Совместное рассуждение

Сергей Костромитин
      Я тоже, когда к нам приходил кто, стеснялся. Пимокат* варгановский Яков Кириллович, это баушкин Арины племянник, Суворов, он был пимокат хороший. Афимия и наша баушка в Варгановку ездили - валенки катать. И он к нам когда приезжал на базар. Они ездили в Щучье на базары и у нас ночевали. Первое время у нас были базары в кажную неделю: пятница, суббота - два дня, очень большие были, особенно осенью. Я на полатях сплю, он придёт: "Жених, вставай!" Вызнал меня, что я заяц, не слезу, что я такой противный - шутник: "А то я за тебя Нюрку выдам!- помладше, мол, твоя будет!" Санькой-то он не стращал - она красивше была. Саня у него старшая, красивенькая была, а Нюра - угреватенькая. А я дурак был - не хвалю себя - я прячусь за брус, реву: "Не надо мне её - она не баская*!" - рябинки - некрасивое лицо - с пятнышками - не надо было. Пока он не уйдёт, так я и не слазил. 
      А я сам-то ить был рябой, как весна - у меня веснушки. А и то надо было красивую. Я маленький был - мать говорила: белый до чё, а потом - годов пяти - рябины пошли. Говорили: сорочьими яйцами их надо мазать, чтобы они изошли. Мы яйцами мазались - не к чему это.
      Счас-то я понял: если умный человек, то красоты не надо ему. Не с красотой жить, а с умом. Лишь бы ум был. Красота, говорят, приглядится, а ум пригодится. Когда во всём, везде совместное рассуждение есть, тогда и жить.





* Пимокат, м. - на Урале и в Сибири валяльщик валенок(пимов).
* Баская, баской, м. - красивая, красивый.