гордое сердце церковного человека

Артазар
Недостаток моей веры был в том, что я, считая себя христианином, "церковным человеком", превозносился над людьми, считая себя уже как бы избранным, и потому, по необходимости, обязанным быть хорошим, т.е. - лучше других людей.
      Гордость не давала мне желать нищеты духа, ибо я думал быть праведным от своих сил и способностей, не понимая и не чувствуя своей полной неспособности к чему-либо доброму.
      Поэтому чувство вины угнетало и убивало меня: ведь внутренне, в гордом сердце своем я не признавал за собой этой вины, считая себя невинным не только по факту веры, но, по сути, - и по естеству.
      Любой упрек, любое мнимое уничижение я отторгал от себя как яд, хотя и знал уже слова Иоанна Лествичника: "пей поругание как воду жизни", - знал, но не понимал их сердцем. Как, впрочем, и сейчас еще вполне не понимаю. А ведь именно поругание, если принять его просто - как правду о себе, - помогает нам осознать свою немощь и утвердиться в ней для того, чтобы отныне всю жизнь свою принимать уже из рук Божиих, как Авраам принял Исаака после того, как внутренне принес его в жертву.
      Для грешника вроде меня самым дорогим является его "самость", которая как стена отделяет дух человека от Духа Бога. И вот эту самость надо принести в жертву, что бы утвердиться в вере и получить благодать от Бога. И это очень тяжело для гордого сердца.
      Умом видя и признавая свою вину, - свое забвение Бога, свое неверие в Отца, и все вытекающее из этого поведение, гордое сердце не принимает по существу эту вину неверия, и возмущается ею, как злостной клеветой на себя, любимого. И это возмущение производит мучение во всем теле гордого человека и, особенно в его сердце, порождая тоску, уныние и отчаянье, доходящие иногда до безумия и самоубийства... Принять вину сердцем, - значит распять тело греха на кресте. Это Голгофа, без которой невозможно Воскресение и обожение человека. Увидев, однако, решимость человека взойти на эту Голгофу, Господь Милосердный тут же подает ему благодать-силу, без которой невозможно осуществить это решение. И тогда становиться вдруг легко, по Слову Его: "Иго Мое благо и бремя Мое легко".
      *
      В лучах Евангельского Света
      Сошла на нет звезда поэта,
      Умолкла мира суета
      В тени Голгофского Креста.

1996