О времена, о нравы!

Игорь Англер
O Tempora, O Mores!

Комментируя в Фейсбуке фотографии коллеги с археологическими находками, я подумал, что каждая эпоха оставила потомкам что-то особенное. Гробницы фараонов Египта, захоронения инков и ацтеков, скифские курганы… Вот даже колесо докатилось до наших времён практически без изменений – ведь нельзя же считать понтовые литые диски артефактом эпохи.

Времена чуть поближе дали берестяные грамоты, книги и картины…

А что даст наш век? Что раскопают археологи, и как они будут выстраивать социальную лестницу и восстанавливать портрет времени.

На месте Нижнего Тагила найдут танк «Армата». В Ижевске откопают кучу ржавых «калашей». Такие же, на месте нынешних Афганистана, Китая и Латинской Америки, введут археологов в ступор. 

Ещё найдут склад «Калибров» где-то в Арзамасе, но никто не будет знать порядковый номер этого города. Пара недолетевших и неразорвавшихся «Калибров» в Сирии вконец взбесит археологов, и они созовут международную археологическую конференцию под названием «Что за популяция жила примерно в XX-XXI веках н.э., и можно ли её считать продолжением ветви неандертальцев?»

Загадка: что сохранится на месте нынешних спальных районов? Турецкая или итальянская плитка вряд ли станут тем, чем для нас являются греческие и римские мозаики. Куча одинаковых гаджетов с одинаковыми адресами (сайтами)?  Имущественное положение населения будет в полном тумане: деньги то электронные, а банки (мы то с вами знаем, а археологи нет!) ЦБ РФ банкротит сотнями каждый день. А архив Пенсионного Фонда России? Что он может сказать о богатстве этого народа?

В общем, будущие археологи вряд ли отнесут нас к гуманоидам, и снова будут вынуждены констатировать, что в развитии цивилизации есть очередной культурный и экономический провал, и его причина не ясна. Хотя… Хотя найденные в Москве на месте института имени Гамалея ампулы с неликвидным «Спутником V» могут дать слабую зацепку, но кто знает, смогут ли будущие технологии воскрешать убитые вирусы.

Будет предпринята попытка понять нашу историю через «гробницы фараонов».

И вот здесь случится самое интересное. Нынешних «фараонов» наверняка не найдут или не смогут отличить от простых смертных. И это символично: кто же захочет нести пусть и формальную археологическую ответственность за содеянное? А?.. А Мавзолей совершенно не информативен!

Вот и задумаешься, сносить Мавзолей, или оставлять потомкам ещё одну загадку. А могилы воров в законе? Куда они могут завести будущую археологию?

И напоследок немного исторического позитива. ЛГБТ-архивы ЕС подтвердят, что Содом и Гоморра не библейский миф.

Я же лелею надежду, что содержимое моего винного шкафа немного порадует его нашедшего. Хотя тоже дилемма: а стоит ли оставлять?

О времена, о нравы!