Запорожцы - грабители

Михаил Ханджей
В « Тайных статьях, данных Петру Андреевичу Толстому», назначенному Петром I чрезвычайным посланником в Турцию в феврале 1702 года, в § 17 говорится: -
 «О Запорожцахъ, какiе ссоры ныне явились, и какой грабёжъ подданнымъ салтановым Грекомъ отъ техъ своевольниковъ произошёл, и что за сiе учинено Запорожцомъ, и какое въ томъ доволство показано, о всёъ о томъ дан ему списокъ с того дела подлинно»

... речь идёт об ограблении в 1701 году Запорожцами каравана Греческих купцов, Турецких подданных, шедшего из Турции в Россию. Пограбленные товары, в числе которых находились драгоценные камни и жемчуг на несколько тысяч талеров, Запорожцы поделили между собою. Когда в конце 1701 года приехали в Москву за жалованьем Запорожские посланцы, бывший кошевой Герасим Крыса с товарищами, то их посадили под караул и стали допрашивать об ограблении Греческого каравана. В начале 1702 года был послан царский указ в Сечь – отдать Грекам всё  пограбленное сполна, в противном случае Крыса и его товарищи будут казнены смертию, а присылка жалованья и запасов прекратится. Запорожцы, получив этот указ, пришли в негодование и стали сноситься с Крымским ханом, чтобы возобновить с ним союз и получить помощь против России. От хана пришёл отказ, Запорожцам пришлось покориться. Между тем Силистрийский Юсуф паша продолжал требовать вознаграждение за ограбленный караван. Гетману не без труда удалось упросить присланного от паши агу взять вознаграждение жалованьем, которое ежегодно присылалось от царя Запорожцам сукнами, камками, атласом и соболями. Эти вещи были приняты по оценке, к котрым гетман прибавил ещё деньгами. (см. Соловьёв, История России, т.XIV, М.1864, стр. 170-173)

От автора: в данной работе использованы фрагменты из работ Олега Бузины, Александра Селиверстова и историка О. И. Елисеевой.


Ничего удивительного в жестокости царя России, Петра Первого, по отношению к казакам вообще, а к запорожцам в частности, нет. Если внимательно проследить историю Запорожского казачества вообще, а с момента создания Запорожской Сечи в 16-м веке в особенности, то убедитесь, что  грабеж и насилие – всё то чем они занимались. Можно добавить без преувеличения – безбашенное пьянство и сексуальное живодёрство всех и вся независимо от вероисповедания, цвета кожи и разреза глаз!

Представьте себе, читатели! По словам современного историка О. И. Елисеевой, в Сечи, перед её упразднением, «в ямах сидели 50 тысяч человек, готовых к продаже в Турцию» !!! 

 Несмотря на жёсткие меры Петра I в отношении предательского братства запорожцев, после указа Империатрицы Екатерины Великой о упразднении оного, что они вытворяли на предоставленных им землях на Кубани! Приведу пример лишь на примере "Кущёвского куреня".

"между 1702 и 1707 годами – в этот период запорожские казаки, среди которых отметился кущёвец Трофим Чёрный, совершили немало злодеяний в отношении насельников русской крепости Каменный Затон, построенной рядом с Сечью: запорожцы их грабили, убивали, угоняли их лошадей.

В 1709 году, во время Северной войны, после того как запорожцы перешли на сторону врагов России – иуды Мазепы и шведского короля Карла XII, – русские войска сожгли Запорожскую Сечь, стоявшую с 1652 года на реке Чертомлыке. Вскоре шведы были разгромлены под Полтавой, и сечевики бежали из пределов России в подданство крымского хана. На этом, наверняка, и закончилась бы история Кущёвского куреня, как и всей Запорожской Сечи, если бы Россия не простила изменников.

Спустя 25 лет, в 1734 году, запорожцам было разрешено вернуться на русскую землю, и они основали свою новую Сечь на реке Подпольной, где и продолжали свой грабительский образ жизни. Поэтому 5 июня 1775 года русские войска генерала Текелия «спокойно и без кровопролития» заняли Новую Сечь.


Те сечевики, которые не согласились с произошедшим, снова покинули Родину. Они перешли в пределы Османской империи и поступили на службу к турецкому султану, основав Задунайскую Сечь.

Эта Сечь стала аналогом Запорожской, имела в своём составе 38 куреней, в том числе Кущёвский. «Турецкие запорожцы» продолжали заниматься бандитизмом, угоном скота и грабежами на русских и польских территориях, вели кровопролитные войны с другими русскими перебежчиками в Турцию – некрасовскими казаками, привлекались турками для подавления греческого восстания против османского владычества, участвовали в зверских расправах турок над православными греками.
Как рассказывали возвратившиеся спустя много лет в Россию задунайцы, в Турции они не только не подвергались никаким притеснениям, но, напротив, пользовались большим уважением и преимуществами. Несмотря на это, оставшиеся в Турции сечевики бесславно сгинули в истории – никаких следов ни Кущёвского, ни какого-либо из остальных 37 запорожских куреней вне пределов исторической России не сохранилось.

P.S. Сгинут и сегодняшние у кого ЗАПОР...Ы вголове бесславно.

 Показательны слова наместника сечевых церквей архимандрита Владимира (Сокальского), обращённые к запорожцам, когда те решали – сопротивляться русским войскам или нет: «...Видно уже судьба наша такова, и мы приемлем от Бога достойная по делам нашим!»