Почти родня

Андрей Беляков 2
Андрей Беляков
ПОЧТИ РОДНЯ

  Не  знаю, как вам, а по мне так дружба – это музыка внутри. Между мужчинами она подтверждается временем. У женщин теми самыми мужчинами и проверяется. Естественно, и даже оспаривать не стану, всегда есть исключения из правил. Да и сами правила-то существуют далеко не для всех, а только для тех, кто их устанавливает и соблюдает. А вот дружба между семьями – процесс куда более многогранный и сложный. Он включает в себя отношения между главами семейств и, конечно же – и это куда серьезнее, - их женами. Важно то, что ему должна быть симпатична его жена, и он должен вызывать у нее интерес; ну, а как иначе?  Иначе нельзя. И ни грамма больше при этом, ни на миллиметр дальше. Тут ни в коем случае нельзя перейти ту линию, грань, тонкую черту, совершенно не видимую на первый взгляд…
  Запутал я вас окончательно своими разъяснениями. А ведь это далеко не все факторы, способствующие той самой дружбе. Это лишь капля в море, верхушка, так сказать, айсберга под названием «семейная дружба». Семьи должны иметь более-менее равный достаток, положение в обществе, статус проще говоря. И еще массу всего, их объединяющего. Чернил и времени не хватит перечислять, да мы и не об этом вовсе. Мы о детях этих семейств. Они – ну, помните, как в той сказке, - впоследствии поженятся, объединив, скрепив кланы окончательно. Но это в идеальном варианте. На деле же происходит в точности до наоборот. Чаще юноша и девушка из этих семейств видят друг в друге скорее брата, сестру, но никак не спутника жизни или сексуального партнера. Так было и в семьях Зарубиных и Протасовых, дочь и сын которых на протяжении всего их детства проводили время вместе, на всех торжествах, родительских отпусках и уикендах… Давайте знакомиться. Она – Зарубина Полина; он – Протасов Илья. Вместе в детстве обдирали коленки и набивали на голове шишки, обзывались и дразнились, секретничали и мечтали, кем станут, когда будут взрослыми. Так они и выросли, почти родными, знающими друг о друге буквально все, но так и не сблизившимися до конца, не влюбившимися друг в друга. Что еще? Он на три года ее старше (идеально, не правда ли?). Но… правила есть правила, сами понимаете. Оба закончили университет. Все, пожалуй. А, да, - он уехал работать в Москву, она осталась с родителями в Краснодаре. Теперь точно все…
  Через три года они встретились на юбилее ее отца – Зарубина Николая Геннадьевича. «Какой красавицей стала», - подумал он тогда. А она при взгляде на него опустила глаза.
- А Поля наша помолвлена, - радостно объявила ее мать, Ольга Васильевна. – Так что скоро милости просим на свадьбу!
- Да вы что? – от удивления соединила свои ладони на уровне груди мама Ильи, Надежда Федоровна. – Надо же! Я так рада за тебя, Поля! Какая замечательная новость!
  Улыбались все, кроме девушки и парня.
- Скромная она у нас, - обняла дочь Ольга Васильевна. – Ильюш, научил бы ты ее уму-разуму, как вести себя с мужчинами, чтоб не была такой тихоней и молчуньей.
- Я постараюсь, теть Оль, - подмигнул женщине молодой человек.
- Да, будь добр, а то эта вечная замкнутость.
- Мама! – недовольно буркнула дочь.
- Все, молчу, молчу, разбирайтесь сами. Идем, Надь, покажу тебе свои насаждения, - и взрослые женщины удалились.
С минуту Илья и Полина молча смотрели друг га друга.
- А ты изменилась!
- Как это?
- Ну, совсем взрослая, красавицей стала.
- Спасибо, ты тоже возмужал.
- Так че там, мама твоя говорит, что у тебя за проблемы?
- Ой, Илья, нашел кого слушать, нет у меня никаких проблем.
- Нет так нет. А че у тебя за жених?
- Жених как жених, - парировала девушка.
- Любишь его?
  Полина, глядя куда-то в сторону, пожала плечами.
- Ну и вопросики у тебя.
- Извини.
- Не знаю, честно. Он вроде хороший парень. У отца  работает, папа им доволен. Ну, скажем, он мне нравится. – И затем, немного подумав, добавила: Очень нравится.
- Нравится, это хорошо!
  Они вернулись к разговору на следующий день. В разгар застолья он предложил ей выйти на свежий воздух, а потом позвал на речку, откуда в этот душный день веяло прохладой. Она не стала возражать.  Захватив с собой сыра и вина, а еще сырого картофеля, чтоб запечь его на костре, молодые покинули торжество. И вот сидя у костра и глядя в ее сверкающие от огня и вина глаза, Илья вновь повторил свой вопрос:
- Расскажи, что у тебя за проблемы?
  На этот раз она не уклонилась от ответа.
- Как бы тебе объяснить? Не знаю, о чем с ним говорить при встрече.
  Илья улыбнулся.
- Все, больше ничего тебе не расскажу! – обиделась Полина.
- Да ладно, не начинай, на самом деле типичная история.
- Типичная? – удивилась девушка.
- Ну конечно! Обычное дело, когда инициаторами знакомства выступают родители. Про работу у него интересовалась? – Илья разлил остатки вина.
  Полина разочарованно покачала головой.
- Естественно, постоянно
  Парень протянул девушке бокал и, не обращая внимания на ее скепсис, продолжил:
- Про друзей, хобби; какие вот у него увлечения?
- Он футбол любит, - сделав глоток, не задумываясь, ответила Полина. – Постоянно о нем говорит.
- Ну, вот тебе и повод для разговора.
- Да какой же это повод, Илья? Я в футболе совершенно не разбираюсь.
- Это не сложно, правила я тебе объясню, - Илья, нахмурив  брови, задумался. – О! А у меня идея! – молодой человек оживился. – Скоро ведь Евро! Вот вам и шанс сблизиться!
  Девушка недоуменно смотрела на парня.
- Какой Евро?
- Бог ты мой, ты словно с другой планеты! Чемпионат  Европы по футболу, такая знаковая вещь для всех болельщиков. Теперь целый месяц – это главная новость для фанатов. У меня даже брошюрка имеется, купил в аэропорту. Там расписаны группы, города проведения матчей, краткая информация о национальных сборных, участвующих в турнире, их лидерах и еще много чего. Завтра дам тебе ее почитать. А пока давай начнем с азов, расскажу тебе правила игры. Тебе, наверное, нужно записывать – ладно, завтра, пока слушай…
  Три оставшиеся дня, что семьи провели на уикенде, Илья посвящал Полину в такой таинственный и незнакомый для нее мир под названием «футбол». Подарил имеющуюся у него брошюру. Все это, в конце концов, возымело результат. Через неделю, когда стартовал чемпионат, Илье от Полины стали приходить смс-ки, типа: «Все получилось! Спасибо! Мы вместе смотрим игры, и мне очень нравится!», «Давид Вилья, гад такой, все забивает и забивает», «Ура, победа!», «Ура, мы вышли из группы, Аршавин такой молодец!». А в ту незабываемую ночь, когда наши в четвертьфинале обыграли голландцев, и событие это праздновала практически вся страна, Полина прислала аж пять смс-сок. А потом было сообщение разочарования, после повторной встречи с Испанией в полуфинале. И все сошло на нет…
  На дворе тогда стоял 2008 год.
  Буквально через полгода Полина вышла замуж. Илья, правда, на свадьбе не присутствовал, по работе очень занят был. А вот родители его были. Мама позже в телефонном разговоре подробно все ему описала. Ей самой очень понравилось, особенно – какой красавицей была Полина. Впрочем, разве это новость для Ильи?
Они встретились спустя три года, и на этот раз по трагическому поводу. У Ильи скоропостижно скончался отец. Как оказалось потом – сердце.
  Они практически не пообщались на похоронах, каждый был поглощен своими мыслями. К тому же Илья почти все время провел с матерью, так тяжело пережившей внезапную смерть супруга. Он все думал – забрать ли ее с собой в Москву, и даже поинтересовался на этот счет мнением Полины. Но Ольга Васильевна, не дав дочери заговорить, поспешила заверить его, что здесь ей будет гораздо лучше; к тому же их семья присмотрит и поддержит ее во всем.
- Лети спокойно, Илюша, все будет хорошо, - пообещала мама Полины.
  А Илья, в свою очередь, спросил у Полины, как ее семейная жизнь, так и не увидев с ней супруга. На что девушка отвела взгляд в сторону и махнула рукой.
- Плохо, похоже он мне изменяет. Вообще не думала, что будет так, одно сплошное разочарование.
  Не ожидав такой откровенности, мужчина не стал больше ничего уточнять…
  Следующий раз Илья оказался дома спустя два года. Мама поведала ему тогда, что Полина рассталась с мужем, тяжело пережив развод. Почти год находилась в депрессии. По каким только психотерапевтам ни водила ее Ольга Васильевна. Слушая маму, Илья думал, что она после смерти отца заметно сдала, и от этого откровения щемило сердце. А она продолжала:
- Бедная девочка, раз даже чуть до суицида дело не дошло, благо Оля вовремя оказалась дома.
  Когда они встретились, он  долго всматривался в ее лицо. «Что изменилось в ней? Что-то изменилось – это очевидно. Бегающие глаза, затравленный взгляд. Она не смотрит больше мне в глаза», - понял мужчина.
- Собирайся, завтра едем на рыбалку, - после некоторой паузы предложил Илья.
- На рыбалку? – не поняла Полина.
- Да, на три дня.
- На три дня?
- Я тихо говорю?
- Нет, а почему ты спрашиваешь?
- Ты постоянно повторяешь мои слова.
- Просто все это так неожиданно, я никогда не была на рыбалке.
- Ну вот и побываешь. Палатки и спальники я возьму у Андрея, спиннинги тоже, он старый рыбак, я уже созвонился с ним. С тебя продукты и хорошее настроение.
- Продукты? Настроение?
- Поль, прекрати повторять за мной. Да, еда на три дня. Рыбу только не вздумай  брать, плохая примета.
- А что ты предпочитаешь? – наконец-то оживилась девушка.
- Устрицы в винном соусе. Да шучу! – улыбнулся Илья, заметив, как Полина округлила свои серые выразительные глаза. – Возьми тушенку, кашу там в консервах, перловую, гречневую с мясом, картошку, лаврушку для ухи и соль! Соль, главное, не забудь. Завтра в шесть утра я заеду за тобой.
- В шесть утра?
- Поль, прекращай, а?
- Все, все, не буду, не переживай, я ничего не забуду.
- Я и не переживаю, ты всегда ответственно относилась к поручениям.
- Да когда это было?
- В этой жизни, Поль, в этой…
  Рыбалка тогда, несмотря на всю ее спонтанность, вышла знатная. Наловили сомов, и даже Полина поймала несколько, не без помощи Ильи, конечно, но поймала. На огне готовили уху, Илья варил, а Полине казалось, что вкуснее ее она не пробовала ничего в жизни. А по вечерам перед костром и под сияние звезд они долго беседовали о том, о сем. И только под утро засыпали, уставшие, но с улыбками на лицах.
  Ольга Васильевна еще долго потом звонила Илье, когда тот улетел в Москву, и все благодарила его и благодарила, и много плакала при этом. Через месяц и Полина прислала смс: «Ты мой лучший психотерапевт»,
  Прошло три года, теперь женился уже Илья. Естественно, семейство Зарубиных было приглашено на свадьбу, причем в полном составе.
- Ну вот, кто будет помогать мне в дальнейшем  в сложных жизненных ситуациях? – с грустью заметила Полина, когда они с Ильей остались одни.
- Да брось ты, Поль, ничего не изменится, звони в любое время, всегда помогу, чем смогу.
- Изменится, Илья, теперь все изменится.
- Так вот ты какая! Названная сестричка моей второй половинки, - с этими словами к ребятам подошла Вика, невеста Ильи.
  От неожиданности Полина выронила из рук бокал вина. Он ударился о кафель и разбился.
- На счастье, - махнула рукой Вика и засмеялась.
  А Илья почему-то вспомнил слова из песни группы «Сплин», что страшнее тишина, и поспешил представить девушек друг другу.
- Вы очень красивая, - опустив глаза, промолвила Полина.
- Спасибо, Вы тоже.
- Девчонки, ну вы чего? Давайте на «ты», - обнял обеих Илья. – Вы ж для меня самые близкие люди! Я так хочу, чтобы вы подружились.
- Мы подружимся, милый, можешь не сомневаться, - заверила Вика и подмигнула Полине.
  А потом состоялась свадьба. Не будем углубляться в подробности, заметим лишь, что невеста была прекрасней всех.  Спустя три дня Зарубины и мама Ильи улетели в Краснодар. И жизнь вновь вернулась в свое привычное русло, год только после миллениума шел уже не восьмой, а шестнадцатый. Ольга Васильевна в этом году опять обращалась к психотерапевтам, но Надежда Федоровна об этом не узнала, дочь просила ей  об этом не говорить. Полина и на этот раз справилась. А еще в ее жизни появился молодой человек по имени Артем. Из ниоткуда возник, в общественном транспорте решился на знакомство. Он был на пару лет ее младше. И вначале она не воспринимала эти отношения всерьез. Они и вовсе сошли бы на «нет»,  но всегда какая-то причина, незначительная мелочь не давала им погаснуть окончательно…
Илья и Вика прилетели следующий раз к Надежде Федоровне в 18-ом году. Семьи собрались тогда по этому поводу. Полина была без Артема. При встрече с Ильей они долго смотрели друг на друга, внимательно разглядывая, словно боясь упустить, пропустить какие-то изменения. Так они и стояли молча, лишь слегка шевеля губами. Со стороны могло показаться, что они пытаются что-то сказать друг другу, но они молчали. Неизвестно, сколько бы все это продолжалось, но комнату вскоре стали заполнять другие люди, их родители; зашла и Вика.
- Поля у нас устроилась на работу, - торжественно сообщила Ольга Васильевна.
- О! Это чудесно! – обрадовалась Надежда Федоровна.
- Командировки только эти, непременное условие, очень уж мне не по душе все это.
- Мама!
- Ну что «мама», я лишь высказала свое мнение.
  Далее, к удивлению Ильи, Вика предложила Полине прогуляться в сад, тет-а-тет. А Геннадий Николаевич попросил Илью помочь ему с шашлыками. И он вовсе упустил их из виду. Уединиться с Полиной получилось только к вечеру.
- Ну, как ты? Как твоя семейная жизнь? – поинтересовалась она.
  Илья задумался.
- Что-то не так?
- Да все так, отношения только охладели немного, нет уж той искры, задора, что были в первый год.
  Полина устало улыбнулась.
- Знакомо.
- Посоветуй, чем мне удивить, заинтересовать супругу, ты женщина, тебе должно быть виднее.
- Илья, что я слышу? Ты ли это? Ты же сам мне всегда говорил: «Общие темы, нужно искать точки соприкосновения.» А почему вы не заведете ребенка?
- Ребенка? Ну и вопросики у тебя!
-Извини.
-Вика пока не хочет, еще не удовлетворила свои карьерные амбиции.
- Понятно, - Полина задумалась. – Запишитесь с ней на танцы, сейчас много таких школ, - и, немного помолчав, добавила: На какие-нибудь эротические.
Теперь улыбался уже Илья.
- На танцы, говоришь? Ну, я подумаю…
  А по пути в Москву, в самолете, Вика вдруг предложила Илье, обескуражив тем самым супруга:
- Может, мы запишемся на танцы?
  И вот Полина вышла на работу, стала часто летать в Москву. Вначале было тяжело от всех этих бесконечных перелетов, но человек, как известно, привыкает ко всему; втянулась и она. Артем оказался хорошим парнем, надежным таким, внимательным, а главное – терпеливым. Ждал и всегда встречал ее. Вода камень точит, и как-то возвращаясь из очередной командировки,  Полина поймала себя на мысли, что хочет встречи с ним. Предвкушая ее, сердце часто забилось в груди. Женщина улыбнулась сделанному открытию и поспешила из самолета в рукав…
  Ну, а в Москве (не могу объяснить вам, почему, но точно не по правилам) Полину тянуло позвонить Илье. Она раздумывала, противилась и постоянно откладывала звонок. Но неизбежность не предотвратить, и как-то раз она набрала его номер.
- Поля, привет! Ты в Москве? – услышала она возбужденный голос Ильи.
- Привет, да.
-Бери такси и срочно приезжай, жду тебя.
- Да я занята сейчас.
- Ничего не хочу знать, дела подождут, давай, не раздумывай.
- Как же хорошо, что ты приехала, - произнес он, впуская ее в квартиру.
- А где Вика? – поинтересовалась женщина.
- Вика? – Илья замолчал.
- Да, Вика.
- Она ушла к маме, мы поссорились.
  Полина вопросительно посмотрела на мужчину.
- Да не заморачивайся, ничего страшного, так уже не раз бывало, вернется через пару дней. Проходи, заодно поможешь мне советом.
- Нет, постой, так неправильно, ты женатый мужчина, - Полина заметно напряглась.
- Да? А я и не подумал об этом, ну, ты же как сестра мне, помоги лучше советом, - повторил мужчина.
  После некоторых колебаний женщина прошла, а он рассказал ей причину ссоры.
- Вы так и не притерлись друг к другу, никто из вас не хочет уступать, постараться услышать другого, - заключила Полина, выслушав обвинительный монолог Ильи. – А танцы-то посещаете?
- Забросили, некогда все, - махнул рукой Илья.
- Плохо это, что не находите время на себя.
- Давай сходим куда-нибудь покушаем, - предложил мужчина.
- Я могу здесь приготовить, есть что-нибудь в холодильнике?
  Илья пожал плечами.
- Идем, посмотрим, - он коснулся спины Полины, направляя ее в сторону кухни.
- О! Да тут есть из чего выбрать, честно думала, будет хуже, - удивилась та, когда Илья распахнул холодильник.
Полина приготовила пасту, еще салат из свежих огурцов и помидоров. Открыли бутылку вина. А разговор? Он не прекращался, будто они только и ждали момента остаться  вдвоем и рассказать друг другу обо всем. И внутри у каждого заиграла музыка, словно четвертое измерение, прогнав время.
- Ну покажи, станцуй, чему вас там научили на занятиях, - попросила Полина.
- Ой, давай лучше ты. Ты же занималась танцами, - и воспользовавшись замешательством женщины, принялся подбирать музыку.
- Да нет, Илья, сейчас неподходящий момент.
- Почему? Самый что ни на есть подходящий, научи меня какому-нибудь эротическому танцу примирения.
  Полина улыбнулась и задумалась.
- Ну, поставь что-нибудь романтическое, покажу тебе одну вещицу.
  Она танцевала изящно и красиво, и Илья не мог оторвать от нее глаз. Полина протянула к нему руки.
- Вставай, пробуй за мной.
И Илья встал и, улыбаясь, стал повторять движения. Все закружилось вокруг, и время! Впрочем, о нем мы уже говорили, поэтому не очень-то понятно, сколько его прошло на самом деле; на улице стемнело. Вдруг Илья остановился.
- Послушай, Поль, кого мы обманываем в конце-то концов? Только с тобой я такой, какой есть на самом деле. Мне не нужно притворяться и лукавить. Только с тобой все искренне и по-настоящему.
  Музыка закончилась, и в квартире стало непривычно тихо. Так тихо, что слышно было, как идут настенные часы." Так тихо,что я слышу как идет на глубине,вагон метро."
- Не надо, Илья, поздно, теперь уже слишком поздно. Если бы ты сказал мне это на рыбалке, да когда угодно, только до твоей свадьбы. А так – поздно, Илья, не надо.
- Да что поздно-то? Все в наших руках.
- У тебя есть жена, у меня Артем, не надо, Илья, - продолжала повторять словно самой себе Полина.
  Заиграла музыка, а мужчина и женщина продолжали молча стоять и смотреть друг на друга.
- А знаешь, что спрашивала у меня Вика, когда мы гуляли в саду в доме родителей? – наконец произнесла Полина.
- Нет.
- Как ей заинтересовать тебя, чем удивить. Она любит тебя и переживает.
- Понятно теперь, откуда  это предложение  записаться на танцы.
- Вообще-то  я ей советовала увлечься футболом.
  Через полчаса Полина уехала в гостиницу…
  Год 21-ый на дворе, лето, в доме Зарубиных на летней кухне Полина и Артем, Илья и Вика, а также Николай Геннадьевич смотрят очередной матч перенесенного на этот год Евро. Ольга Васильевна и Надежда Федоровна прогуливаются рядом в саду, рассматривая насаждения.
 - Как же я счастлива, Надь, что у наших наконец-то все хорошо!
Надежда Федоровна посмотрела на свою вечную подругу и, перекрестившись три раза, плюнула через плечо..
- Слава Богу, Оль. Слава Богу.
  А в кухне Илья ткнул Вику, указывая на Полину. Та, сжав кулачки, не сводила глаз с экрана, эмоционально реагируя  на каждое действие футболистов с мячом. Почувствовав на себе взгляд ребят, она обернулась и заулыбалась.
- Это он меня на футбол подсадил, - обратилась она к Вике, указывая на Илью.
  Вика кивнула, но промолчала.
  Странная все-таки штука – дружба между мужчиной и женщиной, и здесь точно без правил… 
   Не знаю, как вам, а по мне так грустно, когда весь день собирается дождь - и гром прогремел, зарница сверкнула вдали, - но он так и не пошел...