Они воевали в Испании ч. 20

Николай Мринский
114. ЛЕБЕДЕВ ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ – штурман, БЕЗ ВЕСТИ.

Родился в 1911 г. в селе Ковыльня Калужской обл. Русский. В Армии с 1930 г.
Окончил авиашколу лётчиков-наблюдателей и стал лейтенантом. Кандидат в члены ВКП (б). Служил лётчиком-наблюдателем в полку скоростных бомбардировщиков. В Испании с 1937 г. в качестве штурмана СБ республиканской авиации. 14 июля 1937 г. в составе экипажа капитана М.Г. Заикина вылетел на разведку, был сбит в воздушном бою немецким истребителем Ме-109 (пилот - обер-лейтенант Рольф Пингель) и пропал без вести в районе г. Сеговия, северо-западнее Мадрида.

115. ЛЕСНИКОВ ДМИТРИЙ АРТАМОНОВИЧ – лётчик, ПОГИБ.
 
Родился в 1907 г. в селе Каменка Тербунского р-на Липецкой обл. Русский. Окончил военное авиаучилище. Присвоено звание лейтенанта. Член ВКП (б). Служил в качестве мл. лётчика в 107-й истребительной эскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского ВО. Участвовал в боевых действиях в Испании с ноября 1936 г. по 19 июня 1937 г., был пилотом И-16. В групповых боях сбил 3 самолёта. 19 июня 1937 г. взлетел с аэродрома Кастехон для опробования мотора только что собранного истребителя. При выполнении «бочки» у самолёта отвалилась левая консоль крыла, лётчик упал вместе с самолётом на землю и погиб. Награждён орденом Красного Знамени - 02. 01. 1937 г.

116. ЛИВАНСКИЙ НИКИФОР УЛЬЯНОВИЧ - лётчик.

Родился в 1914 г. на Украине: дер. Пятигори Тетиевского р-на Киевской обл. С 1917 по 1925 год учился и работал в сельском хозяйстве по месту жительства. С 1925 по 1931 год заочно учился в рабфаке г. Минска и работал в городе Бобруйске. С 1934 года в рядах Красной Армии. Окончил военное авиаучилище. В звании лейтенанта служил командиром звена в 57-й истребительной авиаэскадрильи 142-й истребительной авиабригады Белорусского ВО. С 26 марта по 13 августа 1938 г. участвовал в национально-революционной войне в Испании. До 3 июня 1938 г. воевал пилотом на И-15, имел на нём 30 часов боевого налёта и 6 воздушных боёв. Затем был переведён на И-16, налетал ещё боевых 63 часа и провёл 10 воздушных боёв. Всего выполнил около 70 боевых вылетов, в 16 воздушных боях сбил 3 самолёта противника. По итогам боевой деятельности в небе Испании, 22 февраля 1939 г. Н.У. Ливанский был награждён орденом Красного Знамени. После возвращения в СССР, в звании капитана продолжал служить в 142-й истребительной авиабригаде Белорусского ВО. Участвовал в ВОВ. Был командиром 3-й эскадрильи 170-го ИАП (23-я смешанная авиадивизия). За успешные боевые действия в начальный период войны представлен ко второму ордену Красного Знамени. За две войны Никифор Ульянович одержал 5 личных и 4 групповых победы. Погиб 8 сентября 1941 г. в воздушном бою.

117. ЛУКОВНИКОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - лётчик.

Родился в 1912 г. в пос. Романиха (по др. данным Ратманиха), под Нижним Новгородом, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем на заводе "Металлист" в Нижнем Новгороде. С 1933 г. С. Луковников в Красной Армии, окончил 3-ю Оренбургскую военную авиашколу лётчиков и летнабов им. К. Ворошилова. В звании лейтенанта служил лётчиком в 4-й истребительной авиаэскадрильи, 56-й истребительной авиабригады Киевского ВО. Участник гражданской войны испанского народа с 10 июня по 26 октября 1938 г., был пилотом И-16. Воевал в составе авиагруппы под командованием С.И. Грицевца. Свой первый бой провёл 13 августа 1938 г. в небе над Гандесой (Каталония). Это был бой 30 республиканских истребителей с 42 самолётами противника (30 истребителей Fiat CR-32 и 12 бомбардировщиков He-111). Особо отличился в боях над Эбро, где разыгрались подлинные воздушные сражения. Вот как описывал свой самый запоминающийся бой лейтенант С.А. Луковников после возвращения из Испании: "14 августа 1938 г. от командира эскадрильи мы получили задание вылететь на патрулирование. Взлетели в составе трёх звеньев. Я был в ведущем звене. Подошли к линии фронта и обнаружили группу противника до 30 самолётов на высоте 4500 м. У нас высота 4000 м. Виктор Семенко - командир эскадрильи, принимает решение и разворачивается влево с набором высоты, с тем чтобы атаку произвести сбоку. Противник, заметив маневр, развернулся на нас и пошёл в лобовую атаку. Мы её приняли. Вижу - прямо на меня идёт "Фиат". Я понял, что если отверну, то буду сбит, поэтому решил - лучше погибнуть в том случае, когда вместе со мной погибнет и он - враг. Но оказалось, что он не вытерпел, отдал ручку и подставил под мой мотор свой хвост, который я ему и отрубил".

От страшного удара И-16 перевернулся. Луковников сумел вывести его в горизонтальный полёт и осмотрелся. Бесхвостый "Фиат" беспорядочно падал. В стороне под куполом парашюта качалась на стропах одинокая фигура вражеского пилота. Сержант Хосе Месиа Лессепс был взят в плен. Он оказался племянником маркиза - командира вражеской зенитной батареи. Впоследствии был обменен на 4-х республиканских лётчиков. Остатки его сбитого самолёта демонстрировались в Барселоне в 1938 г. на выставке трофеев. В этом бою республиканская авиация сбила 3 вражеских бомбардировщика, 12 "Фиатов" и 2 "Мессера", всего 18 самолетов. Луковников благополучно привёл самолёт на свой аэродром и совершил посадку. На стволе одного из пулемётов, он привёз кусок обшивки вражеского самолёта. Это был лишь 2-й воздушный бой Сергея Луковникова и первая его победа в той войне, за которую он был награждён орденом Красного Знамени (22.02.1939). Всего совершил 44 боевых вылета (имел 60 часов боевого налёта). В 27 воздушных боях лично сбил 2 самолёта противника. Участник ВОВ, в звании капитана был штурманом 909-го ИАП, защищал Архангельск. 6 января 1944 г. погиб в авиакатастрофе в районе станции Обозерская Плесецкого р-на Архангельской обл.

118. МАКАРЫЧЕВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - лётчик, ПОГИБ.

Родился в1911 г. в дер. Назимиха Щелковского р-на Московской обл. Русский. На военной службе с 1932 г. В звании лейтенанта служил младшим лётчиком в 12-й истребительной эскадрилье 111-й истребительной авиабригады Ленинградского ВО. Член ВКП (б). В Испании с 31 мая по 25 июля 1937 г., был пилотом И-16. Совершил несколько боевых вылетов. 25 июля 1937 г. был сбит в воздушном бою в районе Мадрида немецким истребителем Ме-109 и погиб. По другим данным, пропал без вести в районе Брунете. Награждён орденом Красного Знамени - 11.11.1937 г.

119. МИКОЛИЧ ПЁТР ВИКЕНТЬЕВИЧ - танкист, ПОГИБ.

Родился в 1912 г. В звании младшего командира служил механиком-водителем в танковых войсках. В октябре 1936 г. участвовал в национально-революционной войне в Испании, был механиком-водителем танка Т-26. Погиб в бою 29 октября 1936 г. в районе г. Сесенья. Похоронен на кладбище Мадрида. Награждён орденом Красного Знамени -  02.01.1937 г.

120. МИНАЕВ АЛЕКСАНДР ЕФИМОВИЧ - лётчик, ПОГИБ, имеется фото.

Родился в 1910 г. В звании ст. лейтенанта служил инспектором по технике пилотирования 117-й истребительной авиационной эскадрильи Московского ВО. Член ВКП (б). В Испании с 13 июня по 15 июля 1937 г., был командиром звена и 3-й эскадрильи истребителей И-16. Имел псевдоним «Алехандро». Совершил несколько боевых вылетов. Около 17 час. 15 июля 1937 г. участвовал в воздушном бою с истребителями Фиат-32 в районе  Навалькарнеро, и был убит асом капитаном Хоакином Гарсия Морато. «…Был дан сигнал на вылет: к линии фронта шла волна вражеских бомбёров под прикрытием не менее 30 «фиатов». Минаев приказал моему звену заняться бомбардировщиками, а сам с двумя звеньями врезался в группу истребителей. С первых минут воздушный бой принял угрожающий для нас характер. «Фиаты» теснили нас со всех сторон. В конце концов, противнику удалось разрознить эскадрилью. Впервые минаевцы дрались в одиночку, еле успевая стряхивать с себя наседающие «фиаты». И вдруг - надежда! - сразу два «фиата» вспыхнули ярким пламенем, через мгновение взорвался третий. Мне почудилось, что я слышу, как со свистом посыпались вниз горящие обломки. Серов! Это он с шестеркой своих «курносых» подоспел в самый критический момент. Он с такой силой и неожиданностью ворвался в бой, расшвыривая облепивших нас фашистов, что те, не сообразив, в чём дело, бросились врассыпную… Прежде чем приземлиться, я осматриваю сверху весь аэродром. Не хватает одного самолёта.  Пустая стоянка. Сашина стоянка? Не может быть! Наверное, он летит сзади нас… Я разворачиваю машину и осматриваю воздушное пространство. Ослепительно ясное небо. Ни облачка. В каком-то оцепенении, механически повторяя маневр Бутрыма, иду на посадку.

Навстречу нам бегут лётчики, механики. Они молча останавливаются перед самолётами. С опущенной головой подходит Панас. Я вижу его бледное, землистое лицо. Спрашиваю: - Скажи, что случилось с Сашей? - сделал все, что мог. Я старался до последней возможности держаться рядом с ним. Вначале мне это удавалось.  Потом Саша стремительно пошёл вверх за одним из «фиатов». Тут я отстал… и потерял его… совсем… - Восемь минут, -  нервно говорит Бутрым, глядя на часы. - Мы вылетели в час сорок. Сейчас… Да, ещё есть в запасе восемь минут.  Может, он прилетит? Снова вспыхивает надежда. Целых восемь минут! Как мы могли поверить в гибель Саши, когда ещё впереди столько времени! Тишина.  Слышно дыхание людей. Напряжённо прислушиваясь, механик Минаева инстинктивно отодвигается от толпы. Тишина. Мертвая, равнодушная, проклятая тишина! - Всё, - говорит Бутрым и отводит взгляд от часов. Нет не всё!  Ещё тлеет искра надежды. Может быть, Саша где-нибудь поблизости произвёл вынужденную посадку? Бежим к телефону, к его же, Сашиному, командирскому телефону. Звоним по всем соседним аэродромам. Отовсюду один ответ: «Нет, не садился». И вдруг резкое дребезжанье звонка. «Барахас? Да, Барахас… Барахас, слушай, Барахас, возле нас упал ваш самолёт. У лётчика найдены документы. Его зовут Алехандро. Алехандро Минаев. Грудь лётчика пробита навылет тремя пулями. Барахас, ты слышишь меня? Барахас…». Замер механик Минаева. Стиснув ладонями щеки, отвернулся в сторону Бутрым.  Куда-то в сторону, спотыкаясь, пошёл Панас. И только Волощенко, как стоял, так и остался стоять, глядя в землю полными  слёз глазами. Страшно, очень страшно, когда беззвучно плачут мужчины…». Из книги Б.А. Смирнова - «Небо моей молодости». Похоронен на кладбище Мадрида. Награждён орденом Ленина - 11.11.1937 г.

Продолжение следует в части 21                http://proza.ru/2020/09/01/1208