Они воевали в Испании ч. 24

Николай Мринский
143. ФЁДОРОВ ИВАН ЕВГРАФОВИЧ

Участник трех войн, выдающийся летчик-испытатель, фирменный летчик КБ Лавочкина, он выполнил свой первый полет в 1929 г., а спустя почти 20 лет, осенью 1948 г., стал первым советским лётчиком, достигшим скорости звука... И.Е. Федоров родился в Харькове 23 февраля 1914 г. Окончил ФЗУ, рабфак. В 1929 г. окончил школу Осоавиахима по классу гражданского летчика, а после призыва в армию, в 1932 г., - Ворошиловградскую (11-ю) школу военных пилотов. После окончания школы был мл. летчиком, а затем командиром звена в 35-й авиаэскадрилье Киевского особого военного округа. С мая 1937 г. ст. лейтенант Федоров сражался добровольцем в Испании. Сбил несколько самолётов франкистов, был награждён двумя орденами Красного Знамени. Вскоре после возвращения из Испании получил назначение на должность командира 7-го иап. В 1939 г. окончил Липецкие офицерские курсы и стал командиром 42-го иап. С 4 ноября 1940 г. до конца февраля 1942 г. майор Фёдоров находился в Китае в качестве советника по истребительной авиации.

С сентября 1942 г. сражался на Калининском фронте, исполняя обязанности командира 157-го иап. После окончания курсов командиров полков полковник И. Федоров был назначен командиром 273-й иад, позднее был зам. командира 269-й иад. Воевал на Калининском, Центральном, 2-м и 3-м Прибалтийских фронтах. За время участия в ВОВ лично сбил 17 самолётов противника, из них - 10 бомбардировщиков. Всего уничтожил более 20 неприятельских самолётов. С 1 октября 1945 г. по личной просьбе С. Лавочкина был переведен из ВВС в Министерство авиапромышленности. Работал лётчиком-испытателем на заводе 301. Первым облетал большинство послевоенных самолётов Лавочкина - 150, 152, 154, 156, 160, 174, 176, первым выполнил полёт на самолёте со стреловидным крылом, установив в конце 1947 г. всесоюзный рекорд скорости, одним из первых катапультировался во внештатной ситуации из Ла-174 (в серии Ла-15) и, наконец, первым осенью 1948 г. достиг и превысил звуковой барьер на Ла-176.

Скрупулезность, точность и честность в научных отчётах в то время особенно ценились, и, когда Лавочкину доложили, что звуковой барьер превзойдён, он приказал аттестовать трубку для замера сверхзвуковых скоростей, и уже с проверенной трубкой полёт выполнил О. Соколовский. Этот полёт, выполненный 26 декабря 1948 г., и считается первым официальным сверхзвуковым полётом в СССР. 2 марта 1954 г. полковник И. Федоров был уволен в запас. Жил в Москве. Герой Советского Союза (5.03.48). Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 4 орденами Отечественной войны 1-й ст., орденами Отечественной войны 2-й ст., Красной Звезды, медалями.

144. ФЕДОСЕЕВ МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ

Родился в Казани 20 сентября 1912 г. В 15 лет Миша Федосеев стал учеником слесаря на "Красном Сормово" в Нижнем, позднее работал на лесозаготовках, на строительстве Пермского химкомбината. В 1933 г. как передового рабочего и активиста райком комсомола направил Федосеева в Оренбургскую военную школу лётчиков. После окончания школы по первому разряду последовало новое направление, теперь в Борисоглебскую школу. Командир звена лейтенант Федосеев неоднократно участвовал в воздушных парадах, в том числе в пролётах над Красной площадью. В 1938 г. под именем Ресистенте (Неутомимый) участвовал в боях в Испании. Над Эрбо 4 августа сбил свой первый Ме-109. Всего совершил в Испании 160 боевых вылетов, провел [218] 40 воздушных боев, сбил 7 самолетов противника, был награжден орденом Ленина.

Возвратившись на родину, капитан Федосеев назначается командиром 6-й отдельной авиаэскадрильи. В 1940 г. он принял руководство вновь созданным 88-м иап, а перед самой войной был назначен командиром 247-го иап. В ВОВ участвовал с первого дня. К февралю 1942 г. командир 247-го иап (72 иад) майор Федосеев провёл 169 боевых вылетов на И-16 и ЛаГГ-3, в 27 воздушных боях лично сбил 13 самолётов. Лётчики полка под его командованием за то же время уничтожили 42 вражеские машины. Он неоднократно устраивал дуэли с немецкими лётчиками в одиночку, появляясь над аэродромом противника, и вызывал его на бой. В одном из таких боёв "рыцари" подстерегли его над аэродромом Грамматиково, неожиданно атаковали и сбили. Он погиб 23 марта 1942 г., одержав свою последнюю, 22-ю, победу. Герой Советского Союза (06.06.42). Награждён двумя орденами Ленина.

145. СЕМЁНОВ АЛЕКСАНДР ФЁДОРОВИЧ

Родился 7 апреля 1912 г. в дер. Заболотье Тверской обл., в семье крестьянина. Закончил неполную среднюю школу, затем (в 1927 г.), по специальности слесаря, школу ФЗУ при Калининской фабрике им. Вагжанова (ныне СПТУ № 15 Тверского областного управления профтехобразования). С 1932 г. жил в Москве, работал на фабрике "Пролетарская мануфактура". Был ремонтником, затем сменным мастером. В 1932 г. поступил в Московский институт физкультуры. С 1933 г. в Красной Армии. Окончил Харьковскую военную авиашколу лётчиков. С 1936 г. служил младшим лётчиком в 107-й истребительной авиаэскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского ВО. С 14 декабря 1937 г. по 15 августа 1938 г. добровольцем участвовал в национальной войне испанского народа. В 15 боевых вылетах на И-16 сбил 1 самолёт лично и 3 - в группе. 14 ноября 1938 г. награждён орденом Красного Знамени. Боевое крещение Лейтенант А. Ф. Семёнов получил в 1937 г., в небе республиканской Испании, на Теруэльском фронте. Там он, как и другие советские лётчики - добровольцы, свято выполнял свой интернациональный долг. Однако уже второй боевой вылет едва не закончился для лейтенанта трагически. Он так увлёкся преследованием вражеского бомбардировщика, что при выходе из атаки потерял не только своего ведущего, но и всю группу. Выручили боевые друзья нашли потерявшего ориентировку новичка и привели его на свой аэродром.

Командир эскадрильи А.И. Гусев, к удивлению лётчика, выговаривать ему не стал. Он спокойно и деловито проанализировал итоги вылета и, обращаясь к тем, кто недавно прибыл в Испанию, сказал: - Для начала запомните четыре "нельзя". Нельзя отрываться в бою от группы. Нельзя стрелять с большой дистанции. Нельзя быть слепым. Нельзя действовать поспешно. Остальное подскажет опыт... "На всю жизнь осталось в моей памяти это наставление командира эскадрильи, - напишет много лет спустя А.Ф. Семёнов, ставший ген.-лейтенантом авиации. - Очень уж выразительно сформулировал он непременные условия победы в воздушном бою. Вылетая на любое задание, я всегда старался строго соблюдать четыре "нельзя", и со временем это дало мне возможность приобрести многие другие качества, необходимые лётчику-истребителю в фронтовой обстановке". Он воевал в районах Валенсии и Теруэля. 11 января 1938 г. лейтенант А.Ф. Семёнов потерпел аварию на взлёте. При разбеге разрушилось одно из колёс шасси, и самолёт врезался в деревья. С тяжёлыми травмами он попал в госпиталь, в котором находился 2 месяца. После излечения вернулся в свою эскадрилью и вновь участвовал в воздушных боях. За время "командировки" Александр Семёнов, летая на истребителе И-16, совершил 15 боевых вылетов и одержал в воздушных боях 1 личную и 3 групповые победы. Участник советско-финляндской войны.

К марту 1940 г. помощник командира эскадрильи 7-го ИАП 59-й истребительная авиабригада, 7-й Армии, Северо-Западного фронта. Капитан А.Ф. Семёнов совершил 75 боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку войск противника, нанеся ему значительный урон. В 5 воздушных боях сбил 4 вражеских самолёта. Награждён вторым орденом Красного Знамени 15.01.1940 г. 21 марта 1940 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. В 1940-1941 гг. учился в ВВА им. Жуковского. С июня 1941 г. капитан А.Ф. Семёнов в действующей армии. По август 1941 г. служил в составе Отдельной ИАЭ; по декабрь 1941 г. - в 180-м ИАП; с января по июль 1942 г. - в Инспекции ВВС КА; по апрель 1944 г. - в 32-м ГИАП; по ноябрь 1944 г. - в Управлении 3-й ГИАД; по май 1945 г. - в Управлении 322-й ИАД. Сражался на Западном, Сталинградском, 1-м Прибалтийском, 1-м Украинском фронтах. Был командиром эскадрильи, полка, а затем и дивизии. Совершил 240 боевых вылетов, в 65 воздушных боях лично сбил 15 и в группе 12 самолётов противника. После войны окончил Военную академию Генштаба. С 1970 г. генерал-лейтенант авиации А.Ф. Семёнов - в запасе. Умер 13 февраля 1979 г. Похоронен в Москве. Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (четырежды), Кутузова 2-й ст., Богдана Хмельницкого 2-й ст., Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды; медалями. Автор книг: "На взлёте" и "Эскадрилья Монгольский Арат" (вместе с Б. Дашцэрэн).

146. ХРЮКИН ТИМОФЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ, лётчик.

Родился 21 июня 1910 г. в городе Ейске Краснодарского края. Жили очень бедно... В 19825 г. Тимофей устроился в Ейское депо молотобойцем, два года трудился грузчиком в рыбной артели в станице Приморско-Ахтарской, ходил в море на промысел, в 15 лет начал учиться в вечерней школе. В 1930 г. по комсомольской путёвке  Т. Хрюкин  приехал в Краснодар и поступил на рабфак. Два года спустя  медкомиссия, отбиравшая кубанских юношей в лётные школы, единодушно решила: "Годен в бомбардировочную!" В 1933 г. окончил Луганскую военную авиационную школу пилотов, стал младшим командиром. В 1936 г. в числе советских добровольцев лейтенант Хрюкин, командовавший в то время звеном 10-й скоростной бомбардировочной авиаэскадрильи, которая стояла в Смоленске, отправляется в Испанию. Летал на СБ, возглавил авиаотряд. За бои в небе Испании Т. Хрюкин получил первую боевую награду - орден Красного Знамени. В 1938 г. был направлен в Китай...

147. ШЕСТАКОВ ЛЕВ ЛЬВОВИЧ, лётчик.

Командир одного из лучших полков в истории советских ВВС, человек исключительной энергии и яркой педагогической одарённости, Л. Шестаков был примером при выполнении боевого задания, строгим и неутомимым командиром в лётной, огневой и тактической подготовке, веселым и неистощимым на выдумки товарищем вне служебной обстановки. "Летает как бог", - говорили о нём товарищи, это определение стало главным залогом авторитета пилота. Его врождённое лётное мастерство было замечено ещё в авиашколе, позднее командиры отмечали его завидную целеустремленность: "всё узнать и всем овладеть, что касалось боевого применения и эффективного использования самолёта истребителя". Позднее, во время ВОВ, от внимания высшего командования не ускользнула его хватка: в июле 1942 г. на Сталинградском направлении его полк становится специальным, особого подчинения истребительным полком 8-й ВА. Полк был пополнен сильными лётчиками, имевшими на счету более пяти сбитых машин, перевооружён на новые, официально считавшиеся лучшими, советские истребители Як-1. Под Сталинградом, сражаясь на ЛаГГ-3, а позднее на Як-1, лётчики 9-го гиап уничтожили в воздухе около сотни немецких самолётов. Наряду с 32-м гиап (434-й иап) полк стал самым результативным истребительным полком Сталинградской битвы... В конце лета 1943 т. Шестаков был назначен заместителем командира 6-й гиад, но, тяготясь штабной работой, вскоре принял 19-й гиап, подчиняющийся непосредственно главному маршалу авиации А. Новикову.

Полки, возглавляемые Шестаковым, были среди лучших в советских ВВС, их лётчики уничтожили в воздушных боях более 1000 самолётов противника: 9-й гиап — 558, а 176-й гиап — 445. А. Шестаков родился 28 декабря 1915 г. в пос. Авдеевка (затем г. в Екатеринославской губ.) в семье железнодорожного служащего. В 1930 г. он поступил в школу ФЗУ при ж/д депо Авдеевка, после окончания которой работал на станции Ясиноватая и вскоре был принят в Днепропетровский институт инженеров ж/д транспорта. Однако юноша мечтал о небе и, получив комсомольскую путевку, 8 августа 1934 г. Лев Шестаков стал курсантом Ворошиловградской (11-й) военной авиашколы. Отлично закончив школу в 1935 г., старшина Шестаков был назначен во 2-ю истребительную эскадрилью. В середине 1937 г. лейтенант Шестаков прибыл в Испанию, где за полгода выполнил 150 боевых вылетов на И-16, в 90 воздушных боях сбил 8 самолётов франкистов лично. 31 самолёт сбила эскадрилья, в которой он воевал. Наряду с А. Серовым и В. Бобровым Шестаков был самым результативным из лётчиков ВВС РККА, сражавшихся в Испании. За бои под Сарагоссой на Теруэльском фронте и под Арагоном он был награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

В сентябре 1939 г. капитан Шестаков был назначен помощником командира вновь формируемого 69-го иап. С началом войны он стал главным организатором боевой работы полка, а 16 июля сменил на посту командира полка А. Марьинского. Уже в первые дни, созвонившись с телефонисткой на станции Раздельная под Одессой, он попросил её передавать всё, что она узнает о налётах на Одессу со стороны этой станции, организовав таким образом нечто вроде дополнительного поста ВНОС. Он принял самое деятельное участие в дооборудовании "ишачков" балками под реактивные снаряды. Лично возглавлял штурмовки неприятельских позиций, в том числе особенно успешную штурмовку аэродромов в Бадене и Зельцах 22 сентября 1941 г., когда на земле был уничтожен 21 самолёт противника... 10 сентября 1941 г. "за героизм и мужество", 3 лично сбитых и 8 самолётов, уничтоженных в группе под его командой, майор Шестаков был представлен к званию Героя. Уже к тому времени он апробировал несколько широко распространенных впоследствии тактических приемов: и бой на вертикали, и ярусное расположение групп самолётов - этажерку, и атаки из облачности, и превращение истребителя в истребитель-бомбардировщик. Участвуя в обороне Одессы, лётчики 69-го иап (позднее 9 гиап) сбили в воздухе 94 самолёта — такого счёта не имел в то время ни один полк. Именно в то время у лётчиков 69-го иап появилось новое имя - "шестаковцы".

После перевооружения на ЛаГГ-3 полк был направлен на Сталинградское направление. Здесь Лев Львович в короткие сроки выработал рекомендации по боевому применению этой сложной машины, существенно повысившие их эффективность и снизившие потери. Личным примером он утверждал веру в новый самолёт, только в июле 1942 г. сбив 3 Ю-88 и Ме-109. В сентябре полк вновь был выведен с фронта и перевооружён на Як-1. Под Сталинградом Шестаков участвует в боях почти ежедневно, доводит число личных побед до 11. 10 января 1943 г., сбив Ме-109, был сбит сам, ранен в голову и лопатку. Посадив "як" в поле, едва успел выскочить из кабины, как самолёт был разнесен в щепы пушечной очередью с "мессера". Очень внимательно Шестаков относился к методической работе, к осмыслению накопленного боевого опыта. Неоднократно выступал на фронтовых совещаниях и конференциях с яркими, запоминающимися докладами. 15 августа 1943 г., когда лётчики полка освоили новую для них "Аэрокобру", Лев Львович, собрав полк, продемонстрировал вывод "Кобры" из казавшегося для неё страшным плоского штопора. В конце лета 1943 г. он был назначен зам. командира 6-й гиад. Через некоторое время его вызвал командующий ВВС маршал авиации Новиков и предложил приступить к формированию на основе 19-ю иап особого, отдельного подчинения, полка "охотников"...

Вновь организационная работа, вновь переучивание, теперь на Ла-7, и 4 марта 1944 г. полк вернулся к боевой работе на Западной Украине в Проскурово-Черновицкой наступательной операции. 12 марта в районе села Давидковцы Хмельницкой обл. во главе шестёрки истребителей он атаковал большую группу пикирующих бомбёров Ю-87, мастерской атакой сбил один самолёт и, сблизившись до 20-30 метров, открыл сзади - снизу огонь по другому. От его попаданий немецкий бомбардировщик взорвался - по-видимому, сдетонировали бомбы, самолёт Шестакова был повреждён, потерял управление, лётчик покинул машину на малой высоте и погиб. Это была тяжёлая утрата для страны; в его лице ВВС потеряли талантливейшего командира, обещавшего в будущем стать авиационным полководцем самого высокого ранга. Гвардии полковник Шестаков в небе Испании и над родной землей провел более 600 боевых вылетов, 130 воздушных боев, сбил лично 29 и в группе 45 самолётов. Сын прославленного аса, тоже Лев Львович, пошел по стопам отца, был военным лётчиком, летал на реактивных машинах. Герой Советского Союза (10.02.42). Награждён двумя орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст.

Продолжение следует...