Полюбить оперу

Пётр Вакс
Я возвращался из отпуска домой. Друзья, у которых я гостил, попросили взять попутчицу из их компании.
– Ей срочно понадобилось в столицу, а билетов на поезд нет. Возьмешь? Веселее ехать будет.
Девушку звали Лиза, и она мне сразу понравилась тем, что у нее не было пяти чемоданов, а только один туристический рюкзак. Дорога мягко шелестела, мы с ней мило разговаривали.
– Раньше автостопом ездила, – вздохнула Лиза. – А теперь у водителей монетоприемники вместо души. Кстати, расходы на бензин могу частично компенсировать.
– Ни за что! – галантно воскликнул я. – В качестве компенсации я тебя помучаю своими любимыми записями.
– А что у тебя любимое? Блюз, шансон, хард-рок, трип-хоп?
– Опера.
Некоторое время моя попутчица молчала, не зная, как реагировать, а я улыбался. Люблю удивлять женщин своей нестандартностью. Вдруг у нас с этой симпатичной туристкой что-то сложится?
– Какой интересный выбор, – ответила она.
Я мягко повернул руль, обгоняя вереницу из нескольких фур, вернулся на свою полосу и пояснил:
– Видишь ли, я оперу люблю, понимаю и разбираюсь в ней. И еще люблю колесить по дорогам. Чтобы не уснуть за рулем, нет для меня лучшего способа, чем слушать оперу.
– А у меня наоборот. Однажды меня водили в оперный театр, и я чуть не заснула. Стыдно было!
– Ты просто не знала, что происходит. Там же не только музыка и пение, но и накал драматизма, сюжет! В общем, все радости меломана. Хочешь, научу тебя любить оперу?
Лиза согласилась, и мы начали с легкого: «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова. Сюжет пересказывать ей не пришлось, Пушкина она, к счастью читала, иначе я бы загрустил.
– Никогда не понимала, почему то, что можно сказать словами, надо обязательно пропеть.
– У искусства свои условности. А балет? Ладно, берем вещь посложнее: «Кармен». О любви и ревности, между прочим!
Мы слушали оперу с моими подробными комментариями. Я рассказал Лизе о композиторе Жорже Бизе и как он от отчаяния, что оперу не оценили, чуть не утопился в реке. Плавно переключился на либретто.
– Вот такая она, Кармен. Только что любила Хозе, и уже разлюбила. – Я искоса поглядывал на попутчицу. – Зато влюбила в себя и тореадора, и сержанта, всех мужчин перессорила. Любовь! Неудивительно, что Хозе озверел. Эти женщины!
Лиза сочувственно вздыхала.
– Но ты же говоришь, у Хозе есть невеста? Хотя да, эти мужчины...
Я продолжал наслаждаться оперой и возможностью посвятить в ее тонкости свежего человека. Объяснял, что происходит на сцене в каждый конкретный прослушиваемый момент.
– Ее предупредили, что бывший возлюбленный ищет Кармен. Но она не боится. Свободная и смелая натура!
– Потому ее и убили, – поежилась девушка. – Давай уже что-нибудь другое.
Я включил самую что ни на есть классику, «Аиду». Египтяне, эфиопы, царица в рабстве и цари на престоле – все смешалось в голове у Лизы, судя по тому, как она притихла. Но я продолжал азартно комментировать происходящее.
– Прикинь, Аида, будучи в рабстве, посмела соперничать с самой дочерью фараона! А влюбленный в нее Радамес проговаривается о пути для вражеских войск... В общем, сплошная трагедия. С самого начала им было не суждено.
Увлекшись я начал подпевать. Так-то я всегда подпеваю оперным исполнителям, когда один. Но тут совсем осмелел, тем более что Лиза задремала. К тому времени совсем стемнело, дорога мчалась навстречу и уходила назад, огни плавно расходились по сторонам. А вот и потрясающий финал: «O terra, addio», Радамеса приговорили к погребению заживо, Аида исчезла, и вдруг он увидел ее в гробнице, когда над ними закрыли каменную плиту.
Машину тряхнуло на каком-то стыке, девушка испуганно вскинулась, вслушалась в душераздирающую арию.
– Что происходит? – испуганно спросила она.
– Умирают, – деловито ответил я.
В общем, когда утром мы въехали в город, Лиза выскочила возле метро как ошпаренная, от предложения довезти ее до дома отказалась.
– В другой раз, – неискренне ответила она и нырнула в подземный переход.
Я вздохнул. Не любят люди искусство, потому что не понимают!
Короче говоря, если хотите полюбить оперу – обращайтесь ко мне.
Могу научить.