Первая наибольшая заповедь

Александр Ращупкин
Первая наибольшая заповедь.

Мат 5:17-20: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное."

      Если опираться только на Синодальный перевод, то может показаться, что в словах Господа есть некое противоречие. Сначала Он говорит о незыблемости и целостности закона Божьего. После вроде бы допускает нарушение,  по факту отмены одной из заповедей. А после предупреждает, что если наше усердие в соблюдении заповедей, а именно в этом заключалась праведность книжников и фарисеев, не превзойдет их праведности, то мы не увидим Его Царства. Но как можно превзойти, нарушая одну из заповедей, ведь у Иакова мы читаем.

Иак 2:10-11: "Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона."

       Но если мы посмотрим на еврейский текст, то увидим, что на самом деле здесь нет никакого противоречия. Дело в том, что отрывок; «нарушит одну из заповедей малейших» с иврита буквально можно перевести как; нарушит порядок последовательности заповедей хотя бы на немного. Другими словами поменяет заповеди местами, вопреки тому порядку, в каком их дал Бог. По факту, даже изменив их порядок,  человек их все соблюдает, делает это искренно. И по его искренности Бог вменяет ему праведность на основании жертвы Иисуса Христа.

Иез 18:9: "поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог."

 Но за то, что человек позволяет себе изменять порядок значимости заповедей, он наречётся «малым в Царстве Небесном» К примеру, ставит во главу заповедей четвёртую а не первую заповедь. Вот о чём говорит Господь.
      Многие сегодня опираясь на слова Господа, нарушают не одну, а практически все Его заповеди, считая, что достаточно двух.

Мат 22:37-40: "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки."

      Многие учат, что сегодня нам нужно соблюдать только эти две заповеди. Но подобные мнения являются очень хитрой ловушкой лукавого на погибель многих. Ведь Господь говорит, даже согласно Синодального текста; «утверждается весь закон и пророки.» Парадокс заключается в том, что именно этими словами упраздняется, а не утверждается весь закон и пророки, согласно современных учений. Иешуа же говорит:

Мат 22:37-40: "Он сказал ему в ответ: " Люби Адоная всем своим сердцем и всей своей душой и всеми своими силами ". Это самая великая и самая важная мицва. А вторая похожа на эту: " Ты должен любить своего ближнего как самого себя ". Вся Тора и Пророки основываются на этих двух мицвот"."

      Господь открывает нам, что эти две заповеди должны стать основанием для исполнения слов Бога, а не надгробной плитою Его откровениям и повелениям. Ведь именно откровением Себя Самого Бог называет слова, которые Он начертал на скрижалях.

Исх 25:21: "И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе;"

    Есть ещё одна тонкость, которая ускользает от нашего взгляда, при чтении этого текста, в Евангелии от Матфея. Культура речи и место, где говорились эти слова. Даже сегодня, если вы станете еврею хасиду цитировать весь текст из Писания, от начала до конца, он сочтёт это не за назидание, а за оскорбление. Это будет своего рода указание на то, что он не знает и не сведущ в Священных текстах. Хасиды приемники тогдашних книжников и фарисеев. В нашем же отрывке мы читаем:

Мар 12:32-33: "Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв."

        Книжник увидел в словах Иисуса уважительное и мудрое наставление, и как полагается в таких случаях, почтительно и вежливо поблагодарил Господа за ответ. Скорее всего, этот книжник считался весьма авторитетным раввином, по тому, что прочие уже ни о чем не спрашивали Иешуа, опасаясь выказать себя более этого книжника и проявить неуважение к Тому, Кого назвал «равви» этот книжник. Это культура речи и субординации сохранилась до сих пор. Но вот, что именно мы упускаем без знания этого. Цитируя только отрывок, а не весь текст, показывается уважение к собеседнику. Вы ему как бы говорите; « ты сам хорошо знаешь, ответ.» И в нашем отрывке Господь процитировал только отрывки из этих заповедей, а не все их целиком. При этом книжник прекрасно понял, о каких заповедях идет речь и знал, как они звучат в своей целостности. Давайте прочтём их и мы, как они записаны. Именно цельно, как есть, её передал нам Марк.

Мар 12:29-30: "Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!"

      Эта заповедь начинается словами; Слушай Израиль. А если, как сегодня учат, христиане это отдельный особый народ , но не Израиль, то таковым «христианам» дальше можно не читать и не слушать. Ведь эти слова сказанны исключительно для Израиля. По тому весьма абсурдно утверждать, что заповеди Божьи «Ветхого Завета» только для евреев, а мы «христиане» должны соблюдать только эти две заповеди. Ведь если мы не духовный Израиль, то и эту заповедь Бог нам не давал, а если всё-таки Израиль, то нам необходимо утверждать своею верою весь закон и пророков, как и говорит Иешуа ха Машиах. Далее мы читаем; «....Господь Бог твой един есть.» Един Господь Бог Израиля, а если мы отторгаем себя от этого Израиля, то и Бог, не является нашим Богом. Притом Он един, и Господь говорит:

Ин 10:30: "Я и Отец — одно."

       Нам стало настолько родным разделение Писания, католическими епископами, на два Писания, именуемые сегодня « Ветхим» и «Новым» заветами, что мы в оприоре заделали себя неспособными к соблюдению этой фундаментальной заповеди.     Ведь в своём сознании, разделяя Писание, мы разделяем и Бога на старого и нового. Старого слушать совершенно не нужно, даже не обязательно и читать. Как сегодня учат, что для спасения достаточно читать Новый Завет. Даже печатают его отдельно и распространяют в отрыве от всего Писания. Но Бог един есть, Он Бог Израиля, Святой и неизменный в слове Бог, по тому и ни одна черта, и не одна Йота не может пропасть из закона. Почему так важно учитывать эту первую часть заповеди? Потому что далее стоит союз «и».

…..И люби Господа Бога твоего. Чьего « твоего»?. Твоего, Израиль. Почему «и», а потому что в том и выражается эта самая любовь, чтобы, являясь Его Израилем, слушать, что говорит Бог, и исполнять, осознавая целостность и непреложность всего сказанного Господом.