Портреты поэтессы Анны Петровны Буниной

Владимир Варнек
1. Репродукция  портрета  А.П. Буниной  работы А.Г. Варнека, опубликованная  в 12 номере журнала «Работница» за 1974 год, когда портрет еще не был отреставрирован.
2. Варнек А.Г. Портрет Буниной Анны Петровны. Х.м. 72х62. 1814-1815. Литературный музей  Пушкинского дома  РАН (портрет после реставрации; датировка автора статьи).
3. Вишневецкий М.П. Копия с оригинала работы А.Г. Варнека. Х.м. 72х62. 1830-е. ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, СПб.

Приступая к разговору о портретах поэтессы и их загадках, процитирую  вначале фрагмент  из собственной давней статьи в газете  «Наука в Сибири» о знаменитых женщинах, которых запечатлел на своих портретах художник А.Г. Варнек, опубликованной в связи с днем 8 марта [1]. Одной из них была  Бунина Анна Петровна (1774–1829), одна из первых русских поэтесс. 

«Родилась она  в сравнительно бедной дворянской семье в Рязанской губернии, рано осталась без родителей. Оказавшись в молодые годы в Петербурге в семье генерала А. И. Ахвердова, попробовала себя в поэзии, поскольку с детства пыталась писать стихи, и получила поддержку императрицы Елизаветы Алексеевны, назначившей ей ежегодный пенсион. В 1808 г. был издан первый труд поэтессы - перевод «Правил поэзии» аббата Бате, а в последующие годы она опубликовала несколько сборников собственных стихов и од. В 1811 году была избрана почетным членом общества «Беседа любителей русского слова».

Современники относились к ней по-разному.
Одни из них называли Бунину посредственной поэтессой и считали, что её высокопарные оды написаны архаическим языком. Другие хвалили и поддерживали поэтессу. Так поэт Батюшков написал однажды Гнедичу: «В её поэме нет философии и много чего нет, но зато есть прекрасные стихи». В целом Бунину ценили как одну из первых женщин, попробовавших свои силы в поэзии. Однако творческий период был у поэтессы из-за тяжёлой болезни сравнительно коротким. В 1821 году она оставила Петербург и вернулась в провинцию.

В списке произведений А.Г. Варнека, находящемся в монографии В.С. Турчина [2], приводятся сведения о четырех якобы написанных им портретах Буниной. Я предполагаю, что на самом деле художник написал только один портрет поэтессы, но свои соображения по этому поводу не стану приводить в этой заметке. Ограничусь той информацией, которой располагаю относительно хорошо известного портрета работы Варнека. В 1974 году он находился в Государственном Эрмитаже, куда был передан на временное хранение из Музея Института русской литературы, а в настоящее время возвращён обратно. Любопытно сопоставить выдержки из двух статей о поэтессе, в которых упоминается этот её портрет.

Первая статья, подготовленная  к 100-летней годовщине со дня смерти поэтессы, принадлежит литературоведу К.Я. Гроту и начинается она со слов: «Одну из стен Института Русской Литературы, в соседстве с портретами княгини Дашковой, Шишкова, Державина, Карамзина и др., украшает портрет миловидной средних лет брюнетки с выразительным лицом и вьющимися волосами, в костюме первой четверти XIX в., сидящей в непринужденной позе у стола с книгами (копия работы известного художника-портретиста того времени Варнека, ок. 1820 г.). 

Портрет этот с давних пор украшал залы Академии наук, как унаследованный с другими в коллекции  русских писателей и учёных от Российской академии, приобретшей и приобщившей его к собранию портретов своих членов, хотя изображенная  и не состояла при жизни в их числе. Женщина, удостоившаяся этой чести, была известная в свое время писательница и первая, составившая себе достаточно громкое имя, русская поэтесса - Анна Петровна Бунина [3].

Автором другой статьи, опубликованной в 1974 году в журнале «Работница», является родственница поэтессы В. Семёнова-Тянь-Шанская. Данная статья под названием «Забытая муза» начинается со слов: «В Эрмитаже среди многих портретов кокетливых жеманниц конца XVIII -  начала XIX века есть один, резко отличающийся от всех прочих. Положив руки на раскрытый фолиант, на нас смотрит молодая женщина с умным, проницательным взглядом. Это поэтесса Анна Петровна Бунина, прозванная современниками «русской Сапфо» и девятой музой. Портрет написан известным художником А. Г. Варнеком, учеником Д. Г. Левицкого, между 1810 и 1814 годами» [4].

Примечательно, что обе цитируемые статьи начинаются со слов об одном и том же портрете Буниной, с той разницей, что в одном случае он соседствует с портретами выдающихся людей, а в другом его окружают портреты кокетливых жеманниц. Но обращает внимание, что даты написания портрета, приведенные в статьях, разнятся. Кроме того, в одной статье данный портрет назван копией с работы Варнека, а в другой он считается оригиналом. Как видно, не все ещё тайны, связанные с этим и другими портретами первой русской поэтессы, раскрыты искусствоведами [1].

Сейчас, знакомясь со своей же статьей, осознал, что в период ее написания  я не был еще готов  к тому, чтобы «раскрывать портретные тайны»,  но сейчас попытаюсь это сделать. 

Наш разговор о портретах А.П. Буниной начну с рассмотрения Списка произведений художника А.Г. Варнека, приведенного в монографии В.С. Турчина [2], который со времени издания монографии (1985 г.) несколько расширился.

В данном списке значатся целых четыре портрета поэтессы,  каждый из которых имеет одно и то же название: «Портрет Анны Петровны Буниной». При этом ни один из портретов не обсуждается в тексте монографии, но в аннотациях к портретам  даются те или иные пояснения к ним. Ниже буду указывать номер портрета в Списке и приводить основные пояснения автора монографии из аннотаций к нему (для самого первого портрета такой необходимости нет). После этого буду сообщать дополнительную информацию по портретам, делать свои комментарии к аннотациям и приводить итоговые  резюме.

№ 95 на стр. 119 [2]. В монографии  сразу после  названия портрета воспроизводится  изображение  молодой женщины  в белой кофточке,  сидящей в пол-оборота на кресле и «смотрящей» на зрителя. На ней темная накидка. Кисть своей левой руки она положила на боковой правый подлокотник кресла, а кистью правой руки с отчетливо видными пальцами, лежащей на правом подлокотнике, девушка охватывает предплечье левой руки.

Читателю, посмотревшему на картинку, должно быть понятно, что «Бунина» запечатлена на портрете в молодые годы, и это подтверждает датировка (1810-е), указанная в аннотации.  В ней сообщается, что портрет этот находится в  собрании Орловской областной картинной галереи, а другая информация нам и не понадобится,  поскольку запечатлена на нем, как оказалось, отнюдь не Бунина, а другая молодая женщина, возможно, княгиня Куракина Елена Борисовна (1790 – 1871), урожденная княжна Голицына. 

Такой вывод сделала в своей публикации 2004 г. искусствовед Орловского музея изобразительных искусств В.Ф. Василенко.  Любопытно, что вывод этот был сделан, прежде всего, на основании сопоставления длины и формы пальцев на руке модели, изображенной  на «орловском» портрете  с длиной и формой пальцев А.П. Буниной  на ее эталонном портрете из Музея Литературного института РАН (см. ниже) [5]. 

№189 на стр. 137 [2]. Данный портрет, указанный в Списке можно вполне считать неизвестным, поскольку на него просто сделана  ссылка в одном из пяти томов «Русских портретов», изданном в 1907  году под наблюдением Великого князя Николая Михайловича [6].  Естественно, ссылка сделана на номер тома и страницу, на которой приведено фототипическое изображение  с живописного портрета с изображением А.П. Буниной, а также и прилагаемый к портрету текст. Однако  о самом портрете, который мало кто  видел,  известна минимальная информация, которая и  указана в  Списке из монографии В.С. Турчина. Привожу ее ниже: 

«Выполнен живописный портрет  ок. 1825 г. Упоминается в «Русских портретах», т. 3, №76 и воспроизведен здесь же. Находился данный портрет в собрании коллекционера А.Е. Носа в Москве в 1905 году; в настоящее время (в 1985 году, когда Турчин издал свою монографию) местонахождение его неизвестно.  В «Русских портретах» указано, что А.Г. Варнек написал портрет А.П. Буниной за несколько лет до ее смерти» (это ошибочная инфориация – В.В.). 

Автор настоящей миниатюры провел собственное исследование по портрету А.П. Буниной, воспроизведенному  в «Русских портретах» (РП) и имеющемуся отдельно в интернете. Суть его заключалась в том, что фототипическое изображение портрета поэтессы, воспроизведенное в третьем томе РП за 2007 год, тщательно  сопоставлено  с истинным  изображением  Буниной на ее портрете из собрания  Музея Литературного института РАН, являющегося оригиналом.  В результате выявлено не менее шести несоответствий картинки с портрета из  РП с портретом-оригиналом. 

Так пряди волос на правой части головы поэтессы с портрета в РП нависают на ее щеку гораздо в большей степени, чем на эталонном портрете.  Важным несоответствием является отсутствие закладки из тесьмы из открытой книги в портрете из РП, бросающейся в глаза на портрете – эталоне. Не идентичны очертания прически на голове модели на двух портретах  и т.д. 

Все это говорит о том, что изображение Буниной в  РП  было получено фототипическим способом не с портрета-оригинала работы Варнека, а с живописной копии с оригинала, выполненной  неизвестным художником, который небрежно отнесся к своей работе и допустил много несоответствий.

Замечу при этом, что фраза в «Русских портретах» о том, что живописный портрет, с которого было получено фототипическое изображение  для РП, был выполнен в конце жизни поэтессы, относится не к портрету Варнека, а к портрету, выполненному примерно в 1825 году неизвестным художником-копиистом.

Сообщу здесь для полноты картины, что живописный портрет-копия  А.П. Буниной работы неизвестного художника находился   в собрании коллекционера  Носа Андрея Евдокимовича  (1842 – 1910) в Москве, полные сведения о котором имеются в настоящее время в Википедии. Был  коллекционер  юристом и писателем. 

№ 277 на стр. 150 [2]. В монографии В.С. Турчина  под указанным номером значится портрет А.П. Буниной, упоминаемый Д.А. Ровинским в 4-ом томе  Словаря гравированных портретов на стр. 241 . Сообщается, что в 1870-х гг. он находился в собрании  историка М.П. Погодина.   Для более подробного установления сведений о данном портрете открыл на стр. 241 указанный том и прочитал, что в собрании известного российского историка М.П. Погодина в Москве было около 150 портретов русских авторов, в числе которых была  копия с портрета А.П. Буниной, находившегося в Санкт-Петербургском коммерческом училище. Портрет этот был писан А.Г. Варнеком (очень ценная информация ! – В.В.). 

Последний четвертый портрет А.П. Буниной из Списка работ А.Г. Варнека указан под №278 на стр. 150 [2].  В аннотации к портрету сообщается, что находится он в собрании Музея русской литературы, но передан на временное хранение в Государственный Эрмитаж. 

Сопоставляя эту информацию с приведенной  выше, можно заключить, что портрет  А.П. Буниной из собрания  Музея Русской литературы  и является тем самым портретом – оригиналом кисти А.Г. Варнека, который находился до этого в Санкт-Петербургском коммерческом училище (как видно, Бунина, покинув Петербург в 1821 году, данный портрет не смогла забрать с собой – В.В.). 

Но все это было уже в прошлом, а в настоящее время  портрет-оригинал А.П. Буниной вновь находится в Литературном музее Пушкинского Дома.

Зная теперь некоторые подробности  о портрете-оригинале  А.П. Буниной,  можно попытаться ответить на вопрос, когда же данный портрет был написан художником А.Г. Варнеком?  Думаю, что наиболее точная информация об этой дате дана в статье близкой родственницы поэтессы, В. Семёновой-Тянь-Шанской, опубликованной в [4]: в период с 1810 по 1814 гг. 

Вместе с тем, эту датировку можно и уточнить, воспользовавшись опубликованным сравнительно недавно Сборником академических  отчетов ИАХ [7].  В числе портретов, выполненных Александром Варнеком в 1810 -1814 гг. этот портрет не указан. Но в  академическом отчете за 2015 год сообщается, что Варнек отчитался 22-мя портретами, выполненными с натуры (названия их, к сожалению, не приводятся). 

Скорее всего, в этой группе портретов  мог находиться  и портрет-оригинал А.П. Буниной, выполненный художником в 1814,1815 гг.

Чтобы поставить точку в вопросе о портретах А.П. Буниной, сообщу здесь, что помимо портрета-оригинала,  в Институте русской литературы РАН имеется еще и полноценная  копия с данного портрета. Выполнена  она  учеником  ИАХ  Вишневецким  Михаилом Прокопьевичем  (1801 – 1871) в 1830-е гг.  В 1848 году он стал академиком, и имя его 11 раз встречается в академических отчетах [8].

Сопоставив его портрет-копию (приложенную к миниатюре) с портретом-оригиналом, я понял, что свою работу художник выполнил безупречно.

ПРИМЕЧАНИЯ 
1. В.Варнек.  Портреты знаменитых женщин. Наука в Сибири.  2012.№10.
2. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782–1843. М.: Искусство, 1985.
3.  Грот К.Я. Поэтесса Анна Петровна Бунина (К 100-летней годовщине…). bmn@lib.ru
4. В. Семенова-Тян-Шанская. Забытая муза. Журнал «Работница». 1974.№12.
5. В.Ф. Василенко. Кто изображен на портрете кисти А.Г. Варнека? История атрибуции одного портрета. Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного  искусства. 2004. Вып. VIII. С. 126 – 130.
 6. Великий князь Николай Михайлович. Русские портреты XVIII – XX столетий. СПб., 1907. Т. 3, вып 1. №76. 
7. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.   
8 . Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской Академии художеств (1817–1859) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляева; БАН.– СПб.: БАН, 2015. –768 с.      

24.07.2021