Словообразующий предлог К. Кон, князь

Григорий Николаевич Дорохов
А.1. Рассмотрим к примеру предлог К/КО. 1. Употр. при обозначении предмета или лица как объекта действия, как места, предела, конечного пункта, в сторону которого направлено действие, движение. Скакать к лесу. Плыть к острову. Ехать к брату. Повернуться к окну. Наклониться к ребёнку. Спуск к реке. Дорога к лесу. На подступах к городу. Приглядываться к соседям. Письмо к товарищу. (1)

"В конце 80-х годов XIX в. на страницах Русского Архива происходила оживленная полемика по вопросу об историческом значении слова кормление.
Первым выступил Д. Д. Голохвастов со статьей «Историческое значение слова кормление». Он доказывал, что кормление в старинном языке означало не `питание', а `правление'. «Слова корма, кормило, кормчий, кормчая книга, — писал Д. Голохвастов, — несомненно одного корня со словом кормление; но в них, очевидно, нет ничего общего с понятием о питании; об эксплуатации в свою личную, частную пользу, и все они прямо указывают на понятие об управлении» (Русск. архив, 1889, № 4, с. 650). «Дать кому-либо город или область в кормление — значит поручить ему управление этой местностью или, как сказали бы теперь, сделать его губернатором» (там же).

Известно, что еще К. С. Аксаков выражал сомнение, правильно ли поступал С. М. Соловьев, понимая слово кормиться «в современном разговорном значении без исследования исторического». «Знакомство с памятниками показывает нам совсем другое»32. Несомненно, что истолкование слова — кормление (применительно к боярской деятельности) зависело от общей концепции древнерусского социально-исторического процесса. Классовые основы понимания термина кормление в значении `управление' раскрываются в таких заявлениях П. Д. Голохвастова, выступившего со статьей «Боярское кормление» в защиту мнения Д. Д. Голохвастова: «Назывались ли бояре кормленщиками от прирожденного права как можно сытнее кормиться народонаселением, т. е. буквально мироедствовать или же от прирожденной обязанности, с дворцом во главе, кормильствовать землю <т. е. управлять землей. — В.В.>, вот ведь в чем вопрос» (Русск. архив, 1890, № 6, с. 242). «Как же историки-то, Иловайские, Ключевские... как же могут они, изучившие книгу бытия Руси изначала даже и доднесь, не спохватиться, в чем вся raison d'etre, вся причинная суть этой, будто бы ”достаточно выясненной“, так называемой системы кормления? Ведь очевидно же, вся она единственно в модности, еще Пушкину столь претившей, но тогда еще только буржуазной, теперь уже уличной, бесстыже-оголтелой модности ляганья.

В заключение проф. Иловайский, допуская возможность происхождения разных омонимов: кормити, корм, корма, кормило и т. п. от одного корня, отказывается от всяких «этимологических упражнений» в этом направлении: «Объяснить, какими путями образовались в народном языке разнообразные выражения, пошедшие от одного известного корня, или разные оттенки одного и того же слова, — это такая задача, которая часто не под силу и записным филологам» (с. 436).
https://hojja-nusreddin.livejournal.com/1446427.html

Без мысли А.С. Шишкова (2) о природности языка, кроме догадки, что слова "кормити, корм, корма, кормило, кормчий, х(к)оронить" и т.п. от одного корня (какого?), образуется тупик, т.е. "задача, которая не под силу и записным филологам».

Поэтому, вероятно, что к дереву слов на основе предлога К относятся такие слова, как например: кормити, корм, корма, кормило (управление при принадлежности), х(к)орон - х(к)оронить, а также корень, кора, крона <<== К + ор (словообразующее).

2. Аналогично, кроме догадки, что слова "корень" и "кора" от одной основы (какой?), дальше не идёт. Которых слово "крона" (дерева) приводит в замешательство, и выручает германизированная версия, дескать, от немецкого слова "корона". Но слово "крона" и "корень" имеют одинаковый костяк КРН (маловероятно случайно или от разных основ). По какой причине (по герман. версии) бесследно исчезло славянское слово, обозначающая крону дерева - ответа нет. Что вполне понятно.

Или такой, например, вопрос: почему у слова "дерево" вокруг корень, кора, крона? А само "дерево" - не КР. Поэтому версия про КР = "оболочка дерева, называемая корою, бывает в старых деревьях обыкновенно сухая, черствая, ломкая, и во время преломления издает сей звук, от которого название свое получила" не подходит.

Корень (по Фасмеру): род. п. -рня, укр. корiнь, др.-русск., ст.-слав. корень, род. п. корене (Супр.), болг. корен, сербохорв. корен, словен. koren, чеш. koren, слвц. koren, польск. korzen;, в.-луж. korjen;, н.-луж. korjen;. Сюда же русск.-цслав. кор;, сербск.-цслав. кор; – то же (Вайан, "Slavia", 11, стр. 33 и сл.).

Другая ступень чередования; лит. keras "куст, корень, засохший пень", лтш. cera "волосы (на голове), особенно растрепанные", cers "куст", лит. kirnа "острый пень", др.-прусск. kirnо "куст", лит. kereti "пускать корни"; см. Лескин, Bildg. 162; Бернекер 1, 570; Фортунатов, ВВ 3, 57; Траутман, ВSW 127; М.–Э. 1, 375; Шпехт 55; Миккола, Ursl. Gr. 3, 45, 47. Знач. коре;нье собир. "волшебство, чары" развилось из понятия "лекарство" (Преобр. I, 353).

Якорь без крюка, анкер, анкх, К. Некрюковые якоря на картинке, но которые тем не менее прилегают ко дну. Их назначение - прикрепиться ко дну любым способом, не обязательно быть "крюком". Некий т.н. "традиционный" взгляд на происхождение слов, по которому, дескать, даже слово "крюк" (якобы якорь) дружно заимствован из "древне"-греческого или латинского.

"Само слово "якорь" можно по праву считать интернациональным. Вот как оно пишется и произносится на нескольких современных европейских языках: аnсога (анкора), ancre (анкэр), anchor (энкор), ancla (анкла), anker (анкер), ankar (анкар) , anker (анкер), ancuris (энкурис), ankkuri (анкури).

Бросается в глаза очень схожее написание и звучание этого слова, чувствуется общий корень "анк". Филологи относят слово "якорь" к числу слов, заимствованных этими языками из древнегреческого или латинского, что еще раз подтверждает, что родина железного якоря - бассейн Средиземного моря.

Древние греки назвали железный якорь словом "ancura" - "анкура", происходившим от корня "анк", что по-русски означает "крюк", "кривой" или "изогнутый". Таким образом, слово "анкура" можно перевести на русский язык как "имеющий кривизну" или "имеющий изогнутость". Кто знает, может быть, первые железные якоря и впрямь походили на большие крюки!"(4)

"Вероятно, сразу же после появления двурогого якоря со штоком его, еще далекая от совершенства, конструкция стала символом мореплавания, дальних странствий, морской торговли. Моряки античного мира, убедившись, что якорь не раз оказывался их единственным спасением в беде, стали считать его изображение символом надежды. В искусстве Древнего Рима якорь - это один из атрибутов аллегории радости возвращения на родину после долгих и тяжелых скитаний на чужбине. В период возникновения христианства якорь у многих народов, обитавших на берегах Средиземного моря, стал символом непоколебимости, надежды и спасения. Может быть, это произошло потому, что в изображении якоря со штоком, развернутым в плоскости рогов, верхняя часть его воспринималась христианами как знак креста."(4)

Т.е. "общий корень «анк». Кроме крюковых, ранее использовались некрюковые якоря. Имели они своё название? Вероятно имели, которое, дескать, бесследно исчезло. В отличие от крюковых, название которых якобы происходит от слова "крюк".

Оказывается, что слово АНКЕР (совсем не "крюк") - <немецкое anker>: 1) деталь ходового механизма часов - вилка, соединенная с маятником или балансом 3; служит для достижения равномерности хода часов; 2) деталь для скрепления частей машин и сооружений; у последних а. закладывают в кладку стен, фундаментов, сводов; 3) горн, анкерная крепь - детали в виде штанг или болтов, закрепленные в массиве пород и удерживающие их от расслоения и обрушения (гл. обр. в подземных горных выработках). http://slovonline.ru/slovar_inostran/b-0/id-897/anker.html

Анкерный болт с гайкой - для полнотелых материалов и тонких бетонных перегородок
Анкер клиновой - для полнотелых материалов и сжатого, и растянутого бетона
Анкер забивной - для надежного крепления тяжеловесных конструкций
Анкер-клин - для быстрого монтажа подвесных конструкций
Анкерный болт — для полнотелых материалов.

Иными словами АНКЕР - это "соединитель" и происходит от предлога К (или "анК"), от которого произошли слова "анКер", "яКорь" (впоследствии ставший крюком).

Википедия. Анх (егип. аnkh ), коптский крест — символ, ведущий своё происхождение из Древнего Египта. Известен как египетский иероглиф "анкх", а также как один из наиболее значимых символов древних египтян. Также известен как «ключ жизни», «ключ Нила», «бант жизни», «узел жизни», «крест с петлей», «египетский крест», «крукс ансата» (лат. Crux ansata).
Значения анха как знака расплывчаты и спорны, однако обычно считается, что он символизировал жизнь, бессмертие, вечность, мудрость, являлся защитным знаком<10>. Анх указывает на божественное и вечную жизнь, поэтому нередко на древнеегипетских изображениях боги подносят фараонам к носу анх (словно дыхание жизни). В качестве знака неиссякаемой жизненной силы знак анкх наносился на стены храмов, памятники и окружающие предметы; часто его можно видеть на фризах, утвари и даже вокруг подножия, откуда, возможно, среди прочего он перешёл на ремни сандалий<1>.

Как иероглиф этот знак означает “жизнь” (анкх), как символ — указывает на божественное, т.е. на вечную жизнь. Т.е. обозначает "причастность" или предлог "К".

Вероятно, слова "крюк" и "якорь" происходят от одной основы - предлога К.

Ещё один яркий пример: слово "ком" - собирание (чего-либо) "К" вместе.

3. Удивительное слово "кон". В словаре Даля:

КОН, м. начало, предел, межа: | рубежь, конец; | ряд, порядок, очередь, раз. Вот откуда пошел кон земли нашей. Скот у нас в ко пошел, падеж! Архипка на кону, в перву голову в ставку идет. От кона, спокону, спокон, искони так водилось. Докону, до конца, доконать. | В играх, поприще, место игры, постановки, и пр. порядок козен, бабок, кеглей. Первому кону не верь. Первому кону не радуйся, выигрышу. | В игре на деньги, они ставятся на кон, ставка, пулька, казна. Голова на кону. Рок на кону бьет, неурочье за коном. Сам в кон ставит, а другим споспешенья желает! Вся беда на кону, вся участь, проигрыш и выигрыш. Сбить кого с кону, с места, лишить власти, значенья. По первому кону, на кону, разу, в первый раз; или в первом ряду, порядке. Ямщики на кону, копаются, мечут жеребей об очереди. Кон его пришел, калужск. черед, очередь; | конец, гибель, смерть. | Товарищество, братство, соглас. Он не нашею кону. Либо в кон, либо вон. Коновой, все, что на кону, в ставке. Коновной, относящ. к кону; начальный, коренной. Коновной зачинщик. Конобавиться твер. пск. проклажаться в сборище, забавляться, беседовать. Конобой м. сев. крик, шум, суматоха, сполоха, тревога. | собират. сборище повес, шалунов, буянов. Конобойный народ, буянливый;- ягоды, потоптанные на месте, плохие. Конобоиться сев. шуметь, кричать, спорить или буянить; | колотиться, биться, возиться, колобоиться. Коноботиться казач. беспокоиться, хлопотать, суетиться. Не коноботьтесь, хозяюшка, я сыт. Конобродить, коноброд, твер. пск. колобродить, колоброд и пр. Коновод м. -дка ж. зачинщие, затейшик; затевала, в смутах, играх, проказах и пр. (см. также конь). Коновщик м. у кого есть ставка, заклад на кону, участник в игре. Конать, -ся, конобоиться, см. также выше на своем месте. Конить кого, казач. в играх, где бросают бабку, палку: перекидывать, бросать далее. Я тебя конил, перекинул тебя. | Зубы конят, сар. донимают, болят. -ся, казач. симб. конаться, метать жеребей. Конаются ямщики, по палке, по веревке; в играх, счетом и пр.

Слово КОН значило и НАЧАЛО, и КОНЕЦ, и ПРЕДЕЛ, и ОТКУДА, то, вероятно, логично просто, что оно произведено из предлога К.

Слово "князь" происходит от слова "кан" (впоследствии «хан») с уменьшительным суффиксом «-ец» («князь»  — местный, уменьшенный «кан» (хан), т.е. «канец» или «князь» (в современном звучании) и происходит от одной основы (предлога К) и получилось слово КАН (устар.) или в современном виде якобы "хан".

КАН <<== предлог К + ан

Вероятно, что слова «кан/хан» и «князь» отличаются уменьшительным суфиксом – азь/ец/- .

Рассмотрим якобы немецкое слово «герцог».

В словаре пишут:

«Происходит от нем. Herzog «герцог», далее из др.-в.-нем. herizogo букв. «тянущий за собой войско». Русск. герцог (изначально в виде арцух, арцуг, арцыух)». Использованы данные словаря М.Фасмера.

С чего бы слово, значащее «тянущий за собой войско», не перевели, а переиначили на свой лад в виде арцух, арцуг, арцыух? Не проще ли было назвать «вожак, вождь»? Получается, что называли арцух, арцуг, арцыух. Заметим интересное совпадение: сочетание «архи-» (важно, главный), которое также имелось в виде «арци-», содержится в слове «арцуг», т.е. в современном переводе — «главный, важный». Либо значит

архи + К(предлог) ==>> арциК,

или «главный принадлежащий к (территории), владеющий территорией», или имеет то же значение, что и слово «арцикнязь», архикан.

Например: князь Московский (топоним), т.е. принадлежность к территории (в основе предлог К), но слово «князь» обозначает удельного кана/хана с уменьшительным суффиксом в отличие от верховного в слове «кан/хан».

Аналогично, КОН - принадлежность и к началу, и к концу, и предел.

Стоит отметить курьёзно-маргинальную версию происхождения слова «князь» якобы от слова «конь». В которой незадачливо или намеренно не предусмотрено, что в этом случае выходит, дескать, был ОДИН конь (только для князя) во всём княжестве, а все остальные подданные (даже ближайшие помощники) не имели право на коня... Так и ходили (... ?...) воевать пешими во главе с одним конным военачальником...?

Пример подгона под ответ.
Википедия. "Эконо;мика (от др.-греч. ;;;;; — дом, хозяйство, хозяйствование и ;;;;; — ном, территория управления хозяйствованием и правило, закон, буквально «правила ведения домашнего хозяйства»)".

В слове  «экономика» остаётся только «эко» (не ;;;;;),... буква «с» таинственно исчезла, а тогда  уже не слово «дом» (каз) — первая часть якобы сложного слова.
Вероятно, что слово ЭКОНОМИКА происходит от слова ИКОНОМ (управляющий церковным имуществом), в котором корень КОН.

"В книге "Империя", гл.8, на основе анализа средневековых источников, мы показываем, что "загадочный" средневековый царь-священник ПРЕСВИТЕР ИОАНН - это русский царь-хан Иван Калита, он же - хан Батый. Но тогда нельзя не отметить, что слова' КАЛИТА и КАЛИФА, с учетом обычной замены Т на Ф, просто СОВПАДАЮТ. Напомним, что Т и Ф переходят друг в друга из-за двоякого прочтения греческой и славянской фиты. В самом деле, Фома - Томас, Федор - Теодор и т.д.... Итак, получается, что ИВАН КАЛИТА = КАЛИФА ИВАН = царь-священник КАЛИФ ИВАН = ПРЕСВИТЕР ИОАНН.... Неудивительно, что этот титул или прозвище Ивана Калиты = хана Батыя сохранился во многих частях созданной им "Монгольской" Империи именно как наименование ЦАРЯ-СВЯЩЕННИКА, главы государства и церкви одновременно. Таким правителем, по-видимому, и являлся Иван Калита = Батый. https://chronologia.org/seven4_2/202.html (6)

Маловероятно, что ИВАН КАЛИТА = КАЛИФА ИВАН = царь-священник КАЛИФ ИВАН = ПРЕСВИТЕР ИОАНН имел титул или прозвище, которое «связано с названием большого кошеля, который обычно носили на поясе», которое получил, дескать, или от щедрости, или от скупости (Википедия)... ?

Совершенно ясно, что  слово КАЛИТА = КАЛИФ произошло от предлога К, означающее принадлежность  (к высшему, священному). Аналогично слово «Кёльн», который ещё в римский период истории  был религиозным центром проживавших здесь христиан или «священный Кёльн», в котором мощи трёх царей, которые, по преданию, приходили с дарами поклониться младенцу Христу... И вдруг,... дескать, название «Кёльн» — это якобы слово...? ... «колония/селение». Что крайне маловероятно.
Более вероятно, что слова «Кёльн», «КАЛИТА = КАЛИФ» имеют основу — предлог К — принадлежность к высшему, священному.

Рассмотрим слово "кий".

Кий — палка для игры в бильярд.

Кий — легендарный князь полян, основатель Киева.

Кий — остров в Онежской губе Белого моря, Россия.

Кий — два острова (Большой Кий и Малый Кий) в Печенгском заливе Баренцева моря у полуострова Рыбачий, Россия.

Кий — село (аул) без населения, Джейрахский район Ингушетии.

То, что "кий" - это палка для игры в бильярд, то реально, а вот "легендарный князь полян, основатель Киева" - это легенда, миф, историческое предположение для попыток объяснения названия города Киева, которое никак внятно не аргументируется, кроме как предположить, дескать, от имени Кий. Аналогично и название острова Кий, в этимологии которого имеются всевозможные маловероятные версии. В обеих случаях из природного языка следует более вероятное происхождение слова Кий из предлога К, т.е. "принадлежащий" (на современном языке). Уместно будет напомнить, что в "Древнерусском словаре" И.И. Срезневского имеется слово "ник", означающее "никто". Иными словами предлогом К обозначали современное понятие "кто" (или "кой-то", или "кой"). Тогда становится понятно происхождение слова «некий», происходящее из предлога К с отрицанием «не-», т.е. «не принадлежащий», которое в современном языке значит «этот указуемый, но неизвестно какой», не известна принадлежность, сущность. Происхождение слова «некий» без признания предлогов как основы природного языка крайне туманно, не конкретно, например:

«не;кий др.-русск., ст.-слав. н;кыи (Супр.), болг. ня;кой «некто», словен. ne;;ki «некий», чеш. ne;k;. Из *ne;-, подобно не;когда, не;который, не;кто и *kъjь (см. кой). Приставку ne;- обычно объясняют из *nе ve; «не знает» (Мi. ЕW 214; Ягич у Педерсена, KZ 40, 147; Френкель, IF 41, 411; Миккола, Ursl. Gr. 3, 19), что неудовлетворительно фонетически. С др. стороны, в *ne;- видят удлиненную ступень отрицания nе- (Бругман, Grdr. 2, 3, 976; Траутман, ВSW 194; Вондрак, Vgl. Gr. 2, 345; Дельбрюк, Syntaх 3, 518), причем ссылаются на лит. neka;s «нечто», nekur;s «некий». Но ср. также ука; зания на и.-е. дейктическую част. nе-, nо- (Перссон, IF 2, 200 и сл.)». Происхождение слова некий в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

"Старейшие русские былины были записаны, в основном, в XVII-XVIII веках, и теперь становится понятно, почему в них КИЕВ - это либо Царь-Град, либо Кефа-Каффа-Феодосия". https://chronologia.org/kak_solovej/krym_buyan_01.html

Иными словами слово «Киев» происходит от предлога К и обозначало город, который принадлежал священному, где находился верховный правитель.

4. Слово ГДЕ.

Происходит от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. къде (др.-греч. ;;;), русск. где, укр. де, болг. де, къде;, сербохорв. кди, словенск. gd;;, kj;, чешск. kde, польск. gdzie, в.-луж. (h)d;e, н.-луж. ;e, ;o. Вместе с тем встречается др.-русск. гд; (XIII—XIV вв.), согласно Соболевскому, измененное под влиянием местн. ед. на -;. Исконнородственно др.-инд. k;ha «где», вед. k; «где», авест. kud; «где», k; «где», а также др.-инд. k;tr; «где», «куда», алб. ku «где», оскск. puf «ubi», кимрск. cw, cwt «где, куда», лит. kur; «где». Лат. ub; «где» и умбр. pufe содержат измененные окончания. Использованы данные словаря М. Фасмера.

Если предположить, что слово "где" происходит от предлога К, то все недоговоренные намёки неизвестно на что становятся лишними, и вполне логично, что имеет смысл "к чему объект причастен".

Интересное совпадение имеется в финикийском и в алфавитах из него происшедших (например: в латинском) — имеется ДВЕ буквы К... Отчего такая нелогичность и настойчивое необъяснение? Вероятно, что обозначали разные понятия в изначальном алфавите.

Заметим, что в финикийском алфавите (чтение справа налево) некоторые буквы «направлены» симметрично в другую сторону по сравнению с буквами алфавитов, в которых читали слева направо. Вероятно, что эти буквы обозначали некие действия, обозначенные картинкой в виде букв. Т.е. при движении чтения в другую сторону, меняли направление и картинки-буквы.

При чтении справа налево символ буквы kappa изображает рисунок в виде предмета (обозначено цифрой 1) и места присоединения чего-либо (обозначено цифрой 2 в красном кружке), что обозначает предлог К. При чтении в обратном направлении (слева  направо) буква К поворачивается в другую сторону (сначала предмет, потом присоединение) — это обозначение предлога К.

Буква koppa (давшая букву Q) также обозначает предлог К, но с другим видом присоединения, что обозначено в виде кружка с полоской.

Интересно похожие начертания буквы koppa и знака Анх, который также обозначает предлог К.

Википедия. Анх (егип. ;n;), коптский крест — символ, ведущий своё происхождение из Древнего Египта. Известен как египетский иероглиф ;, а также как один из наиболее значимых символов древних египтян.

Кстати, отсюда получаем происхождение слова «quadro», которое в Википедии определяется —
"Происходит от лат. quadrum «четырёхугольник, квадрат», далее из quattuor «четыре», далее из праиндоевр. *kewtwor"

... а «праиндоевр. *kewtwor»,... естественно, дескать, неведомо как/откуда и почему... из древних древностей. Но стоит обратится к природности языка, и увидим, что слово «квадро» (4 = 3+1) — это всего лишь добавка к слову ТоРь (=3) (См. Один, два, три. Происхождение счёта, https://grdorohov.livejournal.com/6295.html

квадро <<== К (в) + ТоРь

Рассмотрим слово «покой». Этимология в словарях сводится к единому повторяющемуся выводу, дескать:

"Покой. Общеслав. Образовано от покоити (ср. чешск. kojiti «успокаивать»), того же корня, что и почить (см.), лат. quies «спокойствие, сон, мир», опочивальня." Происхождение слова покой в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.

Если от слова «почить», то где корень? Неужели тут корень «ч», а «по-» — приставка? Конечно, корень «ч». Как тут слова «учить, чинить»? ... Не подходят по смыслу?... Хорошо. Будем искать по смыслу. Более вероятно по смыслу от предлога К, т.е. приближение, присоединение. Именно изначальная основа — предлог К. Но искать происхождение древних слов одно от другого приводит к движению именно одно слово от другого, а изначальное теряется, что и наблюдается в словарях, игнорирующих происхождение слов из природного языка, из междометий, предлогов.

Интересное совпадение в словах "показать и сказать", у которых одинаковый корень КАЗ, но имеют разные значения в зависимости от приставок с- или по-.

Сказать. "Образовано из с- + казать, от праслав. *kazati (s;), от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. казати, каж; (др.-греч. ;;;;;;;;;, ;;;;;;), русск. казать, укр. казати «говорить», болг. ка;жа, ка;звам «говорю», сербохорв. ка;зати, ка;же;м «сказать», словенск. k;zati, k;;em «показывать», чешск. k;zat «читать проповедь, наставлять; показывать, приказывать», польск. kaza;, ka;; «читать проповедь, приказывать», в.-луж. kaza; «показывать, называть», н.-луж. kaza;; восходит к праиндоевр. *k;ek'-. Вероятно предположение о чередовании индоевр. ; и ; в конце к. (ср. греч. ;;;; «предначертание, указание»; ;;;;;; «доказательство» и т. д.) и родстве с др.-инд. k;;c;at; «появляется, блистает, светит», ;k;c;ya «увидел», авест. ;kasat; «увидел», нов.-перс. ;g;h «сведущий», далее: др.-инд. c;;;; «появляется, видит», саk;аs ср. р. «блеск, сияние, лицо», авест. ;a;;ite «учит, наставляет», ср.-перс. ;;;;tаn «учить», греч. ;;;;;; «знак». Использованы данные словаря М. Фасмера.

Показать. "Образовано из по- + казать, от праслав. *kazati (s;), от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. казати, каж; (др.-греч. ;;;;;;;;;, ;;;;;;), русск. казать, укр. казати «говорить», болг. ка;жа, ка;звам «говорю», сербохорв. ка;зати, ка;же;м «сказать», словенск. k;zati, k;;em «показывать», чешск. k;zat «читать проповедь, наставлять; показывать, приказывать», польск. kaza;, ka;; «читать проповедь, приказывать», в.-луж. kaza; «показывать, называть», н.-луж. kaza;; восходит к праиндоевр. *k;ek'-. Вероятно предположение о чередовании индоевр. ; и ; в конце к. (ср. греч. ;;;; «предначертание, указание»; ;;;;;; «доказательство» и т. д.) и родстве с др.-инд. k;;c;at; «появляется, блистает, светит», ;k;c;ya «увидел», авест. ;kasat; «увидел», нов.-перс. ;g;h «сведущий», далее: др.-инд. c;;;; «появляется, видит», саk;аs ср. р. «блеск, сияние, лицо», авест. ;a;;ite «учит, наставляет», ср.-перс. ;;;;tаn «учить», греч. ;;;;;; «знак». Использованы данные словаря М. Фасмера.

Вероятно, что образованы в природном языке в то время, когда слова «сказать» и «показать» имели одно значение. Что же это за таинственный корень КАЗ?... А происходит этот корень КАЗ/КАТ из предлога К (движение к объекту) и предлога ОТ/ИЗ. Переход С-Т практически не изменил смысла предлогов ОТ и ИЗ - движение от объекта. Иными словами древний корень КАЗ/КАТ означает сумму движений: К и ОТ/ИЗ объекта, т.е. слова "казна, хозяйство, государство" составляют движение К + ОТ/ИЗ.

Рассмотрим слово «дока». В словарях пишут:

Дока. "Это слово в значении «знаток», видимо, возникло на базе латинского doctus — «ученый». Происхождение слова дока в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.

"Дока м. I. «знаток, толковый человек», напр. сарат. (РФВ 69, 150). Обычно считают семинарским образованием от лат. doctus, doctor «ученый»; см. Горяев, ЭС 93; Преобр. 1, 188. Напротив, Зеленин (РФВ 54, 118) объяснял это слово как исконнорусск., от до;шлый.

дока; II. «(до тех пор) пока», арханг. (Подв.) Образовано из до и формы вин. п. мн. ч. ср. р. ка (от кой), аналогично пока;". Происхождение слова дока в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

Интересные совпадения, дескать, слово «дока» «на базе латинского doctus — «ученый». Но в тоже время имеется явно русское значение «до тех пор, пока», (арханг.), которое образовано (в свете природного языка) из приставки «до-» и предлога К, т.е. «до к», или «до присоединения».

Поскольку присоединения, обозначаемые предлогом К, могут иметь всевозможные значения, то в значении «присоединение к знаниям» имеет смысл слово «дока» — знаток, толковый человек.

Вероятно, что слово «доктор» (учёный) образовано из имени существительного «дока» сначала в виде глагола, присоединением «-ить» и получилось  — «докить», а потом снова имя существительное «доктор» — добавлением суффикса «ор».

Cлово «документ» состоит из 2-х частей: «дока» + МТ, т.е. «научное материальное».

Значение присоединения, принадлежности (образованного от предлога К) также сохранилось в суффиксах -К, -иК-, в составном суффиксе «-н-иК» (носовое -н- отбросить без изменения смысла, например: орешник), где субъект, объект по свойству или признаку, которые определяют его отношение или присоединение к предмету, занятию, действию (химик, клубника, чайник, ельник, задвижка, вспышка), в прилагательных: ломкий (принадлежащий к лому).

Интересная этимология слова «кепка». Словари сообщают, дескать,

Кепка. "Искон. Суф. производное от кепи < франц. k;pi, заимств. из нем. яз., где K;ppi — уменьшит.-ласкат. от Kappe «колпак, берет», восходящего к ср.-лат. cappa «плащ с капюшоном». См. капюшон. Происхождение слова кепка в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М

То есть предлагается исходное слово — Kappe «колпак, берет», которое в свою очередь, мол,... от «лат. cappa «плащ с капюшоном». Но, оказывается имеются однокоренные слова в древне-русском языке (словарь И.И. Срезневского): каптура (тёплая шапка), капторга (футлярчик у пояса), каптан (зимняя повозка), которые в свою очередь, вероятно, восходят к слову «капь» (вместилище), имеющее в основе предлог К (присоединение).

Вероятно, что слова «капля, капище» также имеют основу предлог К.

Рассмотрим слово «колено», имеющее значения:  часть ноги, в которой находится сустав, соединяющий бедро и голень, место сгиба ноги; в пении, танцах; поколение в родословной. Происхождение слово предлагают словари:

"коле;но, укр. кол;но, ст.-слав. кол;но ;;;;, ;;;;, болг. коля;но, сербохорв. ко;љено, словен. kol;no, чеш., слвц. kоlеnо, польск. kоlаnо, в.-луж. kоlеnо, н.-луж. k;leno. || Родственно лит. kely;s — то же, kele;;nas «колено, коленная чашечка», греч. ;;;;; «член», ;;;;; «бедренная кость, плечевая кость», далее сюда же член (см.); Бернекер 1, 545; Мейе, МSL 14, 375; ВSL 27, 55; Траутман, ВSW 125; Гофман, Gr. Wb. 168; М.-Э. 1, 368. Вряд ли связано с колесо;, вопреки Ильинскому (AfslPh 29, 163). Нельзя отделять от коле;но «род, поколение» и сближать последнее с че;лядь, греч. ;;;;; ср. р. «толпа» (Фортунатов, ВВ 3, 57; Мейе, ;t. 444; МSL 8, 237); против см. Бернекер, там же; ср. также лат. genu «колено» и genus «род», греч. ;;;; и ;;;;; (Шуман, AfslPh 30, 296 и сл., а также Бернекер, там же)". Происхождение слова колено в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

Вероятно, что происходит слова «колено, поколение» от слова КОЛ в значении «колоть, отколоть», что в свою очередь — от предлога К, тогда и будут понятны происхождения разных значений  — сустав, кость и род, поколение. А вот слова «член, челядь» происходят от слова «чалить» (вязать; связывать, привязывать, закреплять; наставлять, навязывать).

Кроме того предлог К образовал частицу «-ка» в виде (из ВикиСловаря):

1) «-ка. Частица; неизменяемое, присоединяется к повелительным формам глаголов, всегда без ударения». Например: давай-ка.

2) «при добавлении к разным частям речи образует непереходные глаголы несовершенного вида со значением действия, которое имеет отношение к тому, что названо мотивирующим словом ; а ; акать, ау ; аукать, вы ; выкать, да ; дакать, и ; икать, кар ; каркать, мяу ; мяукать, ой ; ойкать, о ; окать, тяв ; тявкать, я ; якать, ты ; тыкать при этом глаголы, мотивированные междометиями и звукоподражаниями, имеют значение: произносить или воспроизводить то, что названо соответствующим мотивирующим словом ; агу ; агукать».

Вариант с иллюстрациями https://grdorohov.livejournal.com/5033.html

Литература.

1. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.

2. А.С. Шишков. Славянорусский корнеслов. Изд.Духовное преображение, 2011 г.

3. В.В.ВИНОГРАДОВ, "ИСТОРИЯ СЛОВ". Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет "Рус. яз.". Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с.; 25 см.; ISBN 5-88744-033-3

4. Л.Скрягин. Книга о якорях. Издательский дом: Транспорт, 1973

5. А.Н. Драгункин. "5 сенсаций", "РИПОЛ классик", СПб; "Респекс", 2010

6. Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко. ТАЙНА РУССКОЙ ИСТОРИИ. Том 4 , книга Глава 2. РАЗНОЕ. 2. КТО ТАКИЕ КАГАНЫ.

Вариант с иллюстрациями https://grdorohov.livejournal.com/5033.html