообщает, что на перекрёстке, который мы миновали, нам нужно было свернуть налево.
Оказывается, ему почему-то до конца не верилось, что я действительно не знаю, где находится чёртова общага. И он решил понаблюдать за моей реакцией, намерено выбрав неправильный маршрут.
Вот же… экспериментатор.
Далее шёл ещё один выбор, на сей раз открытый: поехать на уже подошедшем автобусе, который не доезжает до общежития две остановки или подождать троллейбус, идущий аккурат до места. Выбрали первое.
Заехали в какие-то «кушара», пробрались через пустынный парк, далее следовали по малолюдной улице.
Всю дорогу R рассказывал мне невероятные байки про общежитскую жизнь.
Я почти пропускала их мимо ушей, старательно запоминая маршрут.

И вот наконец-то мы очутились перед эдаким основательным «старинным» зданием, построенным, вероятно, в тридцатых или сороковых годах.
Зашли внутрь. Я – робко, R – как к себе домой. Он жаждал проведать каких-то своих «сородичей». Я двинула было назад, хотела подождать его на улице, опасаясь, что меня «задержат» на вахте, но R лишь беззаботно махнул рукой: - Со мной тебя пропустят!
Объяснил вахтёрше, что зайдём на минутку в комнату на первом этаже.
Худенькая тётенька, у которой глаза сделались «как тормоза», испуганно кивнула.

Но я всё же вышла на крыльцо. Как-то неловко мне было шокировать «старушку»… Один Бог знает, о чём она подумала в тот момент. Впрочем… я тоже догадываюсь.

Дело в том, что R вызвался проводить меня и обратно, к дому тёти, причём другим, «троллейбусным» маршрутом. Поэтому я и осталась ждать его на крыльце.
Минут через пять мы снова двинули в путь.
R, как добросовестный экскурсовод, показывал мне «достопримечательности» и пригласил зайти в довольно милый двухэтажный магазинчик РАДУГА.
Там звучала популярная в те времена песня «Девушки Стамбула».

- На моём родном языке поют, - доложил R.

- Но эта песня ведь на турецком языке?! – изумилась я.

- А я и есть турок…


Так, почти в семнадцать лет, несмотря на приличный интернациональный опыт, для меня стало откровением, что в нашей республике проживают турки. До того момента ТУРКОМ в моём понятии был далёкий иностранец в феске… а тут… ну надо же.

R проводил меня до дома тёти. Так завершилась та странно-познавательная пятница. А в понедельник необходимо было снова явиться в общагу для уже непосредственного получения комнат у коменданта. Мы с R «примерно» договорились встретиться там.
Я пришла… R не появлялся. У кабинета комендантши крутились незнакомые мне девочки-студентки.
И тут меня посвятили в какое-то невероятное «знание»: чтобы тебя приняли в общагу, кроме заявления, подписанного директором, и собственного паспорта, нужна ещё справка… из БАНИ о том, что ты прошёл САНОБРАБОТКУ. А эта самая санобработка заключается в том, что ты обязан помыться в бане, а в это время все твои вещи постирают в каком-то дезинфицирующем растворе, как-то там пропарят… после чего, собственно, одежда станет непригодной для носки. И это особенно проблематично при выходе из бани, потому что смену белья брать с собой нельзя! Соискатель злосчастной справки обязан одеться в «санитарно обработанные» шмотки.
Я не поверила, сочла это за дикие сплетни, подошла к коменданту… Однако эта суровая и по всему видно «кручёная» тётенька с каменным лицом в самом деле потребовала справку из бани.
Поверженная, я подошла обратно к девчонкам. Они группировались по четыре человека – допускалась одна справка на четверых. Кто-то рассказывал, что можно исхитриться взять справку за небольшую мзду «через заднее крыльцо», вовсе не моясь, но для этого нужно иметь «знакомства» с банщиками.
Не зная, что ждёт меня впереди, и опять же не зная, где находится эта «заветная» баня, я поехала туда вместе с девчонками. До этого я всё ждала, что, может, таки-явится мой экскурсовод R, но он как в воду канул. Дело в том, что нужно было идти не в какую попало баню, а только в одну-единственную в городе, предназначенную для этой цели и находящуюся на улице Туркестанской.
Турки…Туркестанская улица… баня… вся эта смесь и сформировала ассоциацию – турецкие бани.

Я покорно следовала за девчонками по милой зелёной улочке, как вдруг увидела, что навстречу мне деловито спешит R.

- Я знал, что ты  придёшь, - объяснил он, - сегодня у всех наших студентов один путь - сюда.

- Это не шутка насчёт бани?! Что же делать-то? – в отчаянии вопрошала я.

Надо сказать, что в баню к тому же выстроилась огромная очередюга.

- Ничего, - спокойно ответил R, - нас трое ребят, один пошёл договариваться с банщиком, потом мы впишем тебя в свою справку.

Мы прослонялись вокруг бани до вечера.
Успели сходить в кино.
Успели «подружиться», то бишь, R предложил мне встречаться.

В итоге… меня четвёртой вписали  в справку о (дурацкой) санобработке… четвёртой… в графу с тремя парнями-турками.  И никаких комендантш-кастелянш это ни капельки не смутило.
Вот такой СЮР и такая ересь происходили во второй половине двадцатого века!

продолжение
http://proza.ru/2021/07/24/529