Метод синектики

Николай Кириленко
Николай Яковлевич Кириленко – советский и российский ученый в области механики, экологии, педагогики, психологии, академик Российской академии естественных наук, профессор, заслуженный изобретатель Российской Федерации, заслуженный деятель науки Московской области, лауреат Национальной экологической премии «Экомир», лауреат Международной экологической премии «EcoWorld», Международной премии им. М. Нострадамуса, специальный диплом им. Н.И. Вавилова Международной экологической премии «EcoWorld», почетный ученый Европы, почетный изобретатель Европы, выдающийся натуропат Европы.




МЕТОД СИНЕКТИКИ


При обычном мозговом штурме задача штурмуется, как правило, людьми, не обученными эффективным приемам изобретательского творчества. Кроме того, штурм происходит без какой-либо системы, без продуманного плена, стихийно. Ведущий, правда, стремится направить решение в желаемое русло, но делает это по наитию, задавая, в общем, случайные вопросы или просто ограничиваясь указаниями: «Будьте активнее! Фантазируйте! Разрушайте психологические барьеры!».

Но как? Штурмующие не умеют этого делать, они не обучены этому. Вряд ли таким путём, на «ура» можно взять «сильно укрепленную крепость» трудной задачи.

Вся соль мозгового штурма, вся его сила – в запрете на критику. Но здесь же и его слабость – для развития и видоизменения идеи нужно выяснить ее недостатки, т.е. нужна критика. 

Это противоречие удалось преодолеть У. Гордону (США)  в новом методе изобретательского творчества – синектике (synectics)  [1, 2].

Работа над синектикой была начата в 1944 году. В 1952 году была создана первая творческая группа, в работе с которой разрабатывались и испытывались те процедуры, которые легли в основу синектики. В 1959 году эта работа была в основном закончена.

Теоретические основы синектики, как и других методов активизации мышления, весьма несложны:

- творческий процесс познаваем и его описание может быть использовано для разработки методических указаний по оптимизации этого процесса;

- творческий процесс отдельного лица аналогичен творческому процессу коллектива людей;

- иррациональный момент в творческом процессе важнее рационального;

-  в скрытом,  «дремлющем» состоянии находится гораздо больше творческих способностей человека, чем это обычно предполагают;

- эти способности можно активизировать и стимулировать.

Нечто подобное повторяет в своих работах и Осборн. Но он обычно приводит простые аргументы: такой-то изобретатель не побоялся выдвинуть такую-то смелую идею, заработал столько-то денег, значит не надо бояться выдвигать идеи, кажущиеся невероятными, и ... ничего не говорит о механизмах решения. Получается так – каждый должен пытаться изобретать, все вещи поддаются улучшению, всё зависит от вашей настойчивости и, конечно, от удачи.

Гордон действует глубже. Он использует философию, психологию, литературу, делает упор на необходимость предварительного обучения, на существование специальных приемов, на определенную организацию процесса решения. А главное – стремится анализировать процесс решения. В целом это значительно более глубокий подход к проблеме.

По мнению Гордона, существует два вида механизмов творчества:

- неоперационные (в смысле неуправляемые) – интуиция, вдохновение и т.п.;

- операционные – использование различного вида аналогий.

Нужно учить применению операционных механизмов, это обеспечивает повышение эффективности творчества и, кроме того, создает благоприятные условия для проявления неоперационных механизмов.

В общем случае синектический метод опирается на тот факт, что умственная деятельность более продуктивна в новой или незнакомой человеку обстановке. Ситуация, аналогичная рассматриваемой, быстро отвлекает человека от конкретных условий исследуемой задачи (с традиционным подходом к решению) и требует от него рассмотрения другой задачи, связанной с данной. Таким образом, привычное превращается в непривычное, и наоборот, непривычное – в привычное. Нужно в том, что стало уже привычным, достаточно примелькалось, увидеть нечто новое (а поэтому непривычное). Это достигается сознательным искажением и изменением обычного вида проблемы на основе проведения необычных аналогий.

В своей книге У. Гордон пишет: «Люди получают наследство из замороженных слоёв и способов понимания, которые придают окружающей действительности удобную привычную форму. От этого наследства нужно отказываться».

Практика показывает, что наблюдение за другими вещами значительно расширяет знания, которые можно использовать при решении данной задачи. Часто решение задачи подсказывается аналогичными ситуациями, встречающимися в других задачах, в природе или даже в художественной литературе. Синекторы используют обсуждение аналогии в качестве средства для ориентирования своего спонтанного мышления на поставленную проблему.

При этом используются аналогии четырех типов:

- прямые аналогии. Делается попытка использования готовых решений из других областей техники, живой природы, общественной жизни, литературы.

Прямые аналогии по мере накопления опыта применения синектики превратились в поиск аналогичных примеров в широком смысле;

- личные аналогии (эмпатии). Это попытка взглянуть на задачу, отождествив себя с объектом и войдя в его образ. Применение личной аналогии имеет целью добиться лучшего понимания задачи, определения условий её осуществления, выявления ряда факторов, связанных с решением задачи, но обычно ускользающих от внимания.

Личное отождествление с элементами задачи освобождает человека от косности мышления и позволяет рассматривать проблему в новом и необычном свете;

- символические аналогии. Это «образное» описание проблемы. Требуется в парадоксальной форме кратко (буквально в двух словах) сформулировать фразу, отражающую суть явления. Эта фраза должна выражать связь между словами, которые обычно никак друг с другом не составляются, и содержать в себе нечто неожиданное, удивительное.

Символическая аналогия позволяет совершить переход в ещё более далекие от обсуждаемой проблемы сферы человеческой деятельности – политику, литературу, искусство и т.п. Это увеличивает возможности достижения успеха в решении проблемы;

- фантастические аналогии. Это представление вещей такими, какими они не являются, но какими мы бы хотели их видеть. В задачу вводятся какие-нибудь фантастические средства или фантастические персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Это требует хорошего знания фольклора, мифологии, научной фантастики.

Фантастическая аналогия способствует генерации свежих и оригинальных идей, активизирует творческое мышление.

Организация проведения сессии синекторов заимствована из арсенала метода «мозгового штурма». Однако сами сессии синекторов отличаются от сессий мозгового штурма использованием определенных приемов психологической настройки.

Основные этапы работы.

1. Формирование синектической группы.

В словаре дано такое определение: «Синектические группы – это группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений проблемы, путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов».

В отличие от «мозгового штурма» Гордон предложил формировать более или менее постоянные группы. Члены этих групп постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложение. Постепенно накапливается опыт решения задач. Можно совершенствовать состав группы, вводя новых участников. Растёт взаимопонимание, идеи подхватываются с полуслова.

Критериями отбора специалистов для этой группы служат гибкость их мышления, диапазон знаний и практического опыта (предпочтительнее специалисты, менявшие свои профессии или специальности), возраст (от 25 до 40 лет) и контрастность психологических типов.

2. Подбор ведущего.

Это достаточно важный этап. У. Гордон пишет, что синектика дает хорошие результаты при наличии сильного руководителя. Насколько это серьезно, говорит то, что допускается неоговоренная заранее смена руководителя, в зависимости от рассматриваемой проблемы.

Руководителю принадлежит право выбора методики работы. Это может быть вживание в роль, исследование некоторых второстепенных деталей проблемы или рассмотрение аналогичной ситуации, которая, однако, не обязательно должна иметь непосредственное отношение к предложенной проблеме. Когда кто-либо из членов группы высказывает интересную идею, руководитель стремится направить обсуждение на развитие, а иногда и на анализ этой идеи.

3. Формирование проблемы в общем виде.

Гордон заметил, что очень многое зависит от понимания задачи, первоначальные условия не всегда ясны, нередко они подталкивают к неверному направлению.

Интересной особенностью этого этапа является то, что в ряде случаев синекторов не посвящают в конкретные условия изобретательской задачи. Считается, что четкое формулирование задачи влечёт за собой затруднения в абстрагировании от привычного хода мышления и проторенных путей. Однако в последние годы синекторы всё чаще формулируют проблемы в том виде, в каком они даны заказчиком (задачедателем).

На синектические заседания приглашаются эксперты, которые проясняют проблемную ситуацию. Присутствующие на сессиях синекторов эксперты – это часто специалисты в области обсуждаемых проблем. Эксперт должен быть подготовлен к обсуждению и знаком с основами синектики. Он является помощником руководителя, может давать пояснения в области технической политики в данной отрасли, задавать наводящие вопросы. Главная задача эксперта – выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний. Синекторы называют этот этап «проблема как она дана» – ПКД.

4. Анализ проблемы.

На этом этапе в ходе дискуссии члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения. Автор синектики считает, что эти первые решения зачастую тормозят творческое мышление участников. Поэтому путём анализа первых решений эксперт обязан показать их слабые стороны и разъяснить сущность действительной проблемы.

На этом же этапе изыскиваются возможности превратить незнакомую и необычную проблему в некоторые привычные понятия, хорошо знакомые членам группы по опыту их работы. Каждый участник, включая эксперта, обязан найти одну и, причем, оригинально сформулированную цель решения проблемы.

С психологической точки зрения эта процедура облегчает понимание проблемы и способствует возникновению желания решить её самому.

Таким образом, после объяснения сути проблемы и ее целей членам синектической группы даётся возможность сформулировать ее так, как они её понимают или как она им представляется. Здесь выявляются привычные направления (концепции), по которым можно было бы осуществлять поиск решения задачи. По существу в большинстве случаев это означает дробление проблемы на части.

Этот этап синекторы называют «проблема, как она понята» – ПКП.

5. Генерирование идей.

Для той формулировки, которая принята на предыдущем этапе, ведущий просит дать решение, пользуясь одним из видов аналогий. Для этого начинается «экскурсия» по различным областям техники, живой природы, политики, искусства и т.п. с целью выявления того, как подобные (аналогичные) проблемы могли бы быть решены в этих далёких от решаемой задачи областях. Такой подход позволяет мысли уйти далеко в сторону от обсуждаемой проблемы. Это, по мнению синекторов, способствует активизации творческого мышления.

Рассмотренные выше четыре типа аналогий являются в синектике теми тактическими приёмами, которые способствуют продвижению в направлении решения проблемы.

Ведущий выбирает обычно одну из предложенных прямых аналогий, а члены группы должны в индивидуальном порядке дать личные аналогии, то есть рассматривать себя в данном случае в качестве «ядра атома», и дать устное объяснение ощущениям, которые они испытали бы.

После этого ведущий просит привести пример символической аналогии, или, как говорят синекторы, дать «название книги». Таким названием в рассматриваемом случае может быть «энергичная незначительность».

Затем осуществляется переход к примерам из реального мира, связанного с одним из предложенных «названий книг». Примером могущественной незначительности может быть «голос на выборах». Один поданный голос является незначительным по сравнению с миллионами других на выборах, однако он может оказаться могущественным и решающим в том случае, когда результаты выборов зависят от перевеса в один или несколько голосов.

Ведущий опять выбирает один пример, и затем следует процесс его обсуждения на фактах и с предложениями. При обсуждении вопроса о голосах на выборах можно рассмотреть, например, мысль о группировании избирателей в блоки и давлении, оказываемом этими блоками.

6. Перенос выявленных идей.

Здесь ведущий заканчивает этап «экскурсии», возвращая группу к рассматриваемой проблеме. Он пытается связать полученный на предыдущей стадии материал, внешне не относящийся к делу, с проблемой как она была понята. Отдельные слова, возникшие в процессе обсуждения, используются для выявления новых точек зрения на проблему, способствующих успешному её разрешению.

Можно найти аналогию между событиями, возникающими в двух различных ситуациях.

Важным элементом этой стадии является критическая оценка экспертов.

Если полученный взгляд на решение проблемы оказывается практически не реализуемым, можно повторить весь процесс для разбора других идей.

7. Техническая конкретизация идеи.

Перспективную идею развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и опробовать грубые прототипы устройства. Эта часть заседания ведется уже на специальном техническом языке. На этой же стадии проводится инженерный анализ, ставятся эксперименты, ищутся способы наилучшей реализации полученного решения.

Нередко, конечное решение, к которому приходят синекторы, кажется столь простым и естественным, что трудно отделаться от впечатления, что оно могло появиться и без всех этих хитроумных «аналогогенерирующих» процедур.

Особенности метода.

Создание группы синекторов позволяет в какой-то мере обойти препятствия, стоящие на пути создания изобретений в недрах существующей организации. К таким препятствиям относятся:

- косность мышления и поведения лиц, ответственных за внесение изменений;

- задержки, препятствующие реализации нововведений по мере появления идей и тем самым вовсе исключающие их;

- неспособность стимулировать спонтанное мышление при появлении проблем, не имеющих традиционного решения.

Однако синектика может быть использована только на промежуточных этапах проектирования, т.е. для исследования проблемы, реальность которой уже была предварительно доказана, и для получения решения, которое будет внедряться другими людьми. Задача синектики состоит в том, чтобы выявить общее решение некоторой проблемы.

Можно сказать, что синектика – это профессиональный мозговой штурм с широким использованием различных аналогий и накопленного опыта в решении задач.

См. статью Кириленко Н.Я. Концепция творчества.

Список литературы

1. Gordon W.I. Synectics. – New York, Harper a. Row., 1961.

2. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. – М.: Машиностроение,  1988.

См. Кириленко Н.Я. Методы принятия решений в управлении. – Коломна: КИППК, 2005.

Кириленко Н.Я. Концепции современного естествознания. – Коломна: КИППК, 2005.

Кириленко Н.Я. Естественнонаучная картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1999.

Кириленко Н.Я. Физическая картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1997.