Они воевали в Испании ч. 23

Николай Мринский
«...Истребители, прогнав «противника», производят посадку. На горизонте  появляется группа самолётов, возвращающихся из «боя». Возбуждённые лётчики выходят из кабин. Они обмениваются мнениями о прошедших воздушных «боях». Командир собирает их, делает короткий разбор. Орденоносцу Николаенко 23 года. Он прекрасно пилотирует и ведёт воздушный «бой». На проявленных плёнках его кинопулемёта после каждого «боя» видны силуэты «сбитых» машин. Николаенко заботливо учит лётчиков, объясняя, как нужно вести «бой» в воздухе, как поддерживать соседей огнём, маневрировать, понимать друг друга в «бою». Разбор заканчивается. Летчики расходятся по своим местам. Техники начинают заправлять самолёты. Кое-кто из лётчиков пытается отдохнуть, устраиваясь в тени...». (Из газеты «Красная Звезда», 6 сентября 1938 г.). 26 октября 1938 г. ему присвоили звание капитана. Командовал эскадрильей до января 1939 г. С января по сентябрь 1939 г. был слушателем Липецких курсов усовершенствования командиров эскадрилий. С сентября 1939 г. по январь 1940 г. был командиром эскадрильи 12-го запасного авиаполка, до июля того же года - командиром эскадрильи 163-го резервного авиаполка Орловского ВО. С июля по сентябрь 1940 г. был на должности инспектора-лётчика по технике пилотирования 66-й истребительной авиабригады, а затем до апреля 1941 г. - таким же инспектором в 9-й смешанной авиадивизии Белорусского ВО. 23 февраля 1941 г. ему было присвоено  воинское звание «майор». В апреле 1941 г. был назначен командиром эскадрильи 184-го ИАП.

Участвовал в ВОВ с 22 июня 1941 г. Воевал на  Западном и Брянском фронте. Сначала, до августа 1941 г. в составе 184-го ИАП, затем командовал эскадрильей 174-го ИАП. За период с 14 сентября  по 10 ноября 1941 г. произвел 77 боевых вылетов, из  них: на разведку - 38,  на  штурмовку войск противника - 17, на сопровождение наших самолётов - 13, на перехват самолётов противника - 5, на прикрытие наших войск - 2, на  патрулирование - 1. Всего к 10 ноября 1941 г. произвёл 224 боевых вылета, сбил 2 самолета. С 25 декабря 1941 г. по 18 июня 1942 г. командовал 274-м ИАП. Воевал на Воронежском фронте с 1 июня 1942 г.  С июня по август 1942 г. был в  должности инспектора-лётчика по технике пилотирования 2-й Воздушной  Армии, после чего был назначен командиром 17-го ИАП. С августа по  декабрь 1942 г., а затем с 21 июня 1944 г. до конца войны воевал на 1-м  Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах. За период с 9 июля 1944 г. по 10 апреля 1945 г. произвёл 45 боевых вылетов, участвовал в 8 воздушных  боях, лично сбил 2 самолёта и 1 самолёт сжёг на земле. 24 октября 1944 г.  ему было присвоено воинское звание «подполковник». Всего на 1-м  Прибалтийском фронте произвёл 85 боевых вылетов, участвовал в 11 воздушных боях, лично сбил 3 самолёта. Всего за время ВОВ произвёл 317 боевых вылетов, сбил и уничтожил на земле 7 самолётов. По другим данным  сбил 3 самолёта. Летал на истребителях И-153, ЛаГГ-3, Р-39 «Аэрокобра». Участвовал в советско-японской войне с 9 августа по 3 сентября 1945 г. В составе Забайкальского фронта руководил действиями своего 17-го авиаполка.

Всего в войне с Японией произвёл 7 боевых вылетов. После окончания войны продолжал службу в ВВС на различных командных должностях. 29 апреля 1956 г. ему было присвоено воинское звание «полковник». Уволился в запас 22 декабря 1956 г. Проживал в г. Витебск (Беларусь). Умер 27 января 1974 г. Награждён пятью орденами Красного Знамени (28.10.1937; 21.12.1941; 28.04.1945; 30.09.1945; 30.12.1956), орденом Отечественной войны 1-й ст. (09.07.1944), орденом Красной Звезды (15.11.1950), медалями «За  боевые заслуги» (06.05.1946),  «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945  гг.», «За победу над Японией», «30  лет Советской армии и Флота».

139. ОСАДЧИЙ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ - лётчик.

Родился 29 мая 1907 г. в селе Орлова Балка под Знаменкой Александровского уезда, ныне Кировоградской обл., в семье машиниста-электромеханика. В 1924 г. Александр Осадчий окончил 7 классов средней школы в Киеве. С 1925 по 1926 год работал монтёром, а затем до 1929 г. трудился электромонтёром на железнодорожной станции Киев-2. С 10 апреля 1929 г. в рядах РККА, учиться в военно-теоретической школе лётчиков г. Ленинграда, которую окончил в июне 1930 г. Затем, до ноября 1931 г. был курсантом Борисоглебской военной авиашколы лётчиков. После окончания учёбы служил в 74-м ИАО Киевского ВО, был мл. лётчиком, ст. лётчиком, командиром звена. С ноября 1934 г. по декабрь 1936 г. командовал отрядом в 5-й ИАЭ 36-й ИАБ. В 1936 г. ему присвоили звание ст. лейтенанта. Некоторое время был ВРИО командира 65-й ИАЭ Киевского ВО. Воевал в Испании с 10 января по 27 июля 1937 г. Был командиром эскадрильи, а затем командиром 26-й группы истребителей И-15. Имел псевдоним "Борис Казаков". В воздушном бою южнее Мадрида сбил бомбардировщик Do-17. В начале марта над Теруэлем уничтожил 2 истребителя He-51 в одном бою. 12 марта 1937 г. был легко ранен. В одном из последних боёв над Уэску сбил 2 истребителя Fiat CR-32. 12 марта 1937 г. был легко ранен в воздушном бою. За бои в небе Испании награждён орденами: Ленина (14.12.1938), Красного Знамени (27.06.1937); медалью "За отвагу" (14.11.1938).

140. РОМАНОВ АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ - лётчик, ПОГИБ, есть фото.

Сибирский парень погиб в Испании, когда ему не исполнилось ещё и 26 лет. В памяти родных, друзей, одноклассников он остался голубоглазым, веселым, жизнерадостным вожаком деревенской молодежи. Без него не обходился ни один праздник – лучшего гармониста в с. Медведское Черепановского р-на просто не было. Саша отлично занимался в школе, шестой и седьмой классы закончил за один учебный год. Работал трактористом, бригадиром механизаторов. В 1931 г. райком комсомола направляет его в новосибирскую школу пилотов Осоавиахима. Через год Александр Романов поступил в Сталинградское в/авиаучилище. «Воздух – моя стихия, и я твердо решил посвятить жизнь авиации», – говорил он. После окончания училища Романов попал в Киевский ВО, где вскоре стал пользоваться славой летчика-виртуоза. Кандидат в члены ВКП (б). Когда в Испании началась война, лейтенант А. Романов подал рапорт о зачислении его добровольцем для защиты Испанской Республики. В марте 1938 г. вместе с сотнями других добровольцев он уезжает сражаться в рядах интернациональных бригад, оставив дома жену и маленького сына. Первую школу воздушного боя Александр проходил в небе пылающей Барселоны. На участке, где стояла часть Романова, появились немецкие самолеты новой конструкции. Это были «мессершмитты». Семерка их шла клином на большой скорости. Навстречу им поднялась эскадрилья республиканских истребителей «И-16», за штурвалами которых сидели советские добровольцы, в том числе и Александр. Фашисты вели себя нагло, они надеялись на превосходство своей техники. Но вот «И-16» А. Романова сделал удачный разворот, приблизился к «мессеру» и дал длинную очередь. Машина камнем пошла к земле. Успешно сражались и другие лётчики, сумевшие быстро разогнать всю фашистскую стаю. А потом были ещё бои, тяжёлые и неравные. Обладая превосходством в живой силе и технике, интервенты и мятежники теснили республиканские войска. Всё чаще лётчикам приходилось подниматься в воздух. Каталония, Валенсия… – Вива авиатор руссо Алехандро! – таким возгласом встречали испанцы сибиряка, когда он возвращался на аэродром.

Звали его не иначе, как «камарадос». Советский лётчик был окружён постоянным вниманием и подлинной любовью бойцов республиканской армии. Его самолёт обслуживал техник Хуан. Русского и испанца объединяла трогательная дружба. Возвращаясь на аэродром, Александр узнавал, сколько подбито вражеских самолётов. Сообщения поступали от постов наблюдения, а они были точны. Романову записано около двух десятков сбитых вражеских самолётов. На фронте он был не только лётчиком-истребителем, но и лётчиком-испытателем. После ремонта машину требовалось проверять в воздухе. Романов занимался испытаниями, как наиболее опытный пилот. Во время одного такого испытательного полета 21 июня 1938 г. Александр погиб. Самолёт, в котором были, по-видимому, серьёзные неисправности, не вышел из пикирования и ударился о каменистый грунт аэродрома. Когда собирали останки летчика, среди обломков машины обнаружили ручные часы Романова. Наперекор всему они продолжали мерно тикать. Их отдали на память технику самолёта Хуану. Хоронили А. Романова, как героя республиканской Испании, с соблюдением всех национальных традиций. Близ аэродрома на кладбище за поселком Вильярде-Ольмос состоялся митинг. Прозвучали короткие скорбные речи. Прогремел салют. Гроб вставили в бетонную нишу. Кто-то лопаточкой замуровал отверстие. Надписи никакой не оставили, но место запомнили все. Указом ПВС СССР от 14 ноября 1938 г. за образцовое выполнение специальных заданий Правительства и за проявленное геройство лейтенанту Романову Александру Георгиевичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Награждённым тогда вручался орден Ленина. Золотая Звезда ещё не была введена. На Украине, в Житомире, возвращения Александра из Испании долго ждала жена Мария Сергеевна с двухлетним сыном. После начала ВОВ они эвакуировались сначала в Кемерово, а оттуда переехали в Новосибирск к матери А. Романова Анне Авдеевне. Александр Романов-младший стал офицером Советской Армии в 1958 г., через 20 лет после гибели отца в Испании. Черепановцы бережно хранят память о герое-земляке. Одна из улиц в городе носит его имя. В селе Медведское установлен бюст героя.

141. СОКОЛОВ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ – лётчик, ПОГИБ, есть фото.

Родился в 1911 г. в дер. Стопкино Алексинского р-на Тульской обл. Русский. Работал в Ленинграде. В Красной Армии - с 1931 г. Окончил Оренбургское военное училище летчиков. Кандидат в члены ВКП(б). В звании лейтенанта служил младшим лётчиком в 142-й истребительной авиабригаде Белорусского ВО. В Испании с 20 августа 1937 г. по 18 января 1938 г., был пилотом истребителя И-16. Имел псевдоним «Вага». Сбил 10 самолетов (3 лично и 7 в группе). 18 января 1938 г. во время налёта на ж/д станцию в районе Теруэля был сбит зенитной артиллерией. По другим данным его подбили в воздушном бою немецкие истребители Ме-109 (капитан Вольфганг Шельманн или обер-лейтенант Эрих Войтке). Тяжело раненный Соколов пытался дотянуть до аэродрома, но упал с самолётом и погиб. Похоронен в селении Ла-Путэла. Награждён орденом Красного Знамени в 1938 г.

142. ФЁДОРОВ ГРИГОРИЙ МИХАЙЛОВИЧ - ПОГИБ, есть фото.

Родился в 1911 г. в ст-це Шкуринская Кущёвского р-на Краснодарского края. После окончания Севастопольской авиашколы, в звании лейтенанта служил в Западном ВО, пилотом бомбардировщика в одной из авиачастей. Член ВКП(б). Присвоено звание ст. лейтенанта. В Испании с 21 октября по 12 ноября 1936 г. в качестве командира звена бомбардировщиков СБ 1-й эскадрильи 12-й бомбардировочной группы республиканской авиации полковника А.Е. Златоцветова. 12 ноября 1936 г. в составе звена вылетел на бомбёжку аэродрома Авила. После выполнения задания, в облаках над горами в районе Эскориала столкнулся с другим бомбардировщиком лейтенанта B.B. Баженова и погиб вместе со штурманом И.В. Рощиным. Стрелками-радистами в экипажах офицеров Баженова и Федорова были два испанца, одного из них звали Даниель Рамос. Федоров Г.М. награждён посмертно орденом Красного Знамени - 02. 01. 1937 г.

Другая версия: Первая потеря СБ-2 второго ноября выявила два основных уязвимых места самолёта - отсутствие бронезащиты и протектированных топливных баков. 12 ноября самолёт из группы 12, полковника А.Е. Златоцветова в составе командира - летчика - испанца, штурмана Фёдорова и стрелка-радиста Баженова не вернулся с боевого задания. В тот день эскадрилья SB - 2 бомбила аэродром базирования германского легиона «Кондор» в районе г. Авила-центра одноименной провинции, что в 110 км северо-западнее Мадрида. Местность гористая, усеянная зенитками, плотным огнём которых самолёт со штурманом Фёдоровым был подбит и в условиях тумана, низкой облачности, не дотянув до своего аэродрома - разбился в горах, подорвавшись на своих бомбах. Этот фронтовой эпизод описан в испанском журнале - История № 36/39. В ту гражданскую войну в небе Испании погиб каждый четвёртый лётчик. На обелиске, который установлен в Мадриде в память о советских интернационалистах, высечено 198 фамилий.

Продолжение следует в части  24                http://proza.ru/2021/07/24/375