Ч. 190 Карательная экспедиция

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2021/07/21/897

Светлейший князь адмирал Меншиков давно заприметил незаурядного офицера. После выздоровления Ефима Васильевича он перевёл его с Чёрного моря в Петербург, назначив в 1840 году состоять при нём для особых поручений. Поручения и в самом деле оказались далеко не простыми.

Сначала он командировал Путятина на Ижорские заводы разобраться с возможностями строительства пароходов. Доклад капитана 1 ранга был безрадостным: производственных мощностей для строительства необходимого числа пароходов было недостаточно.

Чувствовал себя Ефим Васильевич после ранения и тяжёлой болезни очень неважно, что Меншиков сразу заметил. Адмирал получил разрешение императора отправить Путятина для лечения за границу, а заодно посетить Англию, где выяснить возможности заказа пароходов для Черноморского флота и Каспийской флотилии.

В исторической литературе советского времени флотское начальство, особенно если у кого-то была нерусская фамилия, изображалось либо дурачками, либо вредителями, хотя ни теми, ни другими адмиралы никогда не были.

Причина отставания русского флота в конце первой трети девятнадцатого века заключалась в общем техническом отставании России от европейских держав и стремительно развивавшихся США, а также в скудном финансировании военно-морского флота.

Ефим Васильевич приступил к выполнению задания адмирала, махнув рукой на своё лечение. Ему удалось не только воочию увидеть в Англии интенсивное строительство пароходов, но и установить  деловые отношения с английскими судостроителями, заинтересованными в новых заказах.

После возвращения из Англии по поручению светлейшего князя Путятин занимался разработкой проекта преобразования русского парусного флота в паровой. Помимо этого, он много сделал для реорганизации Офицерского класса, в котором повышали знания выпускники Морского корпуса, участвовал в составлении положения по кораблестроению и в усилении флота на Каспии.
 
В отличие от Лазарева, Путятин высоко ценил инициативу Крузенштерна по дополнительному образованию морских офицеров.

Каспийское море считалось очень важным для России, поскольку завоевание Средней Азии требовало поддержки с моря. У Николая I были далеко идущие планы.
В первой половине девятнадцатого века Каспийская флотилия базировалась в Астрахани и Баку. Там строили военные корабли, а точнее сказать, собирали из доставленных туда частей.
 
Дело в том, что ни в окрестностях Баку, ни тем более, в Астрахани, корабельный строительный лес не рос, его приходилось везти издалека.  Корпуса первых пароходов на Каспии были отечественной постройки, но механизмы к ним Путятин купил в Англии.

Туркменские любители лёгкой наживы, расплодившиеся, как саранча, грабили и убивали русских и персидских купцов, перевозивших свои товары по Каспийскому морю.
 
И русские, и персидские торговцы постоянно жаловались своим правителям на беспощадные грабежи туркменами их караванов и судов. Отношения России и Персии были сложными. После войн с Россией персы оказались без приличной части своей территории.
 
В результате последней русско-персидской войны только Россия получила право держать военные суда на Каспийском море. Соответственно, ей и надлежало наводить на нём порядок, о чём персидские дипломаты поставили в известность русское правительство.

Николай I дал поручение Меншикову обеспечить безопасность мореплавания в южной части Каспия. Путятин, по мнению начальника Главного морского штаба, был для этого самой подходящей кандидатурой.

Получив все необходимые указания от Меншикова, Ефим Васильевич выехал в Астрахань, чтобы оценить имевшиеся возможности Каспийской флотилии. Их оказалось очень немного.

Путятина в поездке сопровождал его помощник, деятельный и толковый лейтенант Краббе, которого он запомнил как смелого и умного офицера ещё во время высадки десантов на Черноморском побережье.

Вряд ли тогда могло прийти Ефиму Васильевичу в голову, что этот шустрый лейтенант, спустя не так уж много лет, станет его начальником.

Путятин не стал повторять ошибок предшественников, командующих флотилией, которые безуспешно гонялись по Каспию за отдельными быстроходными туркменскими лодками.
 
Во время пребывания в Англии Ефим Васильевич беседовал с британскими капитанами военных судов, занимавшимися борьбой с пиратами в южных морях, и почерпнул из этих бесед полезные сведения, которые ему пригодились.
 
Каждый корабль рано или поздно пристаёт к берегу. Англичане уничтожали пиратские гнёзда на берегу. Путятин решил воспользоваться британским опытом. Сначала он установил места наиболее частых нападений, затем ему и Краббе удалось вычислить местонахождение главной базы пиратов.
 
Помогли сведения, полученные от купцов и от местных жителей. Капитан 1 ранга и его помощник провели тренировки артиллеристов и десанта. Когда, по мнению Путятина, отряд был готов, он проинструктировал всех командиров десантных судов действовать очень быстро и жёстко.

7 марта 1841 года «эскадра» из двух маленьких пароходиков, нескольких баркасов и двух десятков шлюпок, которых тащили на буксире пароходы, прибыла в Астрабадский залив.

Там, на острове Ашураде, Путятин установил постоянный военный пост. Построили помещения для личного состава, небольшую пристань, различные хозяйственные постройки.
 
Только после этого Ефим Васильевич приступил к своей главной цели – уничтожению пиратов. Гребные суда с десантом вёл на буксире колёсный пароход «Кама», вооружённый артиллерией.

Его появление на рейде близ главной пиратской деревни Гасан-Кули сначала было воспринято её обитателями спокойно. Но когда начался артиллерийский обстрел, поднялась паника.

Под прикрытием артиллерии десант Путятина быстро высадился на берег.  Никому из бандитов не удалось уйти на лодках. Пиратские суда топили или сжигали.

Десантники освободили пленных русских и персов, которых туркмены держали в большом сарае, чтобы продавать их в рабство. В жестокой схватке всех остальных жителей деревни уничтожили, не щадили никого, а саму деревню полностью сожгли.
 
Жестоко и эффективно - всё, как учил Михаил Петрович Лазарев своих питомцев. Ефим Васильевич использовал кавказский опыт. Слух об уничтожении пиратского гнезда быстро облетел берега Каспийского моря.

После этого любители морской наживы на Каспии перевелись моментально, раз и навсегда. Путятин вернулся в Петербург. Один из современников писал:

«…возвращаясь оттуда по Кавказу, он делал верхом до 200 вёрст в сутки, разбитый от непривычки к верховой езде, ложился спать, стонал во сне, и на другой день снова скакал вперёд».

Его всюду сопровождал Николай Карлович Краббе, храбростью которого в схватке с пиратами Путятин остался весьма доволен.

Продолжение http://proza.ru/2021/07/24/1214