Психология творчества и спасение души

Священник Владимир Русин
Помогают ли творческие способности человеку спасаться или же мешают. Благословение они Божие или же проклятие?

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) в одной из своих бесед заметил, что ничто так явно не указывает на родство человека с сотворившим его Богом, как способность творить. Творческие способности – это дар Божий человеку, некое приложение для активации свободы человеческой воли.

Творчество (в самом широком смысле этого слова) – это способность создавать новое. Принципиальное отличие между Творцом и творческим человеком заключается в том, что Бог может творить из ничего. Человеку необходим материал для творчества. И Господь его этим материалом обеспечил.

Следует отметить, что я намеренно не ограничиваю область этого маленького исследования по психологии творчества лишь сферой искусства и художественным творчеством. Творческие способности есть у каждого человека. Они могут быть недостаточно развиты. Человеку может не хватать опыта для реализации творческого потенциала. Творчеству может мешать отсутствие мотивации или же присутствие лени.

Анализируя творческую деятельность человека, так или иначе можно проследить все психические процессы, которые изучаются в общей психологии: от ощущений до эмоций. А не только воображение (фантазию), как это может показаться при поверхностном взгляде на творчество. Восприятие, представление, память, мышление, речь, внимание, воля – неизбежные станции и полустанки на пути следования творческого экспресса. При разных видах творчества требуется разная продолжительность остановок на этих станциях. Впрочем, на ход творческого процесса большое влияние оказывают личностные характеристики творца (с маленькой буквы), творческой личности. Есть и ещё один уровень, который необходимо учитывать, при исследовании этой таинственной деятельности человека. Однако не все психологи о верхнем уровне вспоминали.

Говорят, что знаменитый Зигмунд Фрейд, чьи методы широко практикуются современными психологами, на склоне лет горестно воскликнул: «Человек – это огромный небоскрёб, а я всю свою жизнь просидел в подвале». 

«Моцарт советской психологии» Л.С. Выготский пришёл к выводу, что «творчество является глубочайшей потребностью нашей психики в смысле сублимирования некоторых низших видов энергии… Сублимация исполняет в социально полезных формах то, что сон и болезнь исполняют в формах индивидуальных и патологических». (1. С.281, 283). Иными словами, творческий процесс низводится рано скончавшимся психологом на уровень биологической потребности.

В другом месте Выготский соглашается с А. Залкиндом, цитируя его: «Основные элементы процесса художественного творения ничем, кроме количественной напряжённости, не отличаются от любого другого, самого простого психического акта». (1. С.369)

Вместе с тем Выготскому не чужд романтизм. Он мечтает, что вся жизнь человека станет творчеством, «когда она окончательно освободится от искажающих и уродующих её общественных форм. Жизнь человека сделается непрерывным творчеством, одним эстетическим обрядом, который будет возникать не из стремления к удовлетворению отдельных мелких потребностей, но из сознательного творческого порыва». (1. С.370). Мы видим, что романтизм Выготского революционный. Ему для свободного творчества мешают общественные формы. Но для христианина ясно, что главные помехи рождаются внутри человека.

Многие воспринимают творчество как самовыражение. И даже переживают некое подобие вдохновения. Но вдохновения тёмного, идущего снизу. И сами проговариваются, сверкая глазами, что их «прёт». Кто-то признаётся, что в творческом акте пережил какое-то исступление, не помнил себя, не понимал, что творил, был одержим. Плодов такого творчества немало в нашей масс-культуре, напрочь забывшей о катарсисе. Плетение лаптей будет бО льшим искусством, чем плетение бессмысленных (а то и злобных) словес.

Дар творчества дан человеку Богом, чтобы подняться от земли вверх и отворить небеса, а не затвориться во фрейдовском подвале.

Но я много рассуждаю о творчестве и почти ничего до сих пор не сказал о спасении.
Конечно, «христианская психология – это не наука о спасении, это знание об условиях возрастания человека в меру Благой вести о спасении». (7. С.180). А христианская психология творчества  может быть копилкой опыта взлётов и падений. Ведь настоящее, возвышающее творчество – это сотворчество. Это раскрытие Божьего замысла в этом мире. Это преображение души, обожение. Это не «езда в незнаемое», а путь к Богу. И без знаний в такое путешествие опасно отправляться. Тут можно «сбиться на распутья, заблудиться и погибать, воображая себя спасаемым» (6. С.4).

Учение о спасении (сотериология) – часть догматического богословия. Но этому вопросу посвящены отдельные работы наших духовных писателей, пытавшихся для своих современников переложить церковное учение простым языком. Можно выделить «Путь ко спасению» святителя Феофана Затворника, «Учение святителя Тихона Задонского спасении» схиархимандрита Иоанна (Маслова), «Православное учение о личном спасении. Спасение как процесс» архиепископа Михаила (Мудьюгина), «Тайна спасения» архимандрита Рафаила (Карелина). Все эти авторы напоминают о грехопадении прародителей человеческого рода, об испорченности человеческой природы и невозможности исцеления лишь человеческими силами, о пришествии Спасителя и создании условий для спасения в Церкви Христовой, о необходимости личного усвоения каждым христианином плодов искупительной жертвы Христовой. А для этого надо уклониться от зла и сотворить благо (Пс. 33.14). Это если совсем кратко. Если же расширить эту «заповедь творчества», то надо сказать о борьбе со страстями и о способах привлечения благодати Божией.

Архимандрит Рафаил (Карелин) писал: «Без искупления человеческой природы Спасителем невозможно личное спасение, а без воли человека невозможно общение с благодатью. В этом - тайна спасения» (4. С.13)

Можно сделать вывод: то творчество, которое привлекает благодать Божию, содействует делу нашего спасения. Если же в результате наших «творческих успехов» благодать и мир уходят, то с таким творчеством надо завязывать. Будь это сочинительство текстов, написание картин, концертная деятельность или же столярное ремесло. Как в одном из рассказов митрополита Тихона (Шевкунова) из его популярной книги «Несвятые святые» (5. С.107).

Литература
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
2. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Учение святителя Тихона Задонского о спасении. М., 2008.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб., 2020.
4. Рафаил (Карелин), архимандрит. Тайна спасения. М., 2011.
5. Тихон (Шевкунов), митрополит. «Несвятые святые» и другие рассказы. М., 2011.
6. Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М., 2003.
7. Христианская психология в контексте научного мировоззрения: коллективная монография / под ред. проф. Братуся Б.С. М., 2017.