Сариса рассказывает

Евгений Радомысельский
    Сариса  (сарисса) – один из самых интересных видов древнего оружия, которое чуть было, не обеспечило Александру Македонскому огромную империю от Греции до Инда. 

   На фотографии её металлические части. Это что-то вроде исторического артефакта из IV века до н. э.

   Вот сведения знатока холодного оружия: «Сариса, сарисса (совр.) (лат. sarissa) — длинное ударное копьё, пика.
   Впервые получила известность в Македонии со времени Филиппа, отца Александра Македонского. Само слово типично македонское и, как полагают некоторые исследователи, первоначально обозначало древко копья. Античные авторы римской эпохи употребляли название «сарисса» для обозначения разных типов македонских копий, не только для длинной пики. Так, Курций в эпизоде поединка грека с македонцем  называет сарисой метательное копье, а у Арриана – Александр убил Клита сарисой, выхваченной у стражника, а потом в отчаянии хотел покончить с собой, уперев «сарису» в стену.

   Сариса внушала трепетное почтение античным авторам, однако, кроме сведений, сообщенных Полибием, не существует полного описания этого орудия македонской фаланги, хотя по её конструкции и методам использования защищено немало научных диссертаций. Полибий сообщает:

   «Длина пики согласно начальному замыслу 16 локтей [1 локоть = 45 см]...(7 м 20 см)».

    Конструкция такого длинного копья остаётся загадкой. В письменных источниках нет сведений на то, что сариса состояла из двух частей. Думать так позволяют археологические находки металлических втулок, но в таком случае прочность пики подвергается сомнению. Реконструкция пики с длиной в 6 м показывает сильный прогиб её под весом наконечника, так что составная пика могла развалиться даже от сильного порыва ветра.

   Древко сарисы изготовлялось из кизила. В археологическом музее Фессалоник хранятся металлические части копья, найденного в царском склепе в Вергине (см. фото): листовидный наконечник, подток (задний утяжеляющий упор) и центральная втулка. Некоторые археологи полагают, что это составные части сарисы. Диаметр древка данной сарисы составлял около 3,2 см по всей длине, а масса всей пики до 6,8 кг. Подток имеет острый шип, который мог ранить своих же солдат в плотной фаланге, и его предназначение не совсем ясно. Считается, что шип нужен для втыкания пик в землю. На многих изображениях кавалерийских копий той эпохи виден такой подток, и он предназначался для ведения боя в случае поломки копья».


   В многочисленных статьях интернета, посвящённых сарисе приводятся эти же сведения с небольшими вариациями.

   Меня, как человека связанного с техникой, заинтересовали особенности сарисы. И у меня возникли мысли о том, почему у Александра Македонского македонская фаланга оказалась такой действенной.

   Я думаю, что сариса была, не так проста, как кажется. Её древко делали из кизила. Это сложный и не «строевой» материал, как сосна или дуб. Получить крепкую длинную и ровную жердь кизила не так-то просто. Это значит, что древко сарисы было, скорее всего, клееное составное (из пластин, подобранных для максимального сопротивления изгибу) и обработано специальной пропиткой для прочности. На востоке делали клееные конструкции луков, так что там могли наладить производство необходимых Филиппу древков.

   Длина сарисы около 5 метров выбрана не случайно. Предположим, что шип подтока втыкался в землю (об этом есть косвенное указание Александра о том, что сариссофор 2-го ряда должен быть обут. Это скорее всего связано с тем, что он должен ногой удерживать воткнутый подток.) и сариссофор поднимал её передний конец двумя руками на уровень головы или груди противника (до 1,5 метров) стоя, удерживая её на высоту опущенных рук (65 см). В этом случае он должен взяться за древко за расстоянии 2,17 м от подтока. При этом сам должен отстоять  от подтока на 2 м.

   Если сариссофору нужно поразить всадника, то сарису надо будет поднять до 3 м. А это значит, что он её должен взять на грудь (1,3 м) и на расстоянии 2,17 м от подтока. При этом сам должен отстоять  от подтока на 1,74 м. Т.е. усилие он должен приложить такое же, что и в первом случае. Возможно, что центральная втулка на царской сарисе указывала на место наилучшего хвата. Предположительно, что поражать лошадь сариссофор  не должен, так как она слишком крупная цель для сарисы (она её просто сломает). Возможно использование плеча сариссофора из первого ряда, как упора для сарисы сариссофора из второго ряда на том же расстоянии от подтока. При этом активным сарисофором должен быть именно он.
 
    Но вообще–то я убеждён, что Александр Македонский использовал свою фалангу не только по прямому назначению: неспешное наступление и уничтожение пехоты и конницы противника, но и как подвижную стену крепости. Я думаю, что 16 рядов фаланги ему нужны были не только для того чтобы нести запасные сарисы и менять раненых и уставших сариссофоров первых 3-4 рядов. Скорее всего на плечах последних рядов устанавливались пики с щитами (своеобразные носилки), на которых размещались лучники, пельтасты (метавшие дротики) и пращники. Они становились существенной угрозой небольшим пешем или конным отрядам лучников.

    «По Анониму последние 4 солдата в ряду и на флангах должны быть вооружены такими же копьями, как и первые 4, чтобы иметь возможность отражать нападение с любой стороны. Остальные 8 солдат в лохе могли действовать дротиками и метательным оружием» (Воины и военная техника вики).

   Над фалангой Александра, скорее всего, возвышались наблюдательные колёсные башенки и башни передвижных катапульт (баллист), которые собирались из перевозимых частей перед сражением. Они расправлялись с большими группами метателей или лучников, угрожающих фаланге.

   «Существует миф, что древние осадные орудия применялись только при штурме. На деле еще римляне осознали, что против больших скоплений людей баллиста творит чудеса, и вовсе не брезговали применять ее даже в открытом поле» (сайт «Метательные орудия древности»).

   Кроме того, у Александра Македонского фаланга была не линейная а угловая. Мне кажется, что он за её длинной «стеной» скрывал свою элитную конницу, выжидая, когда наступит удобный момент для раскрытия плеч фаланги и освобождения пути для решительного удара  конницы гетайров (Македонский клин).

   «В сражениях Александр Македонский умело использовал все преимущества тяжелой конницы, которую возглавлял в сражениях. Гетайры были главной силой стремительных тактических маневров и решительных ударов. В сочетании с непоколебимой пехотной фалангой, конница неизменно приносила ему победу в бою». (Сайт «Гетайры: боевое братство Македонского»).

     В истории древнего мира Александр Македонский возглавляет список  выдающихся полководцев. Вот о чём рассказали нам металлические части сарисы, найденные, предположительно,  из царского склепа в Вергине (конец IV века до н. э.).